Железнодорожная столица России

3k full reads

Такое гордое неофициальное название раньше имела эта небольшая станция между Петербургом и Москвой. А сейчас об этом напоминает только находящийся здесь единственный в России железнодорожный храм, построенный Константином Тоном - автором храма Христа Спасителя в Москве и могила первого министра путей сообщения - Павла Петровича Мельникова. В наше время большинство путешественников, к сожалению, проезжают её мимо, а раньше про эту станцию даже писали! Например, Радищев в "Путешествии из Петербурга в Москву" и Валентин Пикуль.

Речь идёт о небольшом городе Любань в Ленинградской области.

Любань. Фото автора
Любань. Фото автора

Именно с этим городом связана судьба Павла Петровича Мельникова, памятник которому стоит возле местного вокзала.

Павел Петрович Мельников родился 22 июля (3 августа) 1804 года в Москве. Кем были его родители, точно не неизвестно, но сам Мельников писал, что он “из дворян, крестьян не имеет”. Павел учился сначала в Московском благородном пансионе Василия Кряжева, затем - в Военно-строительной школе при Институте Корпуса инженеров путей сообщения. Как лучший ученик после окончания школы прапорщик Мельников был зачислен сразу на третий курс института. В институте Мельников тоже был первым по успехам и его имя даже было занесено на мраморную доску почета в актовом зале. Потом он остался преподавать в родном институте, а профессорское звание получил уже в 29 лет.

В 1833 году Мельников как профессор института вошел в состав Петербургского комитета строений и гидравлических работ, в котором работали в то время известные архитекторы: Росси, Стасов, Тон и Михайлов.

За время своей работы в комитете Мельников спроектирован и построил шестикилометровую предохранительную дамбу в Даугавпилсе, возглавлял строительство деревянного купола Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в Петербурге вместо металлического купола, сорванного вихрем и сброшенного на землю. Кстати, новый купол собора, сохранившийся до настоящего времени, был в то время вторым по величине деревянным куполом в Европе. После реализации этого проекта Мельников как ученый и инженер получил широкую известность в Петербурге.

Но главным делом всей жизни Мельникова была постройка первых железных дорог. В то врем Россия была лишь шестой страной в мире, начавшей их сооружение. И Мельников проводил научные исследования в области экономической эффективности и технической возможности строительства железных дорог. Именно он поддержал идею чешского инженера Герстнера построить железнодорожную линию Петербург – Царское Село – Павловск. В 1837 году эта железная дорога была сдана в эксплуатацию. Вот что об этом событии писал Валентин Пикуль в очерке "Проезжая мимо Любани":

1837 год – год смерти Пушкина стал датой зарождения на Руси железнодорожного транспорта. Институт путей сообщения уже существовал, выпуская для нужд государства знающих офицеров-путейцев. Они занимались прокладкой шоссе или каналов, о паровой же тяге судили по книге своего профессора П. П. Мельникова. В столице нудно и долго заседали многоречивые комитеты, судившие, выгодно или убыточно заведение железных дорог, пока не последовало решение свыше… Главноуправляющий путями сообщений, граф Карл Толь, герой 1812 года, вызвал к себе двух инженеров-полковников, которые считались в обществе большими друзьями.
– Господа! – сказал им Толь. – Императору надоела болтовня выживших из ума стариков сенаторов, и во исполнение его высочайшей воли мне ведено послать вас в Америку, где железные дороги строят быстрее и длиннее, нежели в Англии.
Николай Осипович Крафт заметно огорчился:
– Увы, я не знаю английского языка.
Павел Петрович Мельников засмеялся:
– Не велика премудрость, научимся: “ай оу пыпл”…
– Нельзя ли ехать в Германию? – настаивал Крафт. – Там ведь тоже заводят железные дороги, а язык немецкий я знаю.
– Нельзя! – ответил граф Толь. – Германия не имеет климатических условий, схожих с русскими просторами, а климат Америки ближе всего к русскому… Итак, прощайте, господа!

И в начале 1837 года конференция Института инженеров путей сообщения командировала Мельникова сначала в Западную Европу, а в 1839 году - на 15 месяцев в Соединенные Штаты Америки для подробного знакомства с железными дорогами, заводами по производству паровозов и строительных машин и с крупными инженерными сооружениями. Результатом этих поездок стало уникальное научное исследование - технико-экономическое обоснование строительства Петербурго-Московской железной дороги.

Потом была организована Межведомственная комиссия для составления предварительного проекта магистрали. В составе комиссии работали Мельников и Крафт, главные исполнители задания комиссии. А 1 февраля 1842 года был объявлен Указ Николая I о строительстве железной дороги, в соответствии с которым Мельников был назначен начальником Северной дирекции (Петербург–Бологое), а Крафт – начальником Южной дирекции (Бологое–Москва) строительства магистрали.

От проекта до ввода в действие железной дороги Петербург – Москва прошло всего восемь лет!

Любань. Фото автора
Любань. Фото автора

Павел Петрович не только руководил строительством дороги, но был его непосредственным участником. Случалось, что в первых поездках на новой линии от Петербурга к Москве Мельников самом водил паровоз по 14-18 часов подряд. Также он вникал и во все подробности проектирования и строительства вокзалов и производственных сооружений, хотя эта сторона деятельности была по распоряжению царя отдана архитекторам.

Так деловые отношения переросли в личную дружбу с главным архитектором стройки Константином Тоном, который затем построил железнодорожный храм в Любани.

Любань. Фото автора
Любань. Фото автора

Вклад Павла Петровича Мельникова в строительство железных дорог огромен! Он организовал ряд экспедиций для изыскательских работ по постройке новых железных дорог, и в 1860-е годы представил Правительству план, по которому намечалось сооружение в России железнодорожных линий общей протяженностью 7117 километров. За этот труд Мельников был награжден орденом Святого Владимира второй степени.

В 1862 году Мельников был назначен исполняющим обязанности, а в 1863 году – главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. В 1865 году ведомство было преобразовано в министерство, и Мельников стал первым министром путей сообщения.

Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова (С. К. Зарянко, 1869), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14618909
Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова (С. К. Зарянко, 1869), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14618909

За то время, когда Мельников был министром (с 1862 по 1869 годы), в России было построено около 4700 км железных дорог. По его же инициативе на многих заводах начали делать паровозы, вагоны, рельсы и другое оборудование для транспорта. Также Мельников принял участие в создании Коломенского паровозостроительного завода. А незадолго до этого под его руководством был построен новый Ладожский канал, соединивший Неву через Ладогу с Волховом. А ещё Мельников совместно с инженерами Д.И. Журавским и А.С. Рахневским работали над перестройкой шпиля на соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, когда деревянные конструкции были заменены металлическими в виде восьмигранной усеченной правильной пирамиды, связанной кольцами.

Санкт-Петербург. Петропавловская крепость. Фото автора
Санкт-Петербург. Петропавловская крепость. Фото автора

В 1868 году Мельников учредил первое в России железнодорожное училище в городе Ельце для подготовки машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов.

В том же 1868 году магистраль Петербург – Москва продали частному Главному обществу российских железных дорог. Мельников очень остро переживал этот факт и выступал против передачи железных дорог в частные руки. Но 20 апреля 1869 года Мельников был уволен от должности министра ( правда, одновременно он был произведён в инженер-генералы и оставлен членом Государственного совета и Комитета железных дорог).

Вот что об этом пишет В. Пикуль:

Скриншот очерка В. Пикуля "Проезжая мимо Любани"
Скриншот очерка В. Пикуля "Проезжая мимо Любани"

А ещё Мельников решил увековечить титанический труд строителей Петербурго-Московской железной дороги постройкой церкви-памятника в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Любани.

Стать автором проекта этой церкви Мельников попросил своего друга - Константина Тона. В то время Константин Тон был уже очень востребованным архитектором. Среди наиболее известных работ Тона уже числились: храм Христа Спасителя в Москве, Большой Кремлевский дворец, проекты вокзалов Московского в Петербурге и Петербургского в Москве и многое другое. Но Константин Тон не мог отказать своему другу, тем более, что половину денежных средств, необходимых для строительства церкви (около 20 тысяч рублей), Мельников внес из своих сбережений. Освящение церкви происходило в 1867 году в присутствии Мельникова.

При входе в церковь была установлена мемориальная доска, на которой были выбиты даты начала и окончания строительства церкви и имена инженеров, принимавших участие в постройке дороги, всего 79 человек.

Умер Мельников в 1880 году, в день своего рождения. У него не осталось ни жены, ни детей. Правда (интересный факт!) осталась племянница Варвара, которая через три года после кончины Павла Петровича вышла замуж за Григория Александровича Пушкина, сына поэта. А венчались они в той церкви, где Пётр Первый крестил Ибрагима Ганнибала,прадеда поэта. Но это уже совсем другая история.

Павел Петрович Мельников был похоронен под алтарем любанской церкви, как он и хотел.

Накануне своей кончины Мельников составил завещание, в котором указал, что все доходы от имущества должны идти на содержание богоугодных заведений, открытых на его средства.

Возле церкви был похоронен и третий начальник Николаевской железной дороги Аполлон Алексеевич Серебряков, который тоже долгое время проживал в Любани.  Там же похоронены его жена Юлия,  сын Владимир и дочь Надежда.

После 1917 года церковь закрыли, превратив её в склад. В подвале хранили картошку, насыпая её прямо на могилу Мельникова. По воспоминаниям местных жителей, в конце 30-х годов здание использовалось в качестве тира: здесь школьников учили стрелять из винтовки. В декабре 1937 года настоятель храма протоиерей Пётр Ильиногорский и второй священник отец Косьма Евдокимов были расстреляны в Ленинграде. После казни любанского духовенства церковь была закрыта как «бесхозная» и разграблена, а кладбище при ней с могилами инженеров-путейцев и священнослужителей разорено.

Вскоре началась война. Любань была оккупирована с 1941 по начало 1944 года. В здании депо находился лагерь военнопленных. А в церковь попал снаряд. После войны храм не действовал, но возле него появилось братское воинское захоронение.

Только в 1989 году то, что осталось от храма, было возвращено церкви. А местные жители вернули в храм спрятанные по домам иконы. Главной иконой церкви считается икона Тихвинской Божьей Матери.

После восстановления храма в 1999 году его освятил и возглавил первую в храме Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вернули в 2000 году на прежнее место и останки Павла Петровича Мельникова. Ведь в 1954 году их перезахоранивали в сквере у вокзала станции Любань, там, где сейчас стоит памятник первому министру.

В честь 200-летия Павла Петровича Мельникова 1 августа 2003 года на площади трех вокзалов в Москве состоялось торжественное открытие ещё одного памятника ему работы скульптора Салавата Щербакова.

Фото с сайта https://wanderings.online
Фото с сайта https://wanderings.online

В 2005 году была учреждёна медаль Павла Мельникова.

Так что, если будете проезжать станцию Любань, вспомните про Павла Петровича Мельникова и про историю строительства железной дороги между Петербургом и Москвой, тем более на вокзале установлены памятные стенды, рассказывающие об этом.

А ещё вспомните, что в Любани есть церковь, где каждый день молятся о здравии всех путешествующих на поездах.

Любань. Фото автора
Любань. Фото автора

Для написания статьи использованы материалы сайта http://rzd-expo.ru

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: