Красоты Ленобласти: каналы. Часть 1

6,6k full reads

Решили мы посвятить свободные дни изучению интересных мест в окрестностях Ладоги. Побывали в Староладожской крепости, на Волховской ГЭС, могиле Вещего Олега и решили заодно заглянуть в Новую Ладогу.

Красоты Ленобласти: каналы. Часть 1
Красоты Ленобласти: каналы. Часть 1

Мне давно хотелось посмотреть на ладожские каналы. Ведь известно, что самый первый канал вдоль берега Ладоги от Невы до Волхова был построен ещё Петром Первым с целью обеспечения безопасности судоходства, поскольку ежегодно в Ладоге погибало до тысячи судов. Земляные работы начались в 1719 году, а открыт был канал для судоходства в октябре 1730 года. По каналу длиной 104 километра, шириной около 20 метров и глубиной до 4 метров могли проходить любые грузовые суда того времени.

И вот мы приехали к волховскому лиману, где сходятся сразу несколько каналов.

На машине можно подъехать к самому берегу (60.116261,32.326706). Там есть очень маленький пляжик, где купаются местные и тусуются рыбаки.

Вид на Новоладожский канал. Фото автора
Вид на Новоладожский канал. Фото автора

С берега можно полюбоваться на синюю гладь волховского лимана и разглядеть на другом берегу два старинных маяка.

Такие маяки называют "створными". Они обозначают вход в канал, а их разный цвет указывает на направление движения. Еще эти маяки называют "александровскими", по второму названию Новоладожского канала.

Александровские маяки. Фото с сайта https://peterburg2.ru/restplaces/aleksandrovskie-mayaki-30484.html
Александровские маяки. Фото с сайта https://peterburg2.ru/restplaces/aleksandrovskie-mayaki-30484.html

Новоладожский канал был построен в 1861-1866 годах, так как к середине 19 века первый Петровский канал уже не справлялся с резко возросшим грузопотоком в Петербург.

В советскую эпоху канал перестал быть таким востребованным. Большую часть грузов перевозили теперь по железной дороге, а по каналу после войны сплавляли, в основном, только лес на плотах. Хотя в семидесятые годы по каналу на линии Ленинград ‒ Новая Ладога курсировало речное пассажирское судно «Заря-104».

Сейчас по Новоладожскому каналу тоже проходят суда малого и среднего водоизмещения. И нас заинтересовало то, как же они проходят наплавные мосты, так называемые "лавы" или "клади". Ведь на канале - три наплавных разводных моста, которые, оказывается, отводятся в сторону для прохода судов аж четыре раза в день по расписанию!

Этот наплавной мост находится в Новой Ладоге, примерно в 1 километре от места соединения канала и реки Волхов. Он предназначен для доступа в северную часть города, которая расположена между Новоладожским каналом и берегом Ладоги. Мост автомобильный, предназначен для автомобилей весом до 15 тонн.
По материалам сайта Plotina.Info

Очень нам понравилось в Новой Ладоге! Это настоящая Венеция, только наша, сельская! Местные жители передвигаются по каналам к своим домам и дачам на лодках, потому что проезд вдоль берега есть не везде. А ещё до сих пор существует вопрос: зачем понадобилось строить новый канал параллельно старому? Не проще ли было реконструировать: расширить, углубить, укрепить Петровский? Если знаете ответ на этот вопрос, пишите в комментариях!

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: