Почему в Одессе нет триумфальной арки?

<100 full reads

Мне всегда нравились арки. Это как ворота в другой мир, как приглашение войти и изучить его. Не случайно раньше при въезде в город устанавливали триумфальные арки, поэтому в каждом уважающем себя городе она есть. А в Одессе - нет! Хотя должна была быть! Как так?

Вообще, обычай возведения подобных сооружений восходит к культуре древних этрусков в Италии и народов Ближнего Востока. Согласно обычаю войско после сражения не могло войти в город без очищения от пролитой крови и должно было оставаться вне городских стен на "поле мёртвых" . Для процедуры очищения возводили ворота из двух вертикальных столбов и горизонтальной балки, окрашенных в красный цвет. Римляне приспособили эту конструкцию для проведения военных триумфов, но вместо ворот использовали арку. С тех пор триумфальные арки стали возводить во многих городах.

Оказывается, что и в Одессе при проектировании Французского бульвара в 1902 году была идея создать вход в город в виде триумфальной арки. Известный архитектор Одессы конца 19 века Семен Ландесман даже сделал её эскиз.

Проект Триумфальной арки на Французском бульваре. Фото с сайта http://nabludatel.od.ua
Проект Триумфальной арки на Французском бульваре. Фото с сайта http://nabludatel.od.ua
Спроектированная Ландесманом арка занимала всю ширину бульвара. В ее основе были два обелиска, увенчанных символическими изображениями России и Франции. Ведь своё название Французский бульвар получил в благодарность Франции за прием российского императора Николая II, а также ответный визит президента Французской республики Эмиля Лубэ в Санкт-Петербург.
Над центральной частью арки стояли пять бюстов: Александра III, Николая II и трех французских президентов: Сади Карно, Феликса Фора и Эмиля Лубе − тех, кто участвовал в создании и укреплении русско-французского союза.
Проект арки и Французского бульвара был отправлен президенту Французской республики Эмилю Лубэ.
Но на этом история одесской триумфальной арки заканчивается. Никаких сообщений ни в протоколах заседаний Думы, ни в протоколах заседания Городской управы не значится – до сооружения арки дело не дошло, проект навсегда остался на бумаге.
По материалам сайта http://nabludatel.od.ua

И поскольку Французскому бульвару не удалось обзавестись триумфальной аркой, землевладельцы построили на нём другие арки. Не такие грандиозные, но ставшие знаменитыми. Одна из них - Мавританская арка.

Сейчас Мавританская арка считается официальным входом на пляж Отрада. Она была построена в начале 20 века знаменитым архитектором Валерианом Шмидтом.

Раньше район Отрада был весь застроен дачами, а его красивое название по легенде, придумал какой-то земельный маклер, чтобы выгоднее продавать участки. Также есть версия, что название района пошло от дачи  греческого купца Халайджогло, которая носила имя "Вилла Отрада" . Мавританская арка раньше была въездом на дачу некой Ждановой. А во владения Халайджоглу вела другая арка. Она располагалось напротив театра Музкомедии. Её снесли в 1908 году.

Там же, на Французском бульваре, можно увидеть арку завода шампанских вин.

На ее башенках слева красуется каллиграфическая буква F, а справа – R, в знак теплых отношений Российской империи и Франции, которые тогда активно сколачивали военный блок против Германии. Завод был основан 3 мая 1898 года по инициативе французского гражданина Людвига-Эдуарда-Генриха Редерера и назывался «Шампанский завод Генри Редерера».

Автором архитектурного проекта был также француз - Шарль Бойш. Завод строили по образцу зарубежных предприятий, со всей аппаратурой, необходимой для производства шампанского, а также с просторными погребами, которые состояли из двух этажей. В промышленный комплекс, кроме подвалов для многолетней выдержки двух миллионов бутылок, входили главное здание, в котором и производили вино, а также собственная электростанция. А небольшой переулок, граничащий с заводом, впоследствии получил название Шампанского.

К сожалению, по состоянию на август 2020 года территория завода продана застройщикам, и вполне вероятно, что ни историческая арка, ни здание самого завода не сохранится.

А вот арку Ланжерон в парке имени Шевченко, который находится недалеко от Французского бульвара, наоборот, в 2013 году отреставрировали по гравюрам 1903 года.

Эта арка была построена в 1830 году архитектором Францем Боффо как парадные ворота дачи генерал-губернатора Новороссии графа Александра Ланжерона. Кроме арки, остальные постройки дачи утрачены. Сейчас Ланжерон — приморская часть города Одессы и популярный пляж.

Радостно, что любовь одесситов к аркам не утрачена! В этом году в Одессе построили две новых арки в мавританском стиле.

Это было сделано в рамках благоустройства парка "Преображенский". Арки находятся со стороны улицы Мечникова и улицы Новощепной ряд.

Одесса. Арка парка Преоображенский. Фото автора
Одесса. Арка парка Преоображенский. Фото автора

Улица Новощепной ряд примыкает непосредственно к знаменитому одесскому рынку - Привозу, вход в который тоже был оформлен в виде арок.

Фруктовый пассаж до сих пор является главной архитектурной достопримечательностью рынка. Он был построен в 1913-1916 годы архитектором Фёдором Нестурхом и состоял из четырех двухэтажных корпусов, соединенных арками.

Но с этой стороны подход к Привозу настолько закрыт машинами торговцев, снующими туда-сюда, что несмотря на все мои усилия сфотографировать вход целиком у меня не получилось.

ООдесса. Привоз. Фруктовый пассаж. Фото автора
ООдесса. Привоз. Фруктовый пассаж. Фото автора

В этом году, 23 февраля, рынку Привоз исполнилось 155 лет, и поэтому там сейчас проводят большую реконструкцию, в том числе устанавливают новые входные арки.

Одесса. Привоз. Фото автора
Одесса. Привоз. Фото автора

Появилась новая входная арка и после реконструкции ещё одного знаменитого одесского рынка - Староконного.

Одесса. Староконный рынок. Фото автора
Одесса. Староконный рынок. Фото автора

А вот арке арке на территории знаменитого курорта Куяльник пока не везёт. Несмотря на то, что комплекс санаторных зданий и сооружений на Куяльницком лимане является настоящим памятником истории и архитектуры, его реставрацией сейчас никто не занимается.

Куяльник. Фото Александр Вельможко с сайта https://uc.od.ua
Куяльник. Фото Александр Вельможко с сайта https://uc.od.ua

Санаторий был построен известным архитектором Николаем Толвинским во второй половине 19 века. Арка, о которой идет речь, — не только элемент системы опорных стен обрыва, но и лечебное сооружение: с одной стороны к ней ведет лестница, которую создавали для разработки коленных суставов. С другой стороны от подножий склона к арке ведет дорога-серпантин, по которой когда-то ездили кареты.

Куяльник. Фото Александр Вельможко с сайта https://uc.od.ua
Куяльник. Фото Александр Вельможко с сайта https://uc.od.ua

Сохранилась в Одессе и арка советской постройки. Она находится на улице Тираспольской, 23 и представляет собой полуциркульную аркаду из пяти арок, которые отделяют двор от проезжей части.

Одесса. Тираспольская улица, дом 23. Фото автора.
Одесса. Тираспольская улица, дом 23. Фото автора.

Это сооружение - творчество архитектора Вайнштейна, который работал в Одессе в 1940-1950-х годах.

Есть в Одессе и ещё одна безымянная арка, о которой знают все одесситы. Ее называют по-разному: аркой на улице Софиевской, аркой Художественного музея, аркой, ведущей на бульвар Жванецкого. А знаменита эта арка была тем, что через эту арку открывался чудесный вид на море, поэтому её так любили фотографы, художники и кинематографисты.

Фото с сайта http://www.moldavanka.od.uaФото с сайта http://www.moldavanka.od.ua
Фото с сайта http://www.moldavanka.od.uaФото с сайта http://www.moldavanka.od.ua

К сожалению, сейчас одесситы и гости города видят в арке не море, а уродливые ребристые цилиндры зернотерминала.

Фото с сайта http://www.moldavanka.od.ua
Фото с сайта http://www.moldavanka.od.ua

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: