Шлиссельбург: Венеция по-русски

2,7k full reads

Большинство туристов едет в Шлиссельбург для того, чтобы попасть в крепость "Орешек", и не уделяют внимания этому старинному городу, которому исполнилось почти 700 лет.

Шлиссельбург. Петровский мост. Фото автора
Шлиссельбург. Петровский мост. Фото автора

И совершенно напрасно! На мой взгляд, Шлиссельбург достоин того, чтобы уделить ему хотя бы один день. Как город Шлиссельбург образовался в 1780 году из посада, расположенного на левом берегу Невы, после освобождения этих этих земель от шведов. Но историки считают датой его основания 12 августа 1323 года. Именно в этот день в только что возведенной крепости "Орешек" был заключен мирный договор между Новгородской республикой и Шведским королевством. Шлиссельбург переводится как "ключ-город", но с 1944 года город почти полвека город именовался Петрокрепостью. Сейчас это название сохранилось за железнодорожной станцией, а городу историческое название было возвращено в 1992 году.

В этом маленьком городе (площадь города всего 16 квадратных километров) с населением около 15 000 человек есть очень много интересных достопримечательностей на любой вкус, как мне нравится.

В городе есть аж три канала: Петровский, Новоладожский и Малоневский. Они пересекают его во всех направлениях и делают Шлиссельбург похожим на Венецию, ведь по городу удобно передвигаться на лодках.

Скриншот из Яндекс-карт
Скриншот из Яндекс-карт

Самый старый из каналов - Петровский, или Староладожский, построен в 1730 году. И здесь, в Шлиссельбурге, он берёт своё начало, соединяясь старинной шлюзовой системой с Невой.

Через канал перекинут старинный мост, который был введён в эксплуатацию к навигации 1833 года.

Этот мост интересен тем, что установлен на гранитных колоннах.

Шлиссельбург. Петровский мост и Староладожский канал. Фото автора
Шлиссельбург. Петровский мост и Староладожский канал. Фото автора

Канал, мост и шлюзы - это часть единой судоходной системы, которая берёт своё начало в петровское время и используется до наших дней. Подробнее об этом рассказано в статье: "Красоты Ленобласти: каналы".

Рядом с Петровским мостом находится Благовещенский собор, вид на который - это классический пейзаж России: блеск и нищета.

Храм был возведён в 1726-1727 годах. В тридцатые годы храмовый комплекс, как и большинство церквей в России, был закрыт. Как только не использовались здания: и под склад, и под спортивный клуб, а колокольня собора вообще была переделана под парашютную вышку. Добавили разрушений и военные годы. Поэтому реставрация ведётся с шестидесятых годов 20 века и до сих пор.

Рядом с храмом начинается местный парк, вход в который намекает на то, что сейчас вы попадёте в п пятидесятые годы 20 века.

Шлиссельбург. Фото автора
Шлиссельбург. Фото автора

И, действительно, первое, что вы увидите - это памятник Кирову.

Шлиссельбург. Памятник Кирову.. Фото автора
Шлиссельбург. Памятник Кирову.. Фото автора

А если пройти по аллее дальше, то понимаешь, что в этом парке можно снимать фильм про советскую эпоху.

Аллея со старыми деревьями идёт вдоль берега Староладожского канала, через который перекинуты несколько пешеходных мостов.

На другой стороне канала расположена Красная площадь со старинными пушками и якорем, поднятым со дна Ладоги.

Там же, на площади, установлен памятник графу Савве Лукичу Рагузинскому, сподвижнику Петра и дипломату. Но Рагузинский известен обывателем не своей деятельностью, а тем, что привёз из Африки маленького невольника - Абрама Ганнибала, прадедушку Пушкина. Памятник новый - открыт в 2011 году.

Шлиссельбург. Памятник Рагузинскому. Фото автора
Шлиссельбург. Памятник Рагузинскому. Фото автора

Если от площади пройти вдоль шлюзов к Неве, то можно выйти к другому памятнику - Петру Первому, который установлен у Петровской пристани. Кстати, это первый после революции памятник царю. Его установили в 1957 году. Для памятника была использована модель, выполненная Антокольским в 1872 году. А ещё у этого памятника есть несколько близнецов.

От Петровской пристани отправляются теплоходы к крепости "Орешек". Была суббота, и желающих отправиться на экскурсию было очень много.

Но в "Орешек" в этот раз мы не поплыли, потому что изучали Шлиссельбург на велосипедах, да и в крепости уже бывали раньше.

Но на "Орешек" интересно полюбоваться с берега Новоладожского канала, который начинается рядом.

Шлиссельбург. Вид на "Орешек". Фото автора
Шлиссельбург. Вид на "Орешек". Фото автора

Берега канала очень живописны: старинная крепость, раскрашенные осенью деревья и даже сказочная золотая рыбка!

Шлиссельбург. Новоладожский канал. Фото автора
Шлиссельбург. Новоладожский канал. Фото автора

Но не только рыбка здесь сказочная - виды на канал и Ладогу переносят вас в сказочный мир Древней Руси.

Но самый красивый вид, на мой взгляд, в устье канала: широкий простор и синяя гладь Невы.

А в городе старые постройки соседствуют с современными домами.

Шлиссельбург. Фото автора
Шлиссельбург. Фото автора

Сохранился дом 19 века - памятник архитектуры, охраняемый государством, как гласит табличка на нём.

Государство, которое должно охранять этот дом, находится в соседнем здании. Но почему-то у администрации Шлиссельбурга нет средств не только на охрану памятника архитектуры, но и на то, чтобы заштукатурить и покрасить стену дома под мемориальной табличкой.

На здании администрации тоже есть интересная табличка. Она установлена в честь коммуниста-анархиста Иустина Жука, бывшего политического заключенного "Орешка". Жук, слесарь с завода, стал лидером трудовой коммуны, которая установила контроль над Шлиссельбургом. Коммуна снабжала петроградских революционеров взрывчаткой, а красногвардейцы под командованием Жука участвовали в штурме Зимнего дворца. Жук погиб в бою в районе деревни Грузино 25 октября 1919 года, а улица его имени осталась.

Шлиссельбург. Фото автора
Шлиссельбург. Фото автора

Другие дома как будто хранят на себе следы войны до сих пор. Из истории известно, что город был оккупирован 8 сентября 1941 года, а сама крепость в течение 500 дней держала героическую оборону, не позволив немецким войскам переправиться на правый берег Невы.

Шлиссельбург. Фото автора
Шлиссельбург. Фото автора

25 сентября 1941 года в районе города был высажен кораблями Ладожской военной флотилии и погиб Шлиссельбургский десант. 18 января 1943 года в ходе операции "Искра" Шлиссельбург был освобождён. В память о тех событиях в парке города расположена экспозиция "Эхо войны".

Сразу после освобождения города началось строительство временной железнодорожной переправы через Неву. Она была возведена под постоянными обстрелами с немецко-фашистской стороны в рекордные сроки: на постройку свайно-ледовой переправы ушло всего 17 дней. Позднее через Неву был построен деревянный высоководный свайный мост. Первый состав с продовольствием, прошедший по ветке Шлиссельбург-Поляны, прибыл в Ленинград уже 7 февраля 1943 года.
По материалам сайта © https://peterburg.center

Памятник строителям переправы находится на другом берегу Невы.

Шлиссельбург. Фото автора
Шлиссельбург. Фото автора

Вот как этот памятник выглядит вблизи.

Есть ещё в городе музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда" и Музей истории города, открытый в 1995 году. Музей находится на Фабричном острове в историческом здании — памятнике промышленной архитектуры 19 века.

Шлиссельбург. Музей истории города. Фото автора
Шлиссельбург. Музей истории города. Фото автора

Он расположен на въезде в город на берегу Малоневского канала. Вдоль берегов канала пришвартованы многочисленные разнокалиберные судёнышки.

Мне ещё в городе понравились двухэтажные жилые дома, вероятно, послевоенной постройки, расположенные на уютной тенистой улице.

И сам город тоже понравился! Обязательно приеду сюда ещё, чтобы побывать в музеях.

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: