Скульптурная симфония любви Арсена Аветисяна

749 full reads

У вас когда-нибудь бывали мурашки от музыки? А от скульптуры? Именно этим отличаются гениальные произведения. Они воздействуют на наши чувства так, что мы испытываем тот же трепет и восторг, как при общении с любимым человеком. Когда хочется все увидеть, услышать, понять и ощутить!

Ночной диалог. Арсен Аветисян. Фото с сайта http://www.arsen.net
Ночной диалог. Арсен Аветисян. Фото с сайта http://www.arsen.net

Эти эмоции всегда разные, как и творения гениального скульптора Арсена Аветисяна, который был "самым счастливым человеком на земле". За свою короткую жизнь Аветисян создал произведения, которые теперь являются новыми символами Петербурга.

А. Аветисян "Дерево любви".Наб. Макарова, 6. Фото с сайта https://petersburglike.ru
А. Аветисян "Дерево любви".Наб. Макарова, 6. Фото с сайта https://petersburglike.ru

Моё знакомство с творчеством Арсена Аветисяна началось в прошлом году в Зеленогорске. Там, около лютеранской кирхи, есть памятник "Дерево дружбы" или "Примирение".

Он был установлен в 2004 году в память обо всех жертвах советско-финской войны 1939-1940 годов. Около этого памятника я стояла очень долго, рассматривая растущие из гранитной скалы винтовки-деревья, побеги которых сплелись ветвями. Гениальная идея и воплощение!

Тоже в Зеленогорске, но чуть дальше по улице, - ещё одна скульптура Аветисяна - таксолавочка. В ней - совсем другие эмоции! Даже не верится, что автор - один и тот же человек.

На самом деле название скульптуры - "Дорога на карнавал". И посвящена она таксе Всеволода Эмильевича Мейерхольда, который в 1912 году жил и творил в Зеленогорске, а также прогуливался здесь же со своей "театральной" собакой. Присмотритесь, сзади у неё - маска.

Чуть дальше - скульптура "Хлеб" . Сколько смысла в её лаконичности!

Здесь - и прославление буханки чёрного хлеба, и 125 суточных граммов, которые спасали жизни тысячам обессиленных блокадников Ленинграда, и одиночество!

После осмотра всех этих необычных скульптур мне захотелось узнать побольше об их авторе.

Аветисян Арсен Альбертович родился 27 мая 1971 года (в день рождения Петербурга!) в Ереване. Его отец - Альберт Григорьевич Аветисян - народный художник Армении, автор многих монументальных произведений установленных в Киеве, Вашингтоне и Париже. А ещё он украсил бывшее советское пространство 15 гигантскими бронзовыми мемориальными комплексами. Например, для для мемориала Государственного музея Украины в Киеве вместе со скульптором Фридом Согомоняном он соорудил самый тяжелый в мире монумент -"Форсирование Днепра". Скульптору понадобилось для него 550 тонн бронзы.

 Киев. Композиция «Форсирование Днепра».Фото автора
Киев. Композиция «Форсирование Днепра».Фото автора

Мать Арсена - Жанна Симонян - тоже талантливый художник. Её работы и гобелены находятся в Национальной галерее Армении в Ереване.

Богемная семья подарила Арсену детство в любви, достатке и среди произведений искусства, поэтому неудивительно, что он пошёл по стопам родителей и поступил в Ереванский художественно-театральный институт, который успешно окончил.

Но, как истинный художник, Арсен не захотел быть известным только благодаря своему громкому имени, поэтому принял решение переехать в Петербург. Но наш город в 1993 году принял его неласково. Сначала скульптор жил по съёмным квартирам, не имея прописки и постоянной работы. Завоевывать северную столицу Арсен начал произведениями малой пластики - изящными камерными работами. Тогда и появилась первая бронзовая серия Арсена "Маски".

В поисках утраченного времени. Арсен Аветисян. Фото с сайта http://www.arsen.net
В поисках утраченного времени. Арсен Аветисян. Фото с сайта http://www.arsen.net
"В Петербурге неожиданно я почувствовал себя окруженным множеством неведомых ранее подводных течений, масок, в которые облачаются мужчины и женщины".
А. Аветисян
Арсен Аветисян. Фото с сайта http://www.arsen.net
Арсен Аветисян. Фото с сайта http://www.arsen.net

Прошло всего несколько лет, и художник стал создавать большие городские скульптуры, в которых наиболее полно раскрылось его творчество.

"Цирк приехал" - первая "уличная" работа скульптора, который до этого делал своих бронзовых героев только для интерьеров. Циркача отливали во Франции 3 месяца, а 1,5 ушло на искусство общения с петербургскими чиновниками. Некоторые из них недоумевали: "У нас тут столько проблем, а вы чем занимаетесь?"

Но в Санкт-Петербургском государственной университете такого вопроса не задавали, а, наоборот, привлекли скульптора к оформлению знаменитого дворика филологического факультета. Так во дворике появилась скульптура Аветисяна под названием "Размышления о маленьком принце". Но главный герой в ней, не принц, а шут. Ведь шут издавна является аллегорическим образом правдолюбца, а ещё скрывает под маской веселья тонкую и ранимую душу. Такую, какой обладал гениальный скульптор - Арсен Аветисян.

«Размышления о Маленьком принце». Фото: cgdbvrn.ru
«Размышления о Маленьком принце». Фото: cgdbvrn.ru
Хочу уверить Вас, что на этой планете есть абсолютно счастливые люди. Люблю свою единственную, Бога и жизнь, маму и папу, себя и друзей, солнце и горы, животных и растения, море и облака, покой и книги, искусство и творчество. И это все, в каждой скульптуре.
Я с детства мечтал о вечной любви. Я нашел свою Единственную, и хочу вам сказать, что любовь - это очень тонкий и сложный инструмент, и только овладев виртуозной игрой, Вы напишете свою симфонию вечной любви.
А.Аветисян
«Размышления о Маленьком принце». Фото: liveinternet.ru
«Размышления о Маленьком принце». Фото: liveinternet.ru

Арсен Аветисян погиб в автокатастрофе в возрасте 33 лет. Вместе с ним погибли его жена и трёхмесячная дочь. Похоронен в Париже, там, где сейчас живут его родители. На Смоленском армянском кладбище в Петербурге покоятся его жена и дочь, и установлен памятник, на котором выбито его имя.

Фото с сайта https://nekropol-spb.ru
Фото с сайта https://nekropol-spb.ru

За десять лет жизни в Петербурге, Аветисян создал для нашего города несколько замечательных скульптур:

  • 2001 год — открытие скульптурной композиции "Цирк приехал" перед зданием Большого Санкт-Петербургского государственного цирка; 
  • 2002 год — открытие скульптурной композиции "Размышление о Маленьком принце", Парк современной скульптуры, Санкт-Петербургский государственный университет , филологический факультет;
  • 2002 год — открытие скульптуры "Дорога на карнавал", город Зеленогорск, проспект Ленина, 24;
  • 2003 год — открытие скульптурной композиции "Хлеб", город Зеленогорск, проспект Ленина, 22;
  • 2004 год — открытие памятника "Примирение", город Зеленогорск, перед Лютеранской кирхой;
  • 2005 год — открытие скульптурной композиции "Перекур" в Парке современной скульптуры, Санкт-Петербургский государственный университет, филологический факультет
  • 2008 год — установлена скульптура "Дерево любви", Санкт-Петербургский государственный университет, набережная Макарова, 6, психологический факультет.

Арсен Аветисян был членом Союзов художников России и Армении, Международной федерации художников. Его произведения хранятся в музеях и частных собраниях в России и за границей.

Для подготовки статьи использованы материалы сайта http://www.arsen.net

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: