Уникальная достопримечательность Тихвина

219 full reads

В небольшой город Тихвин Ленинградской области стоит ехать по многим причинам. И одна из них - уникальный деревянный шлюз, единственный сохранившийся из 62 исторических шлюзов Тихвинской водной системы, и один из двух сохранившихся в России деревянных шлюзов.

Уникальная достопримечательность Тихвина

И, несмотря на то, что #шлюз этот восстановлен в 2014 году, но реконструирован он в полном соответствии с историческим обликом и построен по старинным технологиям.

Современный шлюз находится приблизительно на том месте, где с середины XVI века находилась водяная монастырская #мельница с плотиной и #мост через Тихвинку.

Уникальная достопримечательность Тихвина

А история шлюза начинается со времени правления Петра Gервого. Царь узнал о старинном водном пути, пролегавшем через этот край, и решил на месте бывшего волока между Тихвинкой и Соминкой проложить канал, чтобы соединить Санкт-Петербург с хлебным Нижним Поволжьем. В 1717 году Петр Первый сам побывал на этом водоразделе, тогда же были начаты работы, но они продвигались медленно.

Тихвинский шлюз. Фото автора
Тихвинский шлюз. Фото автора

А интенсивное строительство развернулось только в начале XIX века. Ведь до появления железных дорог транспортными артериями являлись именно водные пути. На Тихвинке было сооружено 7 шлюзов и 65 полушлюзов, чтобы в навигационный период по мелководной речке могли проходить хотя бы небольшие суда.

Тихвинский шлюз. Фото автора
Тихвинский шлюз. Фото автора

Для устройства шлюза прокапывали #канал, забивали сваи, рубили бревенчатые стенки шлюзовой камеры, настилали двойной пол с прослойкой из войлока.

Тихвинский шлюз. Фото автора
Тихвинский шлюз. Фото автора

Для того, чтобы пропустить лодку через такую камеру, с помощью рычагов закрывали полотна нижних раздвижных ворот, а открывали посредством рычагов кренкета нижние кренкетные окна, и через них шлюзовая камера заполнялась водой.

Напротив шлюзовой камеры располагается #плотина, она также имеет своеобразное инженерное решение. Часть плотины, непосредственно примыкающая к берегу, — устои, в промежутках между ними, в реке, располагаются опоры-«быки».

Судоходство по Тихвинской водной системе открылось в 1811 году. Сотни барж с грузами двигались мимо Тихвина в Санкт-Петербург. До 6 тысяч судов проходило в год по этой воднотранспортной системе.

Но со второй половины XIX века Мариинская водная система, по которой стали ходить суда с паровой тягой, была реконструирована и по грузопотоку резко обогнала Тихвинскую. Таким образом, постепенно #Тихвин остался в стороне от главных торговых путей. Но Тихвинская водная система использовалась до 1960-х годов и была закрыта с введением в эксплуатацию мощного Волго-Балтийского водного пути. А Тихвинский шлюз и — в особенности — его плотина находились в аварийном состоянии до конца 2000-х годов.

Они были восстановлены в качестве музейного экспоната в 1980-е годы, но весенним паводком 2005 года снова разрушены. И вновь восстановлены лишь в 2014 году. Тогда же на месте сгоревшей часовни Параскевы Пятницы установлен поклонный #крест. Часовня эта была освящена 30 мая 1889 года, в день рождения императора Петра Первого.
В тридцатых годах XX века #часовня была снесена. Но 1979 году реконструирована. Однако часовня никак не использовалась и не охранялась, и в 1983 году она чуть было не сгорела. Часовню снова восстановили, но она опять оказалась ничьей. В 2000 году часовня окончательно сгорела. И сейчас о ней напоминает лишь поклонный крест.

Для написания статьи использован материал книги Е. П. Варакина и Т.Н. Пятницкой "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ".

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" (ведь многие статьи доступны только подписчикам) и читайте ещё: