Город красно-желтых "Татр"

16 November 2020

Окунемся немного в атмосферу тульского трамвая 80-х и самого начала 90-х, а заодно и посмотрим как выглядела в это время Тула. Фотографии преимущественно Hans Oerlemans, бывшего в то время в СССР и делавшего снимки в некоторых городах бывшего Советского Союза на качественную цветную фотопленку, благодаря чему у нас сохранилась память. В те годы цветная фотопленка в отечественной любительской фотографии использовалась мало. Ряд снимков сделаны Ааре Оландером из Таллина. Кстати, он и в самом начале 2000-х был в Туле, это был единственный раз, когда мы виделись.

Сам я сделал первые трамвайные фотографии Тулы в 1998 году, если не считать несколько кадров из окна квартиры в 1991 году, но тогда увлечение фотографией у меня не пошло. В 1997-1998 годах уже были салоны "Кодак" и "Коника" и стало проще.

Но хочется окунуться в мир тульского трамвая в более ранние годы. начало 90-х мне памятно хорошо, я тогда скажем так вернулся в город, где родился и прожил первые несколько месяцев от рождения. Именно тогда я активно изучал тульский трамвай, бортовые номера вагонов, их особенности и т.п. То как выглядел трамвай тех лет, до сих пор стоит у меня перед глазами, ведь в наше время он стал несколько другим, другие типы вагонов, а большинства тех вагонов уже нет в природе, они были списаны и утилизированы, но ведь именно они и были частью нашего увлечения.

Что касается 80-х, то тульским трамваем я увлекался, когда приезжал погостить, когда буквально на несколько дней, когда на месяц знакомился с ним, а в ранние годы играл в него после возвращения или даже во время нахождения в Туле. Рисовал вагоны, вырезал. Это 9 маршрут, это 12. Совершенно еще не знал, что бортовые номера вагонов зависели от депо приписки. Это узнал уже ближе к концу 80-х

Конечно, если бы тогда фотографировал самолично, то снял бы дополнительно еще какие-то трамваи, которые были интересны лично мне. Или же места города. Но даже то, что запечатлели для истории другие люди тоже неплохо.

Трамваи тех лет были исключительно "Татры" и исключительно красно-желтые (хотя оттенки были разные и вместо красного мог быть бордовый цвет, а вместо желтого светло-розовый).

Но а теперь фотографии.

1994 год, у трамвайного депо Криволучье
1994 год, у трамвайного депо Криволучье
1992 год, ул. Оборонная, ныне здесь ТЦ и автостанция Восточная
1992 год, ул. Оборонная, ныне здесь ТЦ и автостанция Восточная
1992 год, Московский вокзал
1992 год, Московский вокзал
1994 год, ул. Марата
1994 год, ул. Марата
1987 год, ул. Коминтерна, я помню эту улицу очень зеленой, деревья на иных участках чуть ли не касались стекол окон вагона, а еще тут было ответвление до ВРМ и автобусный парк ПАТП-3
1987 год, ул. Коминтерна, я помню эту улицу очень зеленой, деревья на иных участках чуть ли не касались стекол окон вагона, а еще тут было ответвление до ВРМ и автобусный парк ПАТП-3
1987 год, ул. Советская
1987 год, ул. Советская
1992, ул. Советская в районе ост. Мосина, справа "Поле чудес", скоро там будеи много коммерческих киосков
1992, ул. Советская в районе ост. Мосина, справа "Поле чудес", скоро там будеи много коммерческих киосков
1987 год, ул. Советская, ост. Мосина
1987 год, ул. Советская, ост. Мосина
1994 год, ул. Плеханова
1994 год, ул. Плеханова
1983 год, ул. Плеханова
1983 год, ул. Плеханова
1992 год, ул. Советская
1992 год, ул. Советская
80-е годы, ул. Советская
80-е годы, ул. Советская
1987 год, ул. Епифанская, последние годы частного сектора на улице
1987 год, ул. Епифанская, последние годы частного сектора на улице
1994 год, въезд в депо 2
1994 год, въезд в депо 2
1994 год, некоторые вагоны в тот период взамен желтого имели розовую светло окраску, фотография зафиксировала для истории вагоны 201-202, но такие трамваи были и в первом депо, ул. Марата
1994 год, некоторые вагоны в тот период взамен желтого имели розовую светло окраску, фотография зафиксировала для истории вагоны 201-202, но такие трамваи были и в первом депо, ул. Марата
1994 год, вагон поворачивает на ул. Советская
1994 год, вагон поворачивает на ул. Советская
1987 год, ул. Епифанская
1987 год, ул. Епифанская
1987 год, ул. Епифанская. Совсем скоро и будут построены многоэтажные дома, а вагоны передадут депо 1, где они получат номера 1-2
1987 год, ул. Епифанская. Совсем скоро и будут построены многоэтажные дома, а вагоны передадут депо 1, где они получат номера 1-2

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из архива автора и сайта СТТС.

Другие материалы канала по теме городского транспорта:

Трамвай в Екатеринбурге может быть передан в частные руки

На каком транспорте ездили в городах позднего СССР. Часть 1. Трамваи

Единственный на Украине трамвай ЛВС-2009М

Город красно-желтых "Татр"
Город красно-желтых "Татр"