Тульский трамвай: текущее положение дел

1,9k full reads
2,8k story viewUnique page visitors
1,9k read the story to the endThat's 69% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
Трамвайный вагон КТМ71-619КТ, г. Тула, ул. Максима Горького, 09.2019 г.
Трамвайный вагон КТМ71-619КТ, г. Тула, ул. Максима Горького, 09.2019 г.
Трамвайный вагон КТМ71-619КТ, г. Тула, ул. Максима Горького, 09.2019 г.

Эксплуатирует трамвайную сеть города Тулы МКП «Тулгорэлектротранс». Трамвайная система Тулы начала свою историю с 1927 года, в лучшие времена насчитывала 2 депо, одни вагоноремонтные мастерские, около 300 вагонов и 16 маршрутов. Однако, речь в данном материале не об истории, а о текущем состоянии тульского трамвая.

1 Маршрутная сеть

По состоянию на январь 2020 года действует 11 маршрутов. Из них 8 маршрутов работают каждый день, а три маршрута работают лишь в будни в часы-пик. Интерес представляет также то, что 8 (!) из 11 маршрутов проходят через Пролетарский округ города, при этом именно здесь имеется единственный в Туле «районный» (ныне окружной) маршрут № 7, начальная и конечная точки которого расположены в Пролетарском округе. Все остальные маршруты связывают между собой как минимум два округа города.

Актуальная схема маршрутов, схема с сайта www.tram71.ru
Актуальная схема маршрутов, схема с сайта www.tram71.ru
Актуальная схема маршрутов, схема с сайта www.tram71.ru

Все маршруты тульского трамвая представлены в списке:

Номер маршрута Наименование Выпуск в будни Выпуск в выходные дни

3 Щегловская засека – Московский вокзал 4 4

6 Стадион «Металлург» – ул. Штыковая 2 0

7 Щегловская засека – стадион «Металлург» 7 5

8 Московский вокзал – ул. Штыковая 2 2

9 Стадион «Металлург» – Московский вокзал 8 8

10 Стадион «Металлург» – Кондитерская фабрика «Ясная поляна» 8 6

11 Щегловская засека – «Красный Перекоп» 2 0

12 Пос. Менделеевский – ул. Штыковая 10 8

13 Стадион «Металлург» – Пос. Менделеевский 10 9

14 Пос. Менделеевский – Кондитерская фабрика «Ясная поляна» 8 6

15 Щегловская засека – ул. Штыковая 2 0

Напомним, что к моменту распада СССР действовало 15 маршрутов, номера 1-15, максимальное количество маршрутов было в 1985 году, действовал еще 16 маршрут. Наивысшем номером маршрута в Туле был 20. Также периодически действовал маршрут «Кольцо», единственный, который обозначался не номером.

Трамвайный вагон Т6В5, г. Тула, 08.2019 г.
Трамвайный вагон Т6В5, г. Тула, 08.2019 г.
Трамвайный вагон Т6В5, г. Тула, 08.2019 г.

2 Подвижной состав

В настоящее время для выпуска и ремонта, включая капитальный, подвижного состава используется один парк, ныне трамвайное депо, которое расположено на площадях бывшего трамвайного депо № 2. Фактически депо № 1 в 2000-е переехало на территорию прежнего депо № 2. Депо № 1 на Оборонной долго использовалось как автобусный парк МКП «Тулгорэлектротранс», после чего территория была продана и ныне на большей ее части ведется застройка жилым кварталом. Т.е. площадка первого депо потеряна безвозвратно.

По состоянию на 12.12.2019 года на балансе числилось 104 пассажирских вагона, среди которых: 46 «ветеранов» еще чехословацкого и чешского производства Т-6В5 (альтернативное обозначение Т-3М) – вагоны еще советской поставки 1988-1989 годов выпуска №№ 13,14,17,18,23,24,25,26,27,28,29,30,55,56,83,84, 301,305,308,309,311,313,316,317,319,320,322,324,326,332,333,334,335,338,340, 341,344,346,347,348,349,350,356,358 и единственные новые вагоны, поступившие в 1996 году напрямую из Чехии с завода №№ 47,48. Разброс нумерации объясняется тем, что вагоны с двухзначными номерами принадлежали депо на Оборонной, а вагоны 300-й серии сохранили номера, которые были приняты в депо Криволучье, когда оно было еще вторым. Перенумеровывать вагоны не стали. Вагон № 358 ныне самый крупный бортовой номер тульского трамвая. Самым же крупным номером в истории тульского трамвая был 446, но продолжалось это недолго. Поезд Т-3 445-446 поставки 1986 года послужил в бывшем втором депо недолго и был передан первому депо, где получил номера 1-2. Надо отметить, что долго самые большие бортовые номера имел поезд 441-442, а вплоть до августа 2017 года самый большой номер носил вагон Т-3 № 434.

Вагон Т6В5, г. Тула, поворот с ул. Станиславского на ул. Руднева, 08.2019 года
Вагон Т6В5, г. Тула, поворот с ул. Станиславского на ул. Руднева, 08.2019 года
Вагон Т6В5, г. Тула, поворот с ул. Станиславского на ул. Руднева, 08.2019 года

43 вагона КТМ71-619КТ 2004-2006 годов выпуска – так называемые «московские подарки», вагоны передавались безвозмездно городу Туле в 2016 и 2018 годах Москвой, всего поступило 50 вагонов, 30 в 2016 году, из которых 6 с тульскими бортовыми номерами 37,49,53,64,68,69 не эксплуатировались и были разобраны на запчасти и в 2019 году списаны, еще один вагон № 67 возил пассажиров, но был разбит осенью 2018 года и также списан. Таким образом, на балансе осталось 43 вагона с бортовыми №№ 5,6,10,15,16,31,32,33,34,35,39,40,41,42,43,44,45,46,50,51,52,54,58,59,60,61,62,63,65,66,70,71,72,73,74,75,76,77,78,79,80,81,82. Вагоны 79 и 82 в эксплуатацию на данный момент не вводились.

Вагон КТМ71-619КТ № 50 на ул. Марата, 05.2019 года
Вагон КТМ71-619КТ № 50 на ул. Марата, 05.2019 года
Вагон КТМ71-619КТ № 50 на ул. Марата, 05.2019 года

1 вагон типа ЛМ-2008 (71-153) – уникальный для Тулы вагон, единственный в своем роде, первый в Центральной России (исключая Москву) вагон с частично низким полом, вагон с заводским номером 1, т.е. первый, изготовленный данной модели. Учитывая все эти факторы, периодически надолго встает. Символично, но вагон с заводским номером 1 имеет и бортовой номер 1. Это единственный новый трамвай, полученный Тулой в «тучные» нулевые годы.

Трамвайный вагон ЛМ-2008 (71-153) № 1, единственный в городе, 09.2019 года
Трамвайный вагон ЛМ-2008 (71-153) № 1, единственный в городе, 09.2019 года
Трамвайный вагон ЛМ-2008 (71-153) № 1, единственный в городе, 09.2019 года

14 вагонов 71-407 производства УТМ. В 2013 году случилась в транспортной жизни Тулы маленькая сенсация – за счет помощи федеральных средств закуплен был один трамвай и еще 13 за счет средств региона и города по программе «Доступная среда». Т.е. в город поступило 14 трамваев. Не обошлось без скандала – завод не успевал, и многие вагоны приходили в недоукомплектованном состоянии и доводились до ума уже в Туле. Бортовые номера вагонов №№ 2,3,4,7,8,9,11,12,19,20,21,22,36,38.

Трамвайный вагон 71-407 № 9, ул. Плеханова
Трамвайный вагон 71-407 № 9, ул. Плеханова
Трамвайный вагон 71-407 № 9, ул. Плеханова

Вагоны «Татра» Т-3 казалось бы не убиваемые. Долгое время составлявшие или монополию или бывшие в большинстве в 2017 году окончательно сошли с дистанции и были списаны последние из них, в том числе включая полученные из Германии модернизированные трамваи Т-3DC1/2, среди которых до осени 2013 года эксплуатировались и активные прицепы. Общими усилиями был сохранен двухдверный вагон Т-3 № 57 1973 года выпуска, как музейный образец. Вагон поставлен на ход, требуется лишь его окраска и другой ремонт внешнего вида. Из былого парка Т-3 по состоянию на декабрь 2019 года сохранялся списанный трехдверный вагон Т-3 под № 406. Вагон был оставлен на всякий случай, например, как база под трамваи специального назначения.

Музейный вагон серии Х, 09.2008 года
Музейный вагон серии Х, 09.2008 года
Музейный вагон серии Х, 09.2008 года

Небольшое количество Т-3 сохранилось в качестве спецтехники, включая переделки из трехдверных вагонов в платформы – Служебный СПС (125), СП-2 (228), СП-4 (226). Несколько двухдверных Т-3 были переоборудованы в вихревые снегоочистители (В-2 (115) и В-4 (84)) и вагон осмотра контактной сети КС (6). В качестве специального для нужд службы пути сохраняется цельный трехдверный вагон Т-3 с № СП-3 (203). Последний единственный полностью внешне сохранившийся Т-3 со всеми окнами, стеклами, дверьми, который можно встретить на улицах Тулы. Со временем воспринимается он все более и более непривычно. Вообще, если отвлечься, то тульский трамвай сильно изменился и ныне совершенно не тот, что был, например, в начале 90-х. Тогда абсолютное большинство было в системах из двух вагонов, основная модель Т-3, было два депо и вагоны первого и второго депо имели не только разный диапазон бортовых номеров, но и экипировку, часто окраску.

Служебный вагон СП-2 на базе трамвайного вагона Т-3, ул. Коминтерна, 09.2019 года
Служебный вагон СП-2 на базе трамвайного вагона Т-3, ул. Коминтерна, 09.2019 года
Служебный вагон СП-2 на базе трамвайного вагона Т-3, ул. Коминтерна, 09.2019 года

Помимо указанных уже вагонов в качестве исторического сохраняется вагон Х с символическим бортовым № 1, есть путевые машины ПРМ-3М и ПРМ-5ПМ-045, снегоочистители ВТК-01 № С-10, ГС4 (КРТТЗ) №№ С-1, С-4,С-6, С-7, С-9 и рельсотранспортер ТК28 РТ-1. Следует указать поливомоечный вагон на базе трамвая КТМ71-608К с бортовым № СП-5. Это единственный сохранившийся представитель указанной модели из 26 ранее эксплуатировавшихся в Туле трамваев этой серии. Вагоны эти были приобретены в 1992-1993 годах, когда еще были «деревянные» рубли, но валюты катастрофически не хватало и централизованные поставки чешских вагонов были прекращены. Вагоны поступали только в бывшее первое депо, где на тот момент было больше старых двухдверных «Татр» Т-3. Модель оказалась неудачной и вагоны стали быстро списываться.

Трамвайный вагон, разукрашенный болельщиками местной футбольной команды "Арсенал", г. Тула, 2019 год
Трамвайный вагон, разукрашенный болельщиками местной футбольной команды "Арсенал", г. Тула, 2019 год
Трамвайный вагон, разукрашенный болельщиками местной футбольной команды "Арсенал", г. Тула, 2019 год

3 Перспективы

На референдуме в марте 2018 года население города Тулы проголосовало за сохранение и развитие трамвая в городе. До того момента шло постепенно падение вниз, количество вагонов сократилось с 290 во времена СССР до 85, все вагоны стали работать исключительно одиночными. В 2000-е годы было закрыто РМП (ремонтно-механическое производство, ранее вагоноремонтные мастерские), первое депо (на Оборонной). В 2008 году закрыто движение 4 маршрута по однопутной линии на Косую Гору, через год пути были разобраны. Выпуск вагонов сократился до 58 единиц в будни. Число маршрутов упало до 9. Казалось, что судьба тульского трамвая близка к трамваю Твери, Рязани, Воронежа и других городов, где трамвайное движение было прекращено. То и дело возникали планы по демонтажу путей в той или иной части города.

Вагон КТМ71-619КТ № 39, ул. Советская, 01.2019 года
Вагон КТМ71-619КТ № 39, ул. Советская, 01.2019 года
Вагон КТМ71-619КТ № 39, ул. Советская, 01.2019 года

Переломными моментами стали 2018-2019 годы. Впервые количество трамвайных вагонов в инвентаре не упало, а возросло и превысило 100 вагонов, с 2019 года были возобновлены трамвайные маршруты 8 и 11. До того число маршрутов постепенно сокращалось. Сохранены практически все трамвайные линии, за исключением ветки на Косую Гору. Хоть и ненамного, но с 2019 года вырос выпуск вагонов на линию.

Однако, несмотря, на позитивные тенденции, еще рано успокаиваться, достижения не так существенны, есть проблемы с кадрами и ремонтом вагонов. На балансе в основном устаревшие вагоны, высокопольные. И в какую сторону подует ветер в плане будущего тульского трамвая сказать сложно.

Кроме того трамвайная сеть застыла в своем развитии в начале 80-х, а между тем город растет и развивается. НИИ «Мосгортрансниипроект» проработал предложения по развитию дорожной сети в Туле, где указал на необходимость развития трамвая в областном центре. Предлагается первым этапом построить новые линии по ул. Оружейной до ул. Сурикова (в район РТИ) и по ул. Хворостухина-Вильямса до Областной больницы на северо-востоке города. Вторым этапом продлить линию в Заречье и построить пути по ул. Вильямса-Кутузова с выходом на существующую сеть в районе ДК «Комбайностроителей», таким образом, с учетом развития трамвая на первом этапе на северо-востоке города сформируется свое трамвайное кольцо, образованное улицами Кирова, Хворостухина, Вильямса, Кутузова. Заключительным, третьим этапом предлагается соединить ул. Кутузова с путями на ул. Плеханова, таким образом, замкнув в Пролетарском районе большое трамвайное кольцо. На мой взгляд, стоило бы подумать также о возможности продлить трамвай в Мясново до микрорайона Петровский и соорудить пути через Восточный обвод, соединив между собой линию на Криволучье с линией на Оборонную. Такое развитие сети потребовало бы строительство в Туле нового второго депо, поскольку мощность ныне существующего депо рассчитано максимум на 150 одиночных вагонов. Т.е. имеется лишь незначительный резерв для размещения дополнительных вагонов. Но, а каким, оно, будущее для тульского трамвая будет на самом деле – покажет только время.

ДДН 131219, фото автора