Кипчаки на Северном Кавказе

1,8k full reads
2,3k story viewsUnique page visitors
1,8k read the story to the endThat's 81% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Кипчаки на Северном Кавказе

Предки кипчаков в IV-VII вв. проживали между отрогами Монгольского Ал­тая и Восточного Тянь-Шаня. Под натиском соседей они вынуждены были покинуть родные места и переселиться в верховья Иртыша и в восточноказахстанские степи. Когда в конце 20-х гг. XI в. монголоязычные племена киданей двинулись на запад, в этот процесс были вовлечены и кип­чаки. Они распространили свою власть на степные про­странства от Иртыша до Волги, а затем и до Дуная. Эти пространства стали называть Дешт-и-Кыпчак, т.е. Поло­вецкая степь. В 1055 г. о них впервые упомянули в русской летописи. Пришельцев, оказавшихся у границ Переяслав­ского княжества, нарекли половцами, что значит «поло­вые», «жёлтые».

В середине XI столетия они оказались в северокав­казских степях, изгнав оттуда печенегов. До этого они ос­воили нижнедонские и донецкие степи. Половцы отлича­лись воинственностью и не раз совершали набеги на соседей. Выделяют две наиболее могущественные кипчакские группировки: приднепровскую и донскую. Русские князья долгое время не могли справиться с половецкой угрозой. Наконец, по инициативе князя Владимира Моно­маха в 1103 г. был со­вершён удачный поход против приднепровских кипчаков. Тогда погибло 20 половецких ханов. Следующие походы были направлены против дон­ских кипчаков.

В поисках спасения половецкий хан Отрок ушел в Предкавказье. Грузинский царь Давид IV Строитель был заинтересован в привлечении кипчаков на свою службу. Он женился на его дочери Гурандухт, выступил посредни­ком в дипломатическом урегулировании вражды между кочевниками и аланами. Половцы стали основой его ар­мии. Получив командование над 40 тысячами воинов, Да­вид нанес несколько поражений туркам-сельджукам. Кип­чаки зимнее время проводили на территории Картлийской равнины, а летом откочевывали на горные пастбища. По­сле смерти Владимира Мономаха и Давида Строителя в 1125 г. хан Отрок вместе с частью орды вернулся в южно­русские степи. По преданию, его брат Сырчан, кочевавший в Приазовье, послал за ним гонца, но, сомневаясь, что От­рок захочет вернуться, приказал исполнить для него песни родины, а когда это не помогло, велел дать вдохнуть запах степной травы евшана. И это имело решающее значение для выбора хана, заявившего: «Лучше лечь костьми да на родной земле, чем на чужой жить в славе». Те, кто не по­желал последовать за своим предводителем, остались в Грузии.

Когда преследуемые русскими князьями кочевники оказались в Предкавказье, они, в свою очередь, потеснили с равнин алан, протовайнахов и протоадыгов. К началу XII столетия граница между ними и оседлыми народами Се­верного Кавказа пролегла по рекам Кубани, нижней Малке и Тереку. Ставка половцев располагалась на берегу р. Сунжи.

Русские князья нередко использовали половцев в междоусобной борьбе. Так поступали правившие в Тмута­ракани правители. Между тем кипчаки отрезали от Руси их княжество, которое отныне сделалась «землей неведомой». Сами они через Тмутаракань установили торговые отношения с Византией и, судя по археологическим свидетель­ствам, охотно приобретали у греков дорогую одежду, по­суду и украшения.

Основным занятием половцев было кочевое ското­водство. Это подтверждают как данные письменных ис­точников, так и находки в могилах костей лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота. Ремесло большого распро­странения не получило, хотя, видимо, часть населения им всё же занималась. Необходимые земледельческие продук­ты кочевники либо захватывали во время набегов, либо обменивали у оседлых соседей.

У кипчаков существовало имущественное и социаль­ное неравенство. Наряду с безынвентарными захороне­ниями можно встретить могилы, в которых были золотые и серебряные гривны, посуда из драгоценных металлов, по­ясные украшения, бронзовые котлы и т. п. Над захоронением возводилась земляная насыпь. Иногда встреча­ются впускные захороне­ния в курганы более ран­него периода.

Немыми свидетеля­ми присутствия половец­ких кочевий в степях

Предкавказья были установленные на курганах из­ваяния - «каменные бабы», являвшиеся среди прочего ме­жевыми знаками. Особенно много их было обнаружено на территории Ставрополья. Благодаря им мы получили воз­можность реконструировать детали одежды и обуви по­ловцев. В руках каменных изваяний часто изображали ча­шу.

Борьба за обладание предгорными пастбищами ос­ложняла взаимоотношения кипчаков и аланов. Когда в 1222-1223 гг. на Северный Кавказ впервые пришли монголо-татары, половцы и их соседи попытались консолидиро­ванно встретить общего врага. Но монголам удалось вне­сти разлад в их ряды. По словам Ибн ал-Асира (1160-1234), они тайно встретились с половецкими ханами и заявили им: «Мы с вами - одного рода, эти же аланы вам не родня, даже по религии они являются христианами, а вы другой веры». Половцы поддались на уговоры, и было «заключено соглашение о ненападении. Получив товары, о которых было уговорено, кипчаки ушли. Сразу после этого татары напали на аланов и перебили их, совершая все виды зло­деяний, грабя и захватывая пленников. Однако они не сдержали своё слово и беспощадно обрушились на кипча­ков, которые, доверяя соглашению, разошлись. Оказав­шись застигнутыми врасплох, они были вынуждены искать убежища в горах и болотах». Последующее нашествие привело к тому, что часть половцев была истреблена, дру­гие укрылись в горах, а большинство вошло в состав дер­жавы завоевателей - Золотой Орды.

Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.