ЧЕЛОВЕК, УМЕЮЩИЙ ОСТАНАВЛИВАТЬ ВРЕМЯ. Загадочные миры Клиффорда Саймака

ЧЕЛОВЕК, УМЕЮЩИЙ ОСТАНАВЛИВАТЬ ВРЕМЯ. Загадочные миры Клиффорда Саймака

Любите ли вы книги Клиффорда Саймака? Если да, уверена: вам не меньше 40 лет. Угадала? К сожалению, имя отца американской фантастики незнакомо для большинства современных молодых людей. Его темы для них зачастую неинтересны. Он не писал ни о завоевателях космоса, ни о спасателях вселенной, ни о компьютерных играх и виртуальной реальности. Большинство его героев были простыми, скромными, малозаметными людьми, волею судьбы попавшими в странные обстоятельства. Чем же он привлек миллионы читателей в середине ХХ века?

Хозяин, я тебя зову!

Стивен Кинг в «Розе Марене» писал о том, что картина сама находит и зовет своего хозяина. Книги Саймака точно так же притягивают своего читателя. Происходит то волшебное чувство резонанса, когда во время чтения останавливается время. Он писал о важных вещах: одиночестве, доброте, дружбе, взаимовыручке…

Почему это сейчас для молодежи не столько актуально? Может быть, из-за развития технологий, и в частности, возникновения Интернета, погружение в виртуальную реальность дает иллюзию своей востребованности. Зачем встречаться в реале, если можно не вставая с дивана, часами болтать на многочисленных форумах? Для чего заниматься спортом, прокачивать имидж, если можно стать мускулистым викингом в компьютерной игре, и проживать его жизни одну за другой?

Во время творческого расцвета Клиффорда Саймака не было компьютеров, и его герои, отнюдь не терминаторы в железных доспехах: обыкновенные фермеры, художники, путешественники решали простые и одновременно важные жизненные задачи именно в реальной действительности.

Часто его произведения чем-то напоминают «Вино из одуванчиков» Р.Брэдбери или «Фанданго» А. Грина – они легки и поэтичны, и в букете послевкусия чувствуется и оттенок светлой грусти, и щемящая нотка одиночества, и теплая волна любви ко всему живому.

Многие герои рассказов Саймака одиноки. И когда они встречают живое существо, протянувшее им руку помощи, то их чувство благодарности волшебным образом передается и читателю. Как, например, в рассказе «Зелёный мальчик с пальчик», где пришелец с другой планеты, потерпевший кораблекрушение возле дома обычного фермера, выглядел как земной сорняк. Гуманистической идеей проникнут финал рассказа: «…Я хотел знать, уж не используются ли счастье и доброта, а быть может, даже такие чувства, о которых мы, люди, еще не знаем, в мире растений так, как мы используем науки? – размышляет главный герой. – Ведь расцвел же розовый куст, когда я стал думать по-доброму о нем. А африканская фиалка? Разве она не обрела новую жизнь в человеческой доброте? Вам это может показаться несуразицей, но такой феномен не так уж нов или неизвестен. Есть люди, которые умеют получать с грядки или сада все, что захотят. О таких говорят, что у них дома живет зеленый помощник — мальчик с пальчик.

И, может быть, наличие зеленого помощника, мальчика с пальчик, зависит не столько от умения или трудов, вкладываемых в растения, сколько от доброты и интереса, проявляемого к ним человеком?..».

В объятиях доброты

Брат-близнец «Зеленого мальчика…» – рассказ «Когда в доме одиноко». Старый одинокий человек нашел в лесу умирающего пришельца. «…Моуз не знал, что это пришелец, однако он понял, что перед ним живое страдающее существо, а Старый Моуз, как бы его за глаза ни осуждали соседи, был не из тех, кто может равнодушно пройти в лесу мимо больного или раненого», – так начинается повествование. Вскоре между героями появляется взаимопонимание.

«…В эту ночь, когда Моуз лежал в постели, на него нахлынули удивительные мысли. Он представил себе другое одиночество, еще более страшное, чем то, которое он когда-либо знавал на этой заброшенной ферме, — ужасное, беспощадное одиночество межзвездных пустынь, мятущееся одиночество того, кто ищет какое-то место или живое существо, и, хотя туманный образ искомого едва вырисовывается в сознании, он обязательно найдет то, к чему стремится, и это самое важное. Никогда ему не приходили в голову такие странные мысли, и внезапно он понял, что это вовсе не его мысли, а того, другого, что находится рядом с ним в комнате…». Очень тонкий, пронзительный рассказ, из разряда тех, которые оставляют сильные впечатления.

Бессмертная тема

Тема доброты в произведения Клиффорда Самайка – главенствующая. Причем, его герои часто кажутся обычным людям странными, не от мира сего. Такой была глухонемая Люси Фишер в «Пересадочной станции», такими были родители Мэри в «Зачарованном паломничестве». По сказочному миру, заселенному злобными тварями, они шли безоружными: настолько велика была сила доброты, исходящей от них. «Подумать только! Люди спокойно идут по дороге в Диких землях и ведут с собой маленького ребенка, как будто вышли на прогулку… Это были хорошие люди. Но очень, очень странные. Не похожие на других людей. В них не было зла, а было глубокое понимание…», – отзывалась о них Ведьма.

Удивительный, необычный писатель Клиффорд Саймак. За 50 лет своей творческой деятельности он написал свыше 30-ти произведений. Среди них и научная фантастика («Заповедник гоблинов», «Пересадочная станция»), фэнтези (Братство талисмана», «Зачарованное паломничество», «Вы сотворили нас»), детективная фантастика («Почти как люди», «Принцип оборотня»).

Одна из излюбленных тем – параллельные миры («Кольцо вокруг Солнца», «Дом на берегу», «Вы сотворили нас…»). Порой возникает странное чувство, что писатель сам путешествовал по ним. Причем описывал происходящее настолько реалистично, что мне в юности хотелось, как и главному герою «Кольцо вокруг Солнца» Викерсу запустить игрушечную юлу, чтобы очутиться в параллельном мире. Остановило только отсутствие старой юлы…

И, вполне возможно, что уйдя из жизни в 1988 году, Клиффорд Саймак не покинул Землю, а просто переместился в другое измерение. Именно там он продолжает писать свои гениальные книги, которые в параллельном мире с удовольствием читают не только люди среднего и старшего возраста, но и молодёжь.