Попытка Скандинавии ответить на российский вопрос

19 October 2020

Сама идея восходит к концу Второй мировой войны и ее жестокостям. В 1948 и 1949 годах скандинавские страны Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия обсуждали предложение о создании скандинавского оборонительного союза. В конце концов все эти усилия оказались тщетными. Соответствующие взгляды на то, как оборонный союз должен позиционировать себя с державами на Западе и Востоке — как это видно из присоединения Дании и Швеции к НАТО вскоре после этого и отказа Швеции и Финляндии от него — существенно различались, особенно в вопросах, касающихся коллективной обороны в случае нападения.

Прошло уже добрых 75 лет, а североевропейского оборонного союза все еще нет. Несмотря на тщетные попытки создать оборонный союз, северные государства уже давно пытаются более тесно сотрудничать в вопросах политики безопасности, хотя и не всегда с теми же целями и обязательствами.

Растущее сотрудничество в области безопасности между скандинавскими государствами

Однако российская позиция и связанные с ней вопросы продолжают усиливать сотрудничество в области безопасности между странами. Совсем недавно это было отмечено подписанием совместной декларации о намерениях Норвегией, Финляндией и Швецией. Хотя в меморандуме Россия прямо не упоминается, формулировка явно отсылает к давлению со стороны Москвы, озвучивает: “мы живем в непредсказуемые времена с новыми вызовами и угрозами, которые способствуют чувству незащищенности в наших обществах, и все более сложной ситуации в области безопасности как в глобальном масштабе, так и в нашем регионе.”

Несмотря на эти общие настроения, геополитика диктует — по крайней мере, реалистам — приоритетность отдельных направлений политики безопасности не только с учетом ее собственной геостратегической ситуации, но и с учетом ее опыта в отношениях с соседями и другими странами или ее собственной политической культуры, размера и силы.

Что такое Nordefco?

В 2009 году Финляндия, Швеция, Норвегия объединили свои силы с Данией и Исландией, чтобы сформировать Северное оборонное сотрудничество (Nordefco): международная война с терроризмом стоила сил, а война 2008 года в Грузии вызвала страх перед Россией, особенно в Швеции и Финляндии. Однако в течение многих лет оборонный бюджет не увеличивался. Кроме того, членство в НАТО Дании, Норвегии и Исландии также ограничивает этот проект.

Тем не менее успех был достигнут, например, в ходе совместной подготовки Вооруженных сил и военных учений. Однако различные приоритеты, такие как развитие военного потенциала и координация оборонных планов, так и не были реализованы.

Фокус Nordefco также изменился. В то время первоначальное сотрудничество было сосредоточено на экономической эффективности, на нынешнем этапе, начавшемся после войны на Украине, в первую очередь доминируют проблемы безопасности. В то время как Дания полагается главным образом на НАТО, Швеция значительно увеличила свой собственный оборонный бюджет и вновь ввела воинскую повинность. Стокгольм также активизировал сотрудничество с Финляндией и, в свою очередь, обе страны объединились с НАТО, что включало участие в учениях НАТО.

Сотрудничество в Области Безопасности Между Скандинавскими Странами

Ни один из них не стремится к членству в НАТО. Вместо этого больше внимания уделяется Nordefco. Сотрудничество в области безопасности между Северными странами является более важным, чем когда-либо, в связи с потенциальным ростом России и ростом Китая как развивающейся державы в европейской части мира и особенно в Арктическом регионе. Кроме того, существует неопределенность относительно будущего НАТО при президенте Трампе, если ему удастся победить на выборах.

В 2018 году началось “видение 2025 года” Nordefco, которое требует оборонного сотрудничества в мирное время и в случае кризиса или конфликта. Только что подписанный меморандум опирается на фундамент 2018 года, но добавляет к нему слой через совместную группу стратегического планирования, которая будет создана для удовлетворительной координации сотрудничества.

Однако это сотрудничество не является юридическим обязательством, особенно в случае оказания помощи в чрезвычайной ситуации. Вместо этого утверждается, что Норвегия планирует передать командование НАТО. Таким образом, декларация не меняет правила игры, но все же является, по крайней мере, попыткой действовать сообща для проведения отчаянно необходимой политики повышенной безопасности.

Попытка Скандинавии ответить на российский вопрос