Маша и медведь: истории о доверии в рисунках Натальи Рукавишниковой

<100 full reads
151 story viewUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 65% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Работы Натальи Рукавишниковой – о взаимоотношениях взрослого и ребенка, наложенных на фольклорный сюжет. Они о любви и доверии, которые возможны на двоих, и совсем чуть-чуть – о преодолении боли и страха, о том счастливом преодолении, что случается, если рядом есть Друг. И еще одновременно они о том взрослом и о том ребенке, что спрятаны в душе каждого из нас.

Работа Натальи Рукавишниковой "Рыбалка". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Рыбалка". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Рыбалка". Из свободных источников

Работа Натальи Рукавишниковой "Путешествие". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Путешествие". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Путешествие". Из свободных источников

Я случайно наткнулась на работы Натальи Рукавишниковой, когда искала иллюстрации к своей статье «Славянский тотем в волшебной сказке: Иван-медвежье ушко». Искала и не находила. Еще удивлялась, как такой интересный сюжет и вдруг оказался обойденным вниманием художников! И увидела, как много художников увлечены другим медвежьим сюжетом – о медведе и девочке.

Работа Натальи Рукавишниковой. Названия обнаружить не удалось. Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой. Названия обнаружить не удалось. Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой. Названия обнаружить не удалось. Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Уши". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Уши". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Уши". Из свободных источников

(Что уж говорить о мультипликации! Она использует этот сюжет на все 100. Российский мультипликационный сериал «Маша и медведь» стал мировым хитом и выпускается уже тринадцатый год). Да, это очень популярный сюжет! И тогда-то я и наткнулась на работы Натальи Рукавишниковой. Даже на целую серию работ о медведе и девочке.

Работа Натальи Рукавишниковой "Вместе". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Вместе". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Вместе". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой. Названия обнаружить не удалось. Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой. Названия обнаружить не удалось. Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой. Названия обнаружить не удалось. Из свободных источников

Наталья Рукавишникова назвала свою серию «VENN». Именно они из всего массива оказались самыми. Самыми привлекающими внимание. Самыми нежными. Самыми искренними. Созданные в единой концепции, они отражают несомненную особенность художественного мышления Натальи Рукавишниковой: говорить о многом малыми средствами. Этакие хокку, наложенные акварелью на бумагу. А особенность, помноженная на усердие, дает продуктивный результат. Тот, который мир слышит и понимает. Если говорить на языке зрителя, говорить сюжетами, которым мы научены с детства. А история о медведе и девочке нам знакома с детства.

Работа Натальи Рукавишниковой "Прятки". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Прятки". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Прятки". Из свободных источников

Все помнят русскую народную сказку «Маша и медведь». Сказку о девочке, заблудившейся в лесу и попавшей в избушку медведя. Он убеждает ее, что Маша не найдет дорогу домой, поэтому ей лучше остаться у него. И девочка остается, ведет домашнее хозяйство. Только хитростью девочке удается попасть к родным: она печет пирожки и уговаривает медведя унести короб с гостинцами к бабушке и дедушке. Так девочка вместе с пирожками попадает домой. Но это адаптированная для детей сказка. Сказка о спасении от опасности.

Работа Натальи Рукавишниковой "Игры". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Игры". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Игры". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Охрана". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Охрана". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Охрана". Из свободных источников

Наши предки рассказывали другую, возникшую в период разрушения культа медведя. О медведе, который хитростью заманивает молодую девушку к себе, женится на ней, запрещает ей заходить в сарай. Но любопытство оказывается сильнее запрета: в сарае девушка обнаруживает человечьи головы, руки и ноги, варящиеся в чане. Медведь-людоед понимает, что жена нарушила запрет и убивает ее. Затем похищает ее среднюю сестру, с ней происходит та же история. И лишь младшая сестра оказывается хитрее: она обнаруживает тела сестер, по очереди оживляет их и возвращает в коробе с гостинцами родителям (вот откуда короб в адаптированной сказке!). В последнюю очередь спасается сама. А медведя ждет заслуженное наказание.

Работа Натальи Рукавишниковой "Поцелуй". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Поцелуй". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Поцелуй". Из свободных источников

Только Наталья Рукавишникова рассказывает нам совсем другую историю о девочке и медведе – счастливую историю, счастливую, несмотря на случающиеся сложности между двумя друзьями. При нарочитом минимализме, минимальном количестве изображаемых предметов, работы Натальи Рукавишниковой насыщены глубокими смыслами. Вы уже видите, что это история о детстве и взрослении. На 13 работах изображены 8 разных девочек: совсем маленьких, не старше четырех лет, восьмилеток, тринадцатилетних подростков: шатенок, блондинок, даже одной рыжеволосой. Или это все-таки история о взрослении трех девочек, если судить по цвету волос?

Работа Натальи Рукавишниковой "Услышать". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Услышать". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Услышать". Из свободных источников

Значимы названия работ, они помогают понять смысл сценок: «Вместе», «Уши», «Прятки», «Услышать», «Ссора», «Путешествие», «Поцелуй», «Рыбалка», «Игры», «Охрана», «Прощание». В этих работах очень значим непосредственный контакт между персонажами, этакая воплощенная мечта кинестетиков – людей, воспринимающих мир кожей. Касания ладонью, детская рука в медвежьей лапе, прикосновения плечом и спиной, объятия, поцелуй. Даже ссора изображена кинестетически: девочка и медведь сидят, отвернувшись, но сидят, прикасаясь спинами друг к другу! Они все равно вдвоем.

Работа Натальи Рукавишниковой "Ссора". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Ссора". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "Ссора". Из свободных источников

Старший в этой паре, конечно, медведь. Он оберегает девочку и ведет ее во взрослую жизнь. А девочка дает ему возможность реализоваться в потребности заботиться и любить. В потребности взрослого. Финальная сцена – изображает объятия расстающихся. Она о прощании с детством. И о сформировавшейся готовности вступить во взрослую – непременно счастливую – жизнь.

Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!

Работа Натальи Рукавишниковой "До свидания". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "До свидания". Из свободных источников
Работа Натальи Рукавишниковой "До свидания". Из свободных источников