Настоящая статья о том, какие используются на практике средства защиты нарушенных прав в случае отмены туристической путевки и как правильно заявлять свои требования в суде.
Речь пойдет о случаях отмены туристических путевок в связи с введением карантина и вводом ограничений перемещения через границы в следствии с новой коронавирусной инфекции.
Случай из нашей практики, когда Адвокат по гражданским делам представлял интересы турагента в суде.
Потребитель заявил в суд иск к турагенту и туроператору о взыскании денежных средств, неустойки, морального вреда, штрафа, судебных расходов за не предоставленную ему туристическую путевку.
Суть спора заключалось в том, что потребитель оплатил турагенту стоимость туристической путевки в два платежа и не получил желаемого продукта ввиду закрытия границ в связи с введением карантинных мер. Посчитав, что в этом вина турагента, потребитель обратился сначала с претензией, а затем с иском в суд.
В суде потребитель занял позицию в рамках Закона о защите прав потребителей о том, что турагентом и туроператором не были надлежащим образом предоставлены услуги. Просил взыскать с ответчиков солидарно уплаченные денежные средства, штраф в размере 50%, неустойку, моральный вред и судебные расходы.
Туроператор отказывался признавать иск, мотивирую тем, что в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, вызванных новой коронавирусной инфекцией, он не смог предоставить потребителю туристическую путевку.
В суде турагент занял позицию, выраженную в том, что не отвечает по обязательствам, поскольку не является исполнителем, а только реализатором туристического продукта.
ТУРАГЕНТ ЯВЛЯЕТСЯ НЕНАДЛЕЖАЩИМ ОТВЕТЧИКОМ.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 1 Обзора Верховного суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утв. Президиумом ВС РФ 01.02.2012 г., «под исполнителем понимается Туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристического продукта в соответствии с ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ и Гражданским кодексом РФ» (Определение ВС РФ от 28.06.2011 N 51-В11-3).
Как следует из разъяснений, данных в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности").
В силу указанного, надлежащим Ответчиком по заявленным исковым требованиям будет являться Туроператор, как распорядителб денежных средств.
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ТУРАГЕНТОМ И ТУРОПЕРАТОРОМ.
В пункте 48 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что по сделкам с участием граждан-потребителей агент (посредник) может рассматриваться самостоятельным субъектом ответственности в силу ст. 37 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 1 ст. 1005 ГК РФ, если расчеты по такой сделке совершаются им от своего имени.
При этом размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения, что не исключает права потребителя требовать возмещения убытков с основного исполнителя (принципала).
Таким образом, турагент не отвечает по обязательствам в размере переданных туроператору средств, за исключением размера агентского вознаграждения.
СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Поскольку отсутствует факт нарушения основных обязательств, то и производные обязательства в виде штрафных санкций и неустоек не подлежат удовлетворению.
На основании Указа Президента РФ №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» были введены режим самоизоляции и нерабочие дни. В связи с указанным обстоятельством и событиями турагент не имел возможности осуществлять свою деятельность в обычном режиме и поставил в известность потребителя о невозможности осуществления вылета и преводе в депозит оплаченных потребителем денежных средств, по согласованию с туроператором.
Основанием же освобождения от санкций является Постановление Правительства РФ от 20.07.2020 года № 1073 которым утверждено Положение об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристического продукта, заключенного по 31.03.2020 года включительно, туроператорам, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристический продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристического продукта уплаченных ими за туристический продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристического продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в ч.3 ст.14 ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Положение).
Согласно п. 5 Положения в случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31.12.2021, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего Положения.
В силу п.6 Положения по требованию заказчика, достигшего возраста 65 лет, либо заказчика, находящегося в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия постановления, указанного в пункте 3 настоящего Положения, туроператор обязан возвратить уплаченную заказчиком денежную сумму за туристский продукт в течение 90 календарных дней с даты предъявления указанного требования, но не позднее 31.12.2021 г.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020г. № 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числедеятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма.
В связи с изложенными выше нормами, очевидно, что сроки исполнения обязательства по договору реализации туристского продукта не наступили.
Именно к такому выводу и пришел суд, оставив исковое заявление потребителя без рассмотрения.
Однако, между юристами существуют разногласия по поводу того, какие договоры подпадают под действие норм Постановления Правительства РФ от 20.07.2020 года № 1073. В Положении указано, что правила распространяются на договоры заключенные до 31.03.2020 года.
Между тем, в Положении, не упомянуто, как быть с договорами, которые были заключены до введения его в действие.
Думается, что в данном случае действует правило – закон обратной силы не имеет. Поэтому, создаются условия для обжалования уже состоявшихся решений судов, которые идут по уже сложившейся практике оставления без рассмотрения исков потребителей, либо до обобщения судебной практики Верховным Судом РФ.
Воспользоваться услугами опытного юриста по защите прав потребителей
#турист #турагент #отмена тура #защита прав потребителей