Подкасты с Алисой!

15 January

Привет, Интернет!

Уже слышали, что Яндекс запустил свой первый подкаст?

В нем соединились большие данные и маленькие человеческие истории, чтобы вы понимали, как отражается одно в другом и почему исследования Яндекса — это и про технологии, и про людей одновременно.

Я решила узнать, как им это удалось и поговорила с командой, которая занимается подкастами.

Расскажите, как вообще в голову пришла идея делать подкасты? 

Тема подкастов сейчас на подъёме: в этот формат заходят самые разные авторы. Если говорить о всем мире: появились настолько знаменитые подкасты, что их скачали сотни миллионов раз! 

В 2018 году к подкастам уже присмотрелись многие цифровые площадки, и нас это тоже заинтересовало. В этом году волна интереса, кажется, только усилилась: появились новости об очень крупных сделках в этой индустрии. 

Чувствуется, мы вовремя начали работать в этом направлении. 

Ваш формат подкаста немного нетипичный для русскоязычной аудитории. Почему выбрали именно его? 

Перед нами стояла весьма ответственная задача: запустить самый первый подкаст Яндекса. Очевидно, что без технологической составляющей обойтись было нельзя.

При этом мы ориентировались на лучшие мировые кейсы подкаст-индустрии и хотели сделать нарративный подкаст.

Нарративный подкаст — это формат подкастов, в котором рассказывается конкретная история. Часто это бывают журналистские расследования, документальные истории и даже аудиоспектакли. Делают подкасты такого формата, как правило, радиожурналисты (здесь и далее — прим. редактора).

А залог успешного нарративного подкаста — захватывающие, интересные истории.

Для того, чтобы найти эти истории, мы обратились в отдел исследований Яндекса. Они уже много лет анализирует поисковые запросы и данные, которые помогают лучше понять, как люди ведут себя в интернете и в жизни.

Например, они сделали большую карту того, что снится жителям разных регионов России и вычислили самые характерные слова для русского рэпа.

Так, постепенно, у авторов подкаста в голове сложился формат: берём большие данные из исследований Яндекса и соединяем их с искренними человеческими историями. Мы хотели продемонстрировать, что жизнь человека и технологии идут рука об руку, а реальные истории иллюстрируют или органично дополняют исследования.

Ведущего долго искать не пришлось: ведь персонаж, объединяющий в себе человеческое и технологическое, уже существовал в Яндексе к тому моменту — наша любимая Алиса! Вот так потихоньку всё и сложилось.

В процессе выглядело достаточно хаотично, но сейчас оглядываешься назад и думаешь: вообще-то, логика железная :)

Как восприняла вас аудитория? 

Сначала аудитория восприняла нас неоднозначно, потому что формат, который мы выбрали, как ты заметила, был несколько непривычен для слушателей.

После первого выпуска люди писали: «Я ничего не понял, где ведущий, а где его гость?».

Русскоязычная аудитория привыкла к студийному формату: несколько ведущих берут одну тему и обсуждают ее между собой, иногда приглашая звезд или экспертов.

Это не хорошо и не плохо, просто так сложилось, что в России большая часть популярных подкастов выглядит именно так.

Постепенно наши слушатели привыкли к новому для них формату, перестали ожидать «студийных разговоров» и им стало нравится все больше и больше.

Отдельно хочу отметить, что иногда люди жалуются на плохой звук. Это происходит из-за того, что мы используем много документальных записей, а в них, конечно, иногда бывают шумы и посторонние звуки. 

Расскажите про внутреннюю кухню подкаста: сколько нужно людей, времени, где записываете? 

Из-за сложной структуры подкаста нам непросто готовить все материалы. Гораздо легче пригласить в студию ведущих и записать их разговор. А у нас должна быть понятная история, разные персонажи, реальные записи.

Сначала мы обсуждаем тему между собой, потом начинаем искать героев. Затем договариваемся о встречахкто-то из команды едет на место и записывает. 

Иногда мы берем документальные записи у наших героев, как это было в выпуске про то, как найти собаку. Мы там использовали реальные голосовые  сообщения, которыми обменивались герои во время поиска.

Из-за объемного процесса у нас уходит примерно месяц на подготовку одного подкаста. 

На старте нас было четыре человека. Два автора разрабатывали темы, искали и записывали героев (то, что называется «продюсер» в мировой практике). Радиопродюсер Лена Упорова, которая давно занимается развитием подкастов в России, помогала формировать концепцию, придумала общее звуковое оформление подкаста, первое время занималась монтажом. А еще был Чарльз Мейнс — американский специалист, который много работает в России, в том числе с подкастами. 

Сейчас, когда подкаст уже «встал на рельсы», остались два автора, которые полностью делают всю работу и помогают друг другу с редактурой. Один делает, другой слушает черновики, дает рекомендации.

Героев записываем «в поле» — там, где встречаемся с ними. А представителей отдела исследований — в студии, в Яндексе.

Были ли какие-то трудности, с которыми вы неожиданно столкнулись? Если были, то как решали?

По-настоящему сложных проблем не было, просто было много координирующих процессов.

Глобальная задача сама по себе была непростая — надо было совместить наши творческие идеи и планы с задачами и ценностями компании, ведь подкаст выходит под брендом Яндекса. Это большая ответственность.

Еще нужно было согласовывать какие-то моменты с конкретными командами, которых это касалось. Например, с ребятами, которые делают Алису, мы общались на запуске очень плотно. У нас даже было что-то вроде защиты всего нашего проекта перед ними. Но команда очень открыто к нам отнеслась, поверила в наши идеи.

Что касается трудностей в ходе создания самих подкастов — это, как в работе над любым проектом: какие-то неожиданности, форс-мажоры.

Например, когда мы готовили выпуск про сны, мы хотели записать интервью с незрячими людьми. Одна из авторов ездила, в так называемую, «Деревню для слепых».

Она целый день там провела, но, к сожалению, подходящего материала не появилось. Нам пришлось всю дальнейшую структуру переделывать. Иногда так случается: ты думаешь, что центральный сюжет получится прям здесь и сейчас, а все выходит не так.

Еще, когда мы готовили выпуск про русский рэп, оказалось, что права на один старый, жанрообразующий трек, находятся у зарубежного агрегатора. Мы запросили у них разрешение на использование, но они нам ответили, что нужно им за это заплатить большие деньги, хотя мы просили 15-30 сек. Мы, конечно же, отказались от этой идеи.

Ждать ли нам новых подкастов от Яндекса?

Да, безусловно, они будут.

Услышимся :)

Благодарности

Спасибо за интервью Ане Ерко, которая работала со «Слушай, Алиса!» в качестве продюсера.

Сейчас команда состоит из авторов Мики Голубовского и Екатерины Прокудиной.

Отдельное спасибо Даниилу Колесникову из команды Алисы  за то, что именно она стала прекрасной бессменной ведущей подкаста.

Раньше всего выпуски появляются, конечно, на Яндекс.Музыке. Но послушать подкаст можно везде: Apple PodcastsSoundCloudPodFMVKSpotify.