Бородинский музей-заповедник и пуантилизм.

В фондах филиала Музея-заповедника «Бородинское поле» хранится немало работ современного можайского художника Сергея Карманова. Среди них особенно привлекают внимание яркие пастели, исполненные в необычном стиле, близком к пуантилизму. Хотелось бы познакомить с этой техникой всех, кто интересуется художественным творчеством.

Бородинский музей-заповедник и пуантилизм.

Само слово пуантилизм происходит от французского point – точка. Как художественное направление он появился во Франции в 80-х годах XIX века. В основе его лежит манера художественного письма раздельными мазками правильной точечной, либо прямоугольной формы.

Бородинский музей-заповедник и пуантилизм.

На пастелях Карманова невооружённым глазом видно, что они испещрены отдельными разноцветными штрихами-точками чистого цвета. Скопление таких точек и составляет цельное изображение. Художник не смешивает цвета между собой, но при этом картина удивительным образом воспринимается зрителем, как законченное изображение.

Бородинский музей-заповедник и пуантилизм.

Всё дело в научном методе, разработанном французским художником Жоржем Сёра в 1884 году. Он опирался на общее положение теории цвета, которая гласит, что человеческий глаз самостоятельно смешивает колорит отдельных цветовых пятен, расположенных рядом. В изображении на полотне используются точки, мазки контрастных оттенков. Благодаря этому приёму объекты выразительны. Оптический эффект точек рассчитан на то, что цветовое соединение и превращение в целое изображение выполнит наш глаз. Эксперименты в технике пуантилизма проводили такие известные европейские художники, как В. Ван Гог и К. Писсаро.

Свои лучезарные пастельные пейзажи Сергей Карманов «сочинил» в мастерской. Их повторяющиеся мотивы – мостики, берёзы, убегающая вдаль дорога в осеннем лесу – говорят об умении художника преобразить мотивы природы и увидеть прекрасное в обыденном.

Материал: специалист филиала Музея-заповедника «Бородинское поле» В. Порватова