Как у Бывалого украли «Москвич»

Вот это поколение «Москвичей» - 402-й, 407-й и 403-й - вполне активно снималось в советских фильмах. Правда, главная роль у «Москвича» всего одна: в фильме «Зелёный огонёк» он исполняет роль доходяги, ветерана такси, которого напоследок, накануне списания отдают самому молодому водителю - в его роли Алексей Кузнецов. Трогательности старенькому «Москвичу» придаёт тот факт, что «дублирует» его Зиновий Гердт. Он наставляет и пестует молодого шофера, комментирует происходящее, и завершает жизненный цикл с чувством выполненного долга.

Вот такой старикан - капот не закрывается толком, Да и багажник тоже. С тормозов под уклон срывается - и делает таксисту четверть плана, покуда тот машину благополучно не догоняет. Одно слово - комедия.
Вот такой старикан - капот не закрывается толком, Да и багажник тоже. С тормозов под уклон срывается - и делает таксисту четверть плана, покуда тот машину благополучно не догоняет. Одно слово - комедия.
Вот такой старикан - капот не закрывается толком, Да и багажник тоже. С тормозов под уклон срывается - и делает таксисту четверть плана, покуда тот машину благополучно не догоняет. Одно слово - комедия.

Занятно, что глубоко погрузившись в «москвичёвскую» тему, обращаешь внимание, что роль четырехколесного ветерана исполняют в «Зеленом огоньке» минимум две машины: это заметно по разным гребешкам на капоте, появляющиеся в кадре. То ли один ветеран реально не выдержал испытаний, то ли время экономили, работая посменно…

Для киноманов изощрённых в фильме есть доктор, которого играет Василий Ливанов (ну, тот который Шерлок Холмс). Он фактически перекочевал в «Зелёный огонёк» из фильма «Коллеги», а и роман Василия Аксёнова, и кино по нему - чистейший символ романтического понимания того, что происходило тогда с СССР. Капель оттепели!

Именно Василий Ливанов едет по Москве, не замечая, что полдороги водитель отсутствует.
Именно Василий Ливанов едет по Москве, не замечая, что полдороги водитель отсутствует.
Именно Василий Ливанов едет по Москве, не замечая, что полдороги водитель отсутствует.

Один из самых ярких эпизодов фильма - поездка французской влюблённой пары Анны (Николь по фильму) и Жан-Марка (Бернара) Бордье по свежеумытой Москве.

Славист и его жена.
Славист и его жена.
Славист и его жена.

Молодые туристы всё время ссорятся, расстаются, встречаются снова. Николь даже обедает в шоферской столовой; Анатолий Папанов, играющий бывалого таксиста, потрясен смелостью героя Алексея Кузнецова, который её привёл - она же иностранка! Да ладно, уже можно, оттепель! Сыграли пассажиров реальные французские стажеры МГУ. Жан, славист, в то время даже решался переводить Анну Ахматову, и получил её благожелательный письменный отзыв. Анна же просто красотка и вполне актриса, хотя самодеятельная!

Кроме роли Николь в советском фильме француженка Анна Бордье никого не сыграла. А жаль.
Кроме роли Николь в советском фильме француженка Анна Бордье никого не сыграла. А жаль.
Кроме роли Николь в советском фильме француженка Анна Бордье никого не сыграла. А жаль.

Случались у «Москвича» и удачи другого рода: он мелькал в эпизоде, но зато фильм страшно знаменит. Зачем он в кадре «Иван Васильевич меняет профессию» рядом с Александром Демьяненко и Юрием Яковлевым? Для антуража, думаю. А может, того проще: просто принадлежал кому-то из съёмочной группы. По неподтвержденным данным 407-й был одно время у режиссёра Леонида Гайдая. А какая модель на снимке? О, этому увлекательному занятию - распознание «Москвичей» - мы целую главку посвятим: вопрос не простой. Но позже.

Иногда "Москвич" - просто "Москвич" и ничего не символизирует.
Иногда "Москвич" - просто "Москвич" и ничего не символизирует.
Иногда "Москвич" - просто "Москвич" и ничего не символизирует.

А пока от Гайдая давайте-как к другому титулованному комедиографу перейдём: к Эльдару Рязанову. В «Берегись автомобиля!» у него, конечно, «Волга» в главной роли. Но и без «Москвичка» не обошлось: именно эта машина у автослесаря, героя Вячеслава Невинного. Помните этот бессмертный диалог? Начинает Андрей Миронов (Дима Семицветов):

Автомеханик, Дима и его жена ещё не знают, что "Волгу" увёл Смоктуновский.
Автомеханик, Дима и его жена ещё не знают, что "Волгу" увёл Смоктуновский.
Автомеханик, Дима и его жена ещё не знают, что "Волгу" увёл Смоктуновский.

« - Вы знаете, у нас заедает левый поворот...
- Поглядим!
- А при переключении скорости, такой звук такой… тук-тук-тук!
- Послушаем!
- И еще, знаете, у нас перегревается правое переднее колесо...
- Пощупаем!
- Позавчера весь день в машине пахло бензином...
- Понюхаем!
- Мне кажется, там…
- Вы отоприте гараж-то. А где машина-то?»

И надо сказать, что соседу-автослесарю, как владельцу «Москвича», эти неисправности, были, уверен, знакомы не понаслышке: трехступенчатая коробка передач первых «Москвичей» при всей её простоте требовала навыка, особо аккуратного обращения и двойного выжима сцепления, а то точно застучит. Бензонасос мог перегреваться в жару и барахлить, а колесо грелось оттого, что колодки тормозов не четко отходили от колёсных барабанов, тёрлись и быстро снашивались.

Вообще в «Берегись автомобиля!» тема автомобиля, который по первости надо было рекламировать советскому человеку, как знак нового времени и высокой степени свободы, претерпела яркие метаморфозы. Мы тут как-то рассуждали о роли авто в жизни героев картины «К Черному морю». Прошло 10 лет: конечно у Рязанова, хотел он того или нет, тоже есть элементы продакт-плейсмента: «Волга» выделывает такие образцовые автотрюки, что Голливуд отдыхает. Но вот владельцы машины… Ох, не образцы советской морали! И выправлять социальную несправедливость приходится Юрию Деточкину (ну, и колоритному отставнику Анатолия Папанова). Что же до владельца «Волги» Димы Семицветова, то его мечты о справедливости ушли далеко вперёд - и опередили своё время, верно?

« - Ну, почему… Почему я должен так жить? Господи, за что? Почему бы… Я, человек с высшим образованием, должен таиться, приспосабливаться, выкручиваться. Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда всё это кончится?
— Никогда!.. А что ты вообще имеешь в виду? Ты знаешь, что я могу прост-таки-напрост-таки за это с тобой сделать?
— Я знаю… знаю…
— А-а, боится!»

В другом рязанском фильме «Девушка без адреса» автовладельцами опять-таки выступают персонажи малоприятные. Это «Масик» и «Кусенька», Сергей Филиппов и Зоя Федорова, начальник бессмысленной конторы и его супруга, которых заглавная принципиальная героиня Катя Иванова (Светлана Карпинская) выводит на чистую воду.

"Кусенька" придумала, как уйти от ответственности.
"Кусенька" придумала, как уйти от ответственности.
"Кусенька" придумала, как уйти от ответственности.

Знакомятся же они на улице Москвы: «Москвич» «Кусеньки» сбивает на перекрёстке «девушку без адреса».

К счастью, все живы.
К счастью, все живы.
К счастью, все живы.

Традицию продолжает «Меченый атом»: «Москвичом» в этом детективе владеет запутавшийся в шпионских сетях персонаж Георгия Тараторкина.

У героя, скорее нет выхода, чем входа.
У героя, скорее нет выхода, чем входа.
У героя, скорее нет выхода, чем входа.

Он в панике прибывает на Ленинградский вокзал, чтобы сбежать куда глаза глядят, но поздно, в Москве ночь, все поезда ушли, а милиция тут как тут.

Возмездие близко.
Возмездие близко.
Возмездие близко.

В «Каникулах Кроша» «Москвич-407», который незаслуженно называют «старой галошей», везёт кристально честного героя на шашлыки (а после на криминальные разборки) - и лихо везёт!

На заднем плане анфас.
На заднем плане анфас.
На заднем плане анфас.

А вот Крош - просто образец честности и благородства.
А вот Крош - просто образец честности и благородства.
А вот Крош - просто образец честности и благородства.

Но героем настоящих автогонок наш «Москвичок» стал только
один раз - в «Сказке о потерянном времени». Его злые волшебники, похитители времени, угоняют у измученного постоянно спускающим колесом героя Евгения Моргунова (по сути это Бывалый, временно потерявший напарников - Труса и Балбеса).

С виду дети - а на деле злые волшебники.
С виду дети - а на деле злые волшебники.
С виду дети - а на деле злые волшебники.

Тут надо заметить, что и эта беда машины подмечена вполне реалистично: на «Москвиче», опережая своё время, уже могли стоять бескамерные шины. Но и подвести, они увы, могли - что в кино и происходит.
Всё снято весьма колоритно - и угон, и погоня; на это время колесо волшебным образом обретает нужную упругость.

"Проклятые расхитители личной социалистической собственности!"
"Проклятые расхитители личной социалистической собственности!"
"Проклятые расхитители личной социалистической собственности!"
Погоня, почти как в "Берегись автомобиля" - по крайней мере есть мотоцикл,  милиционер и трюки.
Погоня, почти как в "Берегись автомобиля" - по крайней мере есть мотоцикл, милиционер и трюки.
Погоня, почти как в "Берегись автомобиля" - по крайней мере есть мотоцикл, милиционер и трюки.

Но не только злосчастный герой Моргунова искренне любил «Москвич», хотя машина порой, отказывала, и по сценарию, и в жизни. В фильме «Утренний обход» Андрей Мягков, играющий хорошего, доброго, честного врача, чем-то напоминающего Женю Лукашина из «Иронии судьбы», когда-то, видимо, поступил ровно так, как предписывал советский рекламный плакат: «Накопил - машину купил».

А у Лукашина машины, кажется, не было.
А у Лукашина машины, кажется, не было.
А у Лукашина машины, кажется, не было.

И пусть «Москвич», доезжавший до Крыма, теперь сияет некрашеным передним крылом (недосуг герою, да и денег лишних нет, взяток не берёт принципиально), а заводить его приходится порой рукояткой, а то и буксиром «с толкача», любимая машина всё возит симпатичного героя по Москве.

"Москвич-407" буксируют в будущее, а там уже другие "Москвичи".
"Москвич-407" буксируют в будущее, а там уже другие "Москвичи".
"Москвич-407" буксируют в будущее, а там уже другие "Москвичи".

Где меняются дома, улицы, всё больше «Жигулей», уж нет «Побед», а «Волги» совсем другие…

Теперь любовно реставрированные «Москвичи» появляются в ностальгических сериалах. Энтузиасты расцвечивают и цифруют советские фильмы, в которых можно увидеть «мосики» и и «космичи». Но в целом… «Всё это» кончилось однажды, хоть тесть Димы Семицветова не мог такого представить. Никогда не говори "никогда".