Найти в Дзене

Один из универсальных методов решения открытых задач - П.Р.И.З.

Оглавление

Хотите попробовать себя в решении открытых задач? Нажмите на хештег - #однажды в истории и выберете интересующие вас задания на нашем канале!


Ниже будет приведен один из методом по решению подобных задач, позволяющих быстрее находить эффективные решения.

П.Р.И.З - Процедура Решения Изобретательских Задач

5 шагов ПРИЗ

1. Подготовка к работе

На этом шаге предлагается прочитать условие задачи, сформулировать его своими словами и записать в традиционной форме:

Дано:…

Найти (объяснить)…

Если школьникам кажется, что они могут сразу дать ответ, пусть запишут свою гипотезу (идею) и продолжат решение задачи по ПРИЗ – скорее всего, они смогу выдвинуть и другие гипотезы.

2. Анализ условия

Здесь Школьникам предлагается проанализировать условие задачи и ответить на следующие вопросы:

· Какой объект в данной задаче основной? Из каких частей или элементов он состоит?

· Какие объекты находятся вокруг основного объекта? С какими объектами и как он взаимодействует?

· Какие процессы протекают в самом объекте, с его участием, а также вокруг него?

Если на этом шаге возникли какие-то гипотезы, их нужно записать.

Отметим, что на этом шаге не следует спешить решить задачу, так как главная цель шага – как можно лучше осмыслить условие задачи.

3. Выдвижение гипотез

Рекомендуется подумать, как перечисленные ниже явления могли бы способствовать получению необходимого в условии задачи результата?

Список явлений:

· Механические

· Акустические

· Тепловые

· Электрические

· Магнитные

· Электромагнитные

· Ядерные

· Химические

· Биологические

· Социальные

Данный шаг – главный для выдвижения гипотез. Учитель объясняет, что на этом шаге не нужно быть слишком критичными, так как следует постараться наработать максимум гипотез.

4. Отбор гипотез

На этом шаге школьники отбирают из выдвинутых гипотез наиболее правдоподобные и расставляют их в порядке убывания правдоподобности.

Если школьникам не удалось сформулировать правдоподобные гипотезы, то можно рекомендовать глубже изучить условие задачи, а также поискать дополнительные справочные материалы. После этого стоит пройти шаги ПРИЗ ещё раз, причём постараться сделать это более внимательно.

5. Проверка гипотез

На этом заключительном шаге школьники должны предложить эксперименты, в том числе мысленные, по проверке каждой правдоподобной идеи (гипотезы) или выполнить соответствующие расчёты.

Попробуйте решить учебную задачу методом П.Р.И.З!

В 80-х годах ХХ столетия газеты и журналы всего мира опубликовали сенсацию: на злаковых полях графства Уилтшир в Англии возникли загадочные круги! Круги представляли собой концентрические окружности, образованные полёгшими злаками.

Какие гипотезы, по вашему мнению, могли выдвинуть биологи, физики, журналисты, любители мистики?

Через неделю выложу ответ на задачу!

Пример кругов
Пример кругов

Благодарю за внимание!