Авиарейс Москва -Антарктида

5 August 2020
394 full reads
515 story viewsUnique page visitors
394 read the story to the endThat's 77% of the total page views
2 minutes — average reading time
Cамолет Ли-2 и пингвины, 1956 г.
Cамолет Ли-2 и пингвины, 1956 г.
Cамолет Ли-2 и пингвины, 1956 г.

Первый полет на Белый континент состоялся 16 ноября 1928 года в районе Антарктического полуострова в ходе экспедиции под руководством австралийского исследователя Х. Уилкинса.

С самого начала советских экспедиций в них активно участвовала авиация. Авиаотряд 1-й Комплексной Антарктической Экспедиции (КАЭ) в 1955–1957 годах возглавлял Герой Советского Союза И. И. Черевичный. В состав отряда входили самолеты Ил-12Д, Ли-2Т, Ан-2 и вертолет Ми-1, находившиеся на борту дизель-электрохода «Обь», а также Ли-2 и два вертолета Ми-4, которые шли на «Лене».

В небе Антарктиды советские летчики налетали больше 1400 часов, засняли более 55 000 квадратных километров, провели рекогносцировочные полеты вглубь материка и вдоль побережья, принимали участие в создании станции Пионерской и метеостанции в оазисе Бангера, обслуживали санно-тракторные поезда и производили зондирование атмосферы, участвовали в разгрузке судов и перевезли более 389 тонн грузов и 4630 пассажиров, совершили более 200 первичных посадок.

Во 2-й КАЭ авиаотрядом командовал другой легендарный летчик – И. П. Мазурук. 18 марта 1957 года он впервые посадил самолет Ан-2 на вершину айсберга.

Активно использовали в первых антарктических экспедициях самолеты Ли-2. С их помощью снабжали станцию Восток.

8 декабря 1959 года на станции впервые совершил посадку тяжелый двухмоторный самолет Ил-12 на лыжах (экипаж Б. С. Осипова), доставивший 700 кг груза. В дальнейшем отечественные экспедиции в Антарктиде активно использовали самолеты Ил-14, Ил-18 и др., а также вертолеты различных типов.

10 января 1960 года был совершен первый беспосадочный перелет на самолете Ил-14 (командиры А. М. Пименов, Ю.М. Зотов) по маршруту станция Лазарев – станция Мирный. За 11,5 часов самолет преодолел в сложных навигационных условиях 3000 км.

8–9 февраля 1981 года Ил-14 впервые приземлился на Южном географическом полюсе. Ил-14 в течение почти 30 лет был основным самолетом в Антарктиде.

Встреча самолета Ил-18Д на станции Молодёжная, 13 февраля 1980 г.
Встреча самолета Ил-18Д на станции Молодёжная, 13 февраля 1980 г.
Встреча самолета Ил-18Д на станции Молодёжная, 13 февраля 1980 г.

Регулярное авиасообщение между Москвой и Антарктидой с аэродрома на станции Молодёжная началось в 1980 году с полета самолета Ил-18Д по маршруту Москва – Одесса – Каир – Аден – Мапуту – Молодёжная. Весь путь занял трое суток и около 27 летных часов. Выполнение регулярных рейсов осуществлялось до 1991 года.

Помимо транспортных перевозок, играющих важную роль в обеспечении советских (российских) антарктических экспедиций, авиация помогала и в научных исследованиях. Летающая лаборатория на базе самолета Ил-18Д за несколько сезонов дала геофизикам такой объем информации, на получение которого традиционными методами понадобились бы десятилетия.

Обеспечение жизнедеятельности человека в Антарктиде сегодня трудно представить без тяжелой авиации. В США применяются самолеты типа «Геркулес», в России – Ил-76 различных модификаций.

В 1979 году аэродром для приема тяжелых самолетов Ил-18 на колесном шасси оборудовали на станции Новолазаревская, а в следующем году – на Молодёжной. Семь лет спустя эти аэродромы начали принимать Ил-76.

Но грузы периодически приходится доставлять и туда, где аэродромов нет. Довольно сложной операцией, требующей ювелирной работы летчиков, является сброс грузов полярникам с борта самолета. Из-за тяжелых погодных условий этот способ применяют, когда посадка самолета в течение длительного времени невозможна, а из-за отсутствия топлива станция может быть закрыта.

Ми-8 – покоритель Антарктиды
Ми-8 – покоритель Антарктиды
Ми-8 – покоритель Антарктиды

Начиная с 1972 года на шестом континенте активно используют вертолеты Ми-8 разных модификаций. Они доставляют грузы для обеспечения прибрежных станций, а также перевозят полярников с судов. На вертолетах выполняют и научно-исследовательские работы.

Говоря о ярких достижениях последних полутора десятков лет, нельзя не упомянуть о том, что 7 января 2007 года два вертолета Ми-8МТВ -2 авиации ФСБ России впервые в истории освоения Антарктиды достигли Южного полюса и совершили посадку в этой знаковой точке.

Об истории освоения Антарктике читайте в книге "Русская Антарктика. 200 лет. История в иллюстрациях".

издательство "Паулсен"
издательство "Паулсен"
издательство "Паулсен"

Спасибо, что дочитали статью до конца! Спасибо за Ваши лайки!

Читайте наши книги об Арктике и Антарктике!

Все книги издательства "Паулсен" на сайте www.paulsen.ru