Возврат авиабилетов - ваучеры вместо денег. Законно ли?

13 May 2020
Возврат авиабилетов
Возврат авиабилетов

Государственной Думой 12 мая 2020 года принят в первом чтении законопроект (https://sozd.duma.gov.ru/bill/953580-7), целью которого является принятие неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции.

Помимо прочего законопроект устанавливает положение о том, что правительство сможет разрешать перевозчикам выдавать пассажирам ваучеры вместо денег за билеты, пропавшие по вине коронавируса.

Перевозчики называют законопроект спасением от банкротства. Пассажиры мягко говоря не в восторге. А мне, как юристу, очевидно, что инициатива создаёт очень опасный прецедент. И способна разрушить всю конструкцию отечественной правовой системы.

Суть идеи, которую активно лоббируют перевозчики, – помочь им во взаимоотношениях с пассажирами. У тысяч россиян были куплены билеты на самолёты, поезда и пароходы, но многие рейсы были отменены из-за пандемии, кто-то из пассажиров сам решил сдать билеты. По общему правилу, они вправе требовать уплаченные за билеты деньги назад. Источники «Коммерсанта» говорят, что только в авиации объём возвратов может достигнуть 70 млрд руб., из которых 40 млрд руб. приходится на «Аэрофлот».

Понятно, почему именно глава «Аэрофлота» оказался в числе инициаторов новаций. Гендиректор гиганта Виталий Савельев предложил в качестве антикризисной меры принять «нормативный акт, позволяющий не осуществлять вынужденные возвраты средств пассажирам за билеты в денежной форме» за отменённые рейсы. Вместо этого «Аэрофлот» уже анонсировал выдачу ваучеров на сумму возвращённых средств за билет и бонусом добавлять к нему скидку. Воспользоваться ваучером можно будет в течение трёх лет.

Проблема даже не в том, что слово «ваучер» в народе ассоциируется только с одним – несправедливой приватизацией начала 90-х. И поэтому идея перевозчиков внушает очень большие опасения. В конце концов, после открытия полётов цены на те же самые билеты на те же самые рейсы могут вырасти настолько, что с лихвой перекроют все «бонусы» и «скидки». И эту разницу пассажиру придётся оплатить из своего кармана.

Идея плоха и с точки зрения социальной справедливости. Все прошедшие годы авиаперевозчики вполне успешно платили немалые премии своему топ-менеджменту и дивиденды по акциям. И совсем не думали о том, чтобы поделиться своими заработками с пассажирами. Когда же им стало плохо, они пытаются получить деньги у государства (т.е. из наших налогов) и у пассажиров. Кстати, буквально на днях Правительство РФ одобрило выделение авиакомпаниям «коронавирусной» субсидий на 23,4 млрд руб. А теперь представьте, как это выглядит с точки зрения малого предпринимателя, который разорился за последний месяц. Для этого человека деньги за неиспользованный авиабилет – это не какая-то «блажь», а возможность купить себе еду.

Но главное – все-таки закон. С юридической точки зрения, односторонний отказ от исполнения обязательств (в том числе по возврату денег за неиспользованные билеты) либо одностороннее их изменение (путём замены обязательств по возврату на ваучер на приобретение билетов в будущем) недопустимы, если это изначально не было предусмотрено условиями договора перевозки или эти условия противоречили императивным нормам закона.

Даже если будет принят закон на эту тему, думаю, у пассажиров будут неплохие шансы для возврата своих денег. (Другое дело, что судебные споры – дело не быстрое.) В статье 57 Конституции прямо закреплён запрет принятия законов с обратной силой, если они ухудшают положение налогоплательщиков.

Разрешение перевозчикам выдавать вместо денег ваучеры, безусловно, ухудшает положение граждан, которые также относятся к налогоплательщикам. Таким образом, в случае принятия, действие такого закона будет распространяться только на те правоотношения, которые возникнут после его вступления в силу.

По крайней мере именно такой позиции неизменно придерживался Конституционный Суд, который указывал, что ограничения прав и свобод допустимы, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, строго обусловлены публичными интересами, перечисленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Вводимые федеральным законом ограничения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, должны отвечать требованиям справедливости, не иметь обратной силы и не затрагивать само существо конституционных прав.

Важно, что и внесённый законопроект не содержит положений о том, что он имеет обратную силу. В то же время этот текст не окончательный и всё может значительно измениться.

Интересен и сам ход прохождения законопроекта. Обычно между первым и вторым чтением проходит месяц, чтобы дать субъектам возможность подготовить и внести поправки. У этого законопроекта другая судьба – он был принят в первом чтении 12 мая и срок поправок был установлен до 18 часов 12 мая, т.е. всего несколько часов. Первоначально законопроект должен был быть рассмотрен во втором чтении уже сегодня, но его рассмотрение было отложено, видимо, ожидаются существенные изменения.

А вообще, не очень понятно, почему мы снова пытаемся изобрести «велосипед». Есть прекрасный опыт некоторых авиакомпаний. Например, не самая богатая авиакомпания Finnair сегодня предлагает вернуть деньги на банковский счёт пассажира или на кредитную карту, либо выдать подарочный ваучер. Он оформляется на стоимость купленного билета плюс дополнительные 10% от суммы, а действует в течение года. (Т.е. до конца года его надо потратить, а улететь можно будет и в следующем году.) Если билет будет стоить дешевле, то остаток можно потратить на другие билеты, а если дороже — доплатить. При этом ваучер не персональный, поэтому его можно передать другому человеку или оплатить им билеты других пассажиров.

Почему бы нашим перевозчикам не дать людям право самим выбрать, что для них лучше и важнее – загадка. Но не из области юриспруденции.

Адвокат Никита Филиппов
Адвокат Никита Филиппов

Никита Филиппов

Заведующий Бюро адвокатов "Де-юре"

Почётный адвокат России

P.S.: Мы благодарим Вас за прочтение данной статьи! Поставьте, пожалуйста, лайк, если она Вам понравилась. Это поможем нам писать больше полезных статей. Подпишитесь обязательно на наш канал и оставляйте в комментариях свои вопросы. На самые интересные запросы мы напишем отдельные, развёрнутые статьи.

Берегите себя и своих близких! Не болейте!