Наша предыдущая статья на тему лайфхаков по прохождению тестов на интеллект (1-я статья в подборке) была посвящена математическим заданиям тестов на интеллект (коих в тестах на общий интеллект примерно четверть-треть всех заданий). Всех вариантов заданий мы не рассмотрели (да это и невозможно), но логично было бы продолжить тему математических заданий, что мы обещали в конце 1-й статьи.
Но если мы задались целью реально помочь людям повысить свой результат при тестировании, имеет смысл вначале отработать алгоритмы выполнения самых простых заданий, которые могут быть как математическими, так и лингвистическими, графическими и логическими (хотя логическими являются все задания).
Лингвистические задания предполагают наличие у тестирующегося богатого словарного запаса и развитых ассоциаций – умения по предъявленной части слова быстро перебрать в уме возможные для подстановки слова и выбрать нужное, умения быстро перебрать слова, синонимичные предъявленному, способность выбрать из двух пересекающихся списков слов общие, притом вся эта работа должна проводиться в подсознании, с нахождением ответа через несколько секунд (максимум – несколько десятков секунд) напряженной умственной работы.
Тема же настоящей статьи – лингвистические задания, требующие знания алфавита (русского для русскоязычного тестирующегося). У русского алфавита (или русскоязычного читателя) есть интересная особенность – его не все носители языка помнят наизусть (что совершенно невозможно для западного читателя, закончившего хотя-бы начальную школу – латинский алфавит у них отскакивает от зубов).
Я не берусь назвать причину. Может быть, дело в том, что алфавит слишком часто менялся. Упрощенное представление, что в 1710 году Петр I утвердил новую гражданскую азбуку, а следующее изменение произошло в 1918 году, не соответствует действительности. И Петр неоднократно после 1710 года добавлял в новый алфавит буквы и исключал их, и при Советской власти состав алфавита также менялся, есть и современные предложения по дальнейшему его изменению.
Может быть, алфавит не запоминается оттого, что разрушено послание, зашифрованное в древнерусском алфавите, и реформа 1918 года разрушила внутреннюю системность прежней азбуки? «Я знаю буквы: письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!»
Можно даже обозначить границы, разделяющую всем известную часть алфавита от запоминаемой с трудом. Помнится начало от А до Х, и концовка Э, Ю, Я. Промежуток из 7 букв погружен во мрак. Для выполнения лингвистических заданий алфавит надо знать наизусть, а иногда помогает и знание порядкового номера буквы в алфавите (А – это 1, Б – 2, и т.д. до Я – 32).
Буква Ё, введенная еще Дашковой, популяризированная Карамзиным, и с изобретением пишущей машинки с кириллицей сознательно игнорировавшаяся министерскими секретаршами, а вслед за ними всеми пишбарышнями, была окончательно узаконена в 1942 году (по одной из версий, с подачи Сталина). В тестах буква Ё отсутствует, в словах заменяется на Е, и при счете букв пропускается. Буква же Й – полноправная буква, 10-я по счету.
Если вы из тех, что алфавита не помнят, даем первый лайфхак данной статьи. Между Х и Э располагаются 7 букв: Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь. Запомнить порядок этих 7 букв проще, разделив их на 2 подгруппы: Ц, Ч, Ш, Щ и Ъ, Ы, Ь.
Ъ, Ы, Ь запомните как Ер, Еры, Ерь (что на конце этих названий, если считать, что Ер заканчивается на твердый знак)? А 4 буквы Ц, Ч, Ш, Щ проще запомнить как 2 связки Ц, Ч и Ш, Щ. В любом случае, алфавит помнить надо, без этого вы будете при каждом тестировании терять пару-тройку пунктов.
Некоторые лингвистические тесты (с буквами, а не словами) имеют много общего с математическими, с заменой чисел на буквы.
Задание 1. Найдите закономерность и закончите буквенный ряд.
Ж И К М ___
Здесь пропущена каждая вторая буква:
Ж (З) И (Й) К (Л) М (Н) О
Ответ: О. Подобные задания настолько просты, что встречаются редко.
Задание 2. Найдите закономерность и закончите буквенный ряд.
Б Е К Р ___
Считаем число пропусков:
между Б и Е (В, Г, Д – 3 буквы); между Е и К (Ж, З, И, Й – 4 буквы); между К и Р (Л, М, Н, О, П – 5 букв), следовательно между Р и искомой буквой ___ пропущено 6 букв: Р (С, Т, У, Ф, Х, Ц – 6 букв) Ч.
Ответ: Ч.
Задание 3. Найдите закономерность и закончите буквенный ряд.
Ш Х С О К ___
Буквы идут в обратном алфавитном порядке, но подход прежний: если считать справа налево (так удобнее), между К и О – 3 пропущенных буквы, между О и С – 2 буквы, между С и Х - 3 буквы, между Х и Ш – 2 буквы.
Порядок ясен: 3-2-3-2 (слева направо). Именно ввиду чередования 2 и 3 в задании предъявлены 5 букв, а не 4, как в предыдущих 2-х заданиях, чтобы показать тенденцию чередования, 3-2-3 выглядело бы слишком неубедительно.
Еще один лайфхак: всегда обращайте внимание на форму задания, и старайтесь разгадать ход мысли составителя. Они, кстати, не всегда Эйнштейны, и их IQ никак не может превосходить IQ всех потенциальных трестирующихся. Это как в спорте: тренер тренирует спортсмена, а судья фиксирует его результат. Не факт, что они оба в состоянии пробежать дистанцию быстрее спортсмена, но ведь никто не будет сомневаться в их необходимости и заслугах?
Возврашаемся к заданию: между искомой буквой ___ и К пропущены 2 буквы: З (И Й) К.
Ответ: З.
Если вам без разницы, в каком направлении считывать алфавит, задание можно выполнять слева направо.
Задание 4. Найдите закономерность и закончите буквенный ряд.
Т Ф Р Т О Р ___
Здесь ряд уже из 6 букв, явно зашит более сложный алгоритм, чем в предыдущих 3 заданиях. Решение «в лоб» путем подсчета пропусков между буквами в ряду ничего не даст, буквы беспорядочно мечутся по алфавиту взад-вперед.
Подсказкой может оказаться четное (6) число букв в ряду. Ряд распадается на 2 субряда: жирный шрифт Т, Р, О, ___ и курсивный Ф, Т, Р.
Т Ф Р Т О Р ___
В первом субряде буквы следуют через 1 пропущенную, направление обратное. Следующий член субряда М, это и есть ответ ___.
Второй субряд нам продолжать необходимости нет, там следовало бы буква Н. В ряду задания вполне можно было бы поставить подряд два подчерка ___ ___ (в некоторых тестах ставят взамен ___ вопросительный знак ?), вопрос только в том, усложнило бы это задание или упростило, ввиду явной подсказки.
Надеемся, вы уже разобрались, что самая явная подсказка – число знаков в ряду задания. Чем больше знаков, тем мудренее алгоритм. Если промежутки равные, букв 4, при равномерно возрастающих (уменьшающихся) промежутках букв 5, а наличие 2-х перемежающихся рядов требует 6 знаков.
Возможно, составитель теста сознательно будет приводить в каждом ряду по 6 или более знаков, вне зависимости от сложности зашитого алгоритма. Повлиять на успешность выполнения вами задания это никак не сможет.
Лингвистические задания иной формы разберем в следующих статьях.