10 навыков руководства, которые я перенял у Артёма Шабалина

28 April

На момент написания этого материала Артём Шабалин работает коммерческим директором Timepad и руководит сразу 4 отделами:

  • отдел продаж 
  • отдел рекламы
  • отдел аккаунтинга
  • отдел маркетинга

К нему в команду я пришёл в июле 2019 года, и уже через 5 месяцев я назвал его человеком года. 

Все благодаря его навыкам управления, которых я нахожу развитыми. И в этом я материале я их просто перечислю, чтобы взять на вооружение себе и порекомендовать другим.

Дальше перечисляю все 10 пунктов, не начиная со слово "навык".

1. Звать того, кого нужно

Когда я устраивался в Timepad, который в последствии очень полюбил, меня собеседовал лично Артём. Я заметил, что он совершенно ясно видит фронт работ, который нужно выполнять мне как будущему сотруднику, и постановка вопросов у него была очень оригинальная.

Например, он спросил меня, с каким инструментом я лучше в всего работаю. Я ответил «email-маркетингом». Он позадавал мне несколько вопросов, после чего начал меня убеждать, что емейл-маркетинг мёртв. 

Это почти всегда неправильно на собеседовании, но я не согласился с ним и привёл несколько аргументов в защиту своего тезиса. И оказалось, Артём просто подначивал меня и таким образом узнал, что я не самом деле думаю, и не увидел то, что я пытаюсь просто соответствовать его ожиданиям.

И да, навыки емейл-маркетинга для моей должности пригождаются больше остальных.

А когда мы звали на работу копирайтера, то оригинальное тестовое задание для него придумывал тоже Артём. 

2. Проводить личный онбординг для новому сотруднику

Мой первый день в Timepad был прекрасен. Я, человек из Перми, устроился в Москву в офис с видом на Кремль. Ещё до встречи с Артемом мне сразу дали фирменный мерч и шоколадки от Timepad. Вроде маленькая штучка, но я был в полном восторге. В туалетах я увидел бумажные полотенца на ободок, на кухне было полным полно вкусной еды. Я был счастлив! И мне потом сказали, что все эти ништяки были сделаны с подачи Артема.

Через некоторое время подошёл Артём. Коммерческий директор, второе лицо в компании, руководитель руководителей уделил мне весь день, показывая схемы и графики, расчеты и таблицы, которые он сделал специально для меня. А в перерыве повёл меня во вьетнамский ресторан и оплатил мне обед.

Артем подготовился ко встрече на все 100%, к нашей с ним личной в встрече. После этого дня мне только стало кристально ясно, что делать и почему я был позван в Timepad. 

А когда я начал работать, я увидел ссылку на онлайн-библиотеку. Черт подери, более 100 полезных и модных бизнес-книг! И ведь это Артём выложил для компании, никому не сказав, что это был именно он. 

В общем, я почувствовал, что в меня вложились и я обязан оправдать доверие, и это чувство не покидает до сих пор.

3. Руководить через встречи

Артём отлично усвоил то, что к моменту нашего знакомства мне только предстояло понять: чек-поинты не инструмент контроля, а сверка часов.

Раз в неделю мы примерно в одно и то же время созванивались, и на встречи Артём не опаздывал. И только на этих встречах я впервые увидел, что руководитель может не контролировать задачи, а просто обсуждать их, спрашивать, в чем есть проблемы, и сделать все, что может, чтобы помочь тебе их решить.

Я не чувствовал себя одиноким. Я чувствовал, что наши задачи – это что-то общее, нужное нам вдвоём и всей компании.

Этих встреч с другими людьми у него было очень много, чуть ли ни по 6-10 в день. И такое отношение у него было ко всем, кто в его команде.

Это выглядело примерно так:

10 навыков руководства, которые я перенял у Артёма Шабалина

4. Реагировать на критичные ситуации 

Все мы косячим. Те, у кого есть повышенное чувство ответственности за своё дело, переживают. А те, у кого нет – не переживают. Кому из них делать выговор?

Никому. Ответственному это не нужно, он уже страдает. Ему нужно просто помочь. Безответственному выговор будет пустым звуком, его просто нужно помогать советом или направлять его усилия в другое русло.

Доверие и перенаправление. А не занудство и дотошность, эти качества никогда не доводили до добра. От них не было результата. Ни у кого.

Именно поэтому сам Артем называл себя человеком дела.

5. Находиться на связи 

Есть руководители, которые отвечают в телеграме в течение суток. Есть руководители, которые не отвечают по почте. Есть руководители, которые вообще тебе не отвечают, потому они большие и важные шишки и им до лампочки задачи твоего уровня.

Артём отвечал в среднем в течение 5-10 минут в телеграме, в течение дня по почте. У него никогда не было вопросов без ответа. И более того, он приучал всех: нужно поговорить – ставьте встречу в Google Calendar. Ставьте-ставьте, это ведет к выполнению дела!

6. Быть полностью открытым

Вам много раз давали посмотреть  цифры стратегических значений? А доступ к дашборду давали? Вы часто слышите о делах, новостях и процессах, которые обсуждают топы?

Все это я узнавал из первых уст. И поэтому когда ко мне приходила задача, я понимал её уровень и условия, в которых эта задача появилась.

И ещё. Когда к вам приходит задача, какая у неё подача? «Ребята, у меня к вам просьба» или «У меня есть такой-то план, что думаете»? А я слышал это постоянно.

7. Совмещать смелость и чувство юмора

Артём любит смелые проекты, и у него хватает задора, чтобы согласовать их и приступить к ним. 

Устроить кастдев каждому клиенту, пригласив его на чашечку кофе? Легко! 

Прислать письмо на всю базу клиентов с темой письма «Цигель-цигель ай-лю-лю»? Конечно же!

Устроить сотрудникам стратегический сейшн в офисе, оплатив командировку всем удаленщикам? Без вопросов да.

Сделать так, чтобы все сотрудники, которые не смогли приехать на Halloween, получили подарок и тоже разделили радость всегообщего праздника? Да, это Артём.

Например, в день праздника я получил пиццу и суши на дом вот с такой подписью:

10 навыков руководства, которые я перенял у Артёма Шабалина

8. Взять процесс под личный контроль, когда на самом деле надо

Артём строит отношения на доверии. Он по-минимуму вмешивается в процесс и не мешает людям работать. Например, он может просто написать письмо, говорит проблему, которую нужно решить, расписывает ответственных и  потом проверяет результат.

Но! Он точно видит процессы, где без его личного и прямого участия не обойтись. В чате, в переписке, в разговоре он крепко  держит руку на пульсе и где бы ни был, всегда отвечает и ведёт нас. И все процессы у него не отдаляются от сроков, все идёт и плывет.

Он умеет комбинировать доверие и контроль.

9. Не жаловаться

Да, это тоже умение.

Мы не идеальны. Никто не идеален. Наши процессы тоже не лучшие, мы часто идём не туда, вокруг нас почти всегда твориться хаос. И в большей части у коммерческого директора.

Артём никогда не жаловался. И просто всех успокаивал и делал своё дело, мотивировав других. И всё у него получалось. И у нас вместе с ним.

10. Создавать людям хорошую репутацию

Когда вы делаете проект или совершаете что-то выдающееся, что вы получаете? Мы получали, как минимум, благодарность. Как максимум, признание. В чате на всех сотрудников или вообще вовне.

Вот пример отзыва про кампанию, которую я провел:

И Артем выложил этот отзыв на свою страницу, чтобы дать ему больше публичности
И Артем выложил этот отзыв на свою страницу, чтобы дать ему больше публичности

PS: Артем, этих навыков куда больше, их просто не перечислить до конца. Спасибо тебе за все! Надеюсь, в твоей жизни будет все прекрасно, ты этого по-настоящему заслуживаешь. Я написал эту статью и не собираюсь кидать её лично тебе. Придет время, и увидишь сам. Ты меня так научил.