Как зародился и развивался стиль Мемфис

21 April 2020
319 full reads
1 min.
453 story viewsUnique page visitors
319 read the story to the endThat's 70% of the total page views
1 minute — average reading time

Шли яркие и смелые 80-е годы, и в итальянском дизайне возникла авангардная группа «Мемфис», ставшая отражением духа времени.

В декабре 1980 года группа дизайнеров во главе с Этторе Соттсассом собралась для обсуждения кризиса в области дизайна и необходимости создания нового направления в дизайне. Во время встречи на повторе много раз играла песня Боба Дилана «Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again», которая в ту же ночь и дала название новому творческому объединению «Мемфис». К следующей февральской встрече, члены группы «Мемфис» выполнили уже около сотни эскизов нового красочного дизайна, объединившем черты Art Deco, китча 50-х, футуризма и поп-арта.

Первый показ работ «Мемфис» состоялся в сентябре 1981 года в Милане, в выставочном центре «Арка 74», и произвёл фурор мирового масштаба в дизайнерской среде. Отрицая хороший вкус, высмеивая рациональный подход к дизайну и упор на функциональность, члены группы «Мемфиса» использовали для своих изделий недорогие материалы и увлекались асимметрией. В тот же год была издана книга "Мемфис, новый интернациональный стиль", как средство продвижения нового направления.

© Studio Azzurro 1981 - Memphis Srl property
© Studio Azzurro 1981 - Memphis Srl property
© Studio Azzurro 1981 - Memphis Srl property

Шоу-рум «Мемфиса», где дизайнеры группы выставляли свои новые работы находился в Милане, а выставки с 1981 по 1988 год с успехом прошли в Лондоне, Монреале, Нью-Йорке, Париже, Стокгольме и Токио.

Несмотря на то, что «Мемфис» это полная анархия и смелые фантазии дизайнеров, попробуем всё-таки выделить его основные черты. Если вы видите дизайнерский объект и он напоминает яркую детскую игрушку, скорее всего перед вами «Мемфис». Это смелое смешение стилей, текстур и материалов, неожиданные акценты. Любимые материалы дизайнеров были ламинат, который ценили за "отсутствие благородства", стекло, сталь, пластмасса (по мнению дизайнеров, в ней напрочь отсутствовала культура) и алюминий. Использовались коллажи, построенные по принципу бессистемности. Сопоставление цветов на грани китча.

Первым преданным поклонником группы «Мемфис» считается Карл Лагерфельд, который купил всю первую коллекцию Соттсаса, а свою квартиру в Монте-Карло он обставил сплошь произведениями мемфицистов. В квартире можно увидеть наклонные книжные полки и лампы Этторе Соттсаса, яркий светящийся туалетный столик Майкла Грейвса, мебель My Peter Shire, красочные диваны Марко Занини, шкафы Мишель Де Луччи и даже телевизор в стиле мемфис. В 1991 году Лагерфельд продал с аукциона всю свою коллекцию.

Ещё один дом, наполненный произведениями мемфицистов – дом музыканта Дэвида Боуи. После того, как Боуи ушёл из жизни, выяснилось, что в его доме было более 400 предметов из коллекций мемфицистов, которые он начал собирать после знакомства с Соттсассом в 80-х. В ноябре 2017 семья музыканта продала коллекцию произведений искусства на аукционе Sotheby's.

Ковер Riveria, Натали дю Паскье. Коллекция Дэвида Боуи.

Члены группы всегда понимали, что "Мемфис" был данью изменчивости моды, и в 1988 году, когда популярность группы стала угасать, Соттсасс распустил ее. Одна из главных и самых молодых участниц Memphis, француженка Мартин Бедан в интервью объяснила распад группы так: «Мы решили прекратить, когда начали повторять сами себя - концепция размылась и это уже не было авангардом».