Экономика будущего - 29. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

18 July 2020
Экономика будущего - 29. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Лакейская — это питомник для будущих вельмож

Шарль Монтескье

В данной статье описывает четвёртый системообразующий фактор, требуемый для построения гармоничной экономики [1].

А. Особенности построения эффективно работающего административного управления

— I —

В сложившихся условиях система выдвижения лидеров, их отбора и обучения, контроля за деятельностью оказалась крайне примитивной и сохранившей все изъяны архаичной управленческой организации. Причём не только в СССР и России, но и в других государствах мира. В самом деле, высшие политические лидеры сейчас, как правило, избираются всенародным голосованием. Но это — только видимость выборов. На самом деле избиратели плохо, а зачастую и ложно информированы о личности тех, кого они избирают. Поэтому выбор, как правило, производится не из тех, кто более достоин занимать должность и лучше сумеет её исполнять, а кого им предоставили, кого смогли лучше пропиарить. Надо ли говорить, что в этих условиях широкой публике истинные качества кандидатов и программы их действий оказываются неизвестными? Какие уж тут выборы?!

Очевидно, что при таком подборе руководящих кадров современные выборы превращаются в театрализованное шоу, в балаган. Всё определяется кукловодами, которые руководят такими «выборами», ПИАР-технологиями, финансами, результатами политических игр и подковёрной борьбы. И очевидно, что это не способствует ни повышению качества власти, ни её нравственности. Не ведёт к тому, чтобы истинные лидеры общества совпадали с формальными его лидерами. А если вдруг такое случается, это воспринимается как чудо.

С другой стороны, оздоровление административного аппарата невозможно без создания условий, гармонизирующих производственные и бытовые отношения. В самом деле, несмотря на свой агрессивный, доминирующий стиль, администрация в наибольшей мере является продуктом своей эпохи, зеркалом протекающих в обществе социальных процессов. Непрофессионализм, низкая культура и аморальность нынешней власти служат лишь портретом того, как царящая в экономических отношениях эксплуатация, безнравственность, дисгармония, жестокость и другие уродливые явления проецируются на административном уровне. И понятно, что существующая экономическая организация иной власти не достойна.

— II —

От лидеров зависит многое. Один в поле воин, если он воин, а не воины — они в любом числе не воины. Обществом может управлять всякий, если в нём всё идёт по установленному шаблону. Но как только возникают форс-мажорные обстоятельства, если требуются неординарные решения, быстрая реакция, судьбоносные действия, тогда всё определяется тем, окажется в нужном месте нужный человек или нет. У каждой нации, у всякого народа бывают эпохальные моменты, и тогда весь ход его истории может поменяться кардинально.

Так, не учреди свои знаменитые законы Ликург в IX — VIII вв. до н.э., не было бы Спарты, совсем иной была бы история древней Греции и всего человечества. Если бы не существовало Аттилы, тогда в середине V века от Р.Х. от поступи гуннов не дрожала бы вся Европа. Не появись на базарной площади Нижнего Новгорода купец Кузьма Минин и не брось он шапку на землю с призывом отдать всё во имя спасения Родины, неизвестно, что стало бы с Россией после смуты в 1609 — 1612 годов.

Если бы Симон Боливар в 1810 году не организовал восстание в Южной Америке против испанского владычества, трудно сказать, каким бы был её современный облик. И как существовало бы государство Боливия, названное так в его честь? Если бы сын моряка Джузеппе Гарибальди не вступил в 1833 году в борьбу за объединение Италии, неизвестно, в каком виде жила бы эта страна. Чем была бы Франция без Наполеона, без его побед и государственного устройства? Или Россия без Александра Невского, Ивана III, Петра I, Сталина, Путина? Или Азия и Европа без Чингисхана и Тамерлана?

Экономика будущего - 29. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В этой связи многие историки связывают коллизии государств и народов с поведением их вождей. И этому имеется немало оснований. Так, гигантская империя Александра Македонского распалась сразу после его кончины, и то же самое произошло после гибели Аттилы, смерти Чингисхана, Тамерлана и других великих завоевателей. Весь конгломерат королевств, созданных Наполеоном, испарился после его отречения от власти и т. д. Поэтому трудно различить, то ли народы для исполнения своих устремлений выдвигают нужных лидеров, то ли последние оказываются движущими локомотивами народов!?

— III —

Известны три основные формы наделения властью: авторитарная, демократическая и олигархическая, а также всевозможные их комбинации. В первой из них декларируется самодержавное правление: «Аз есмь царь. Божьим произволением, а не многомятежным человеческим хотением» (Иван IV Грозный). При этом государи воспитывались с ранних лет. Гувернантки, учителя и родители всячески муштровали будущего монарха. Каждый час их жизни подчинялся строгому расписанию, не позволявшему отвлекаться на посторонние дела. Самые выдающиеся учителя, священники и генералы преподавали им общеобразовательные, религиозные и военные дисциплины, воспитывали чувство долга, нравственности и величия, служения своей стране. Им прививалось чувство ответственности, красоты, гармонии и сострадания.

Экономика будущего - 29. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Так, учителем Александра Македонского был великий Аристотель. Главным воспитателем царя Александра II был генерал-лейтенант П. П. Ушаков — прекрасно образованный военный, добросовестный, строгий и дисциплинированный человек. Русскую словесность и литературу ему преподавал великий поэт В. А. Жуковский. Закон Божий и Священную историю — Протоиерей Герасим Папский, законодательству обучал М. М. Сперанский — выдающийся общественный и государственный деятель, реформатор и законотворец. К. И. Арсеньев преподавал статистику и историю, Е. Ф. Канкрин — финансы, Ф. И. Брунов — внешнюю политику. Арифметике учил академик М. Коллинз, естественной истории — К. Е. Тринниус. А ещё языки, география, этикет, танцы, музыка, рисование, фехтование, джигитовка и др. Очевидно, что обычные люди такую подготовку к грамотному управлению государством получить не могли.

Поднятые над другими смертными, монархи не зависели от непостоянства толпы, от партийных лозунгов и от итогов борьбы между классами. И олицетворяли, таким образом, саму страну, способствовали стабильности власти и её независимости от экстремальных доктрин и от людей, не обладающих умением и воспитанием, требуемым для руководства страной. Не позволяли, по Жоржу де Лафонтену, хвосту змеи управлять её головой. И подтверждали, таким образом, тезис, что «Монархия — лучший строй из известных человечеству» (Генри Форд). Слабость её заключается только в том, что не всегда потомки по натуре своей обладали качествами знаменитых своих предков.

Демократическая форма наделения власти считается сейчас наиболее продвинутой и её идеологами трактуется как народовластие. Она представляет собой систему противовесов, способных консолидировать интересы различных социальных слоёв общества. Полагается, будто при ней на самом деле существует конкуренция между претендентами, а судьями выступают все жители, обладающие правом голоса. В реальности всё оказывается совсем иным. Так, для действительной конкуренции требуется не менее десяти кандидатов, обладающих равными возможностями. На самом деле таковых, как правило, нет и их возможности далеко не одинаковы.

Поэтому даже в развитых странах обычно бывает не больше 2-х или 3-х реальных кандидатов, а в других — и того меньше. Именно они поддерживаются ведущими партиями, могут в полной мере использовать финансовый, административный, организационный, карательный и информационный ресурс, а остальные претенденты их лишены. В этой связи не избрать такого руководителя или отстранить его от власти демократическим путём невозможно. Практика дряхлых правителей Советского Союза и итог их деятельности ярко это демонстрирует.

С другой стороны, и с избирателями не всё просто. В самом деле, воплощение демократической догмы означает преимущественную власть количества над качеством. В ней критерии добра, истины и справедливости, правоты и мудрости устанавливаются арифметическим большинством невежественной, управляемой из-за кулис толпы. В результате 51% населения навязывают свою волю 49%. При этом распространены всякие подтасовки, а сам выборный процесс превращается в хорошо отлаженное театрализованное шоу.

На нём с помощью всевозможных пиар-технологий и проч. заморачиваются головы плохо информированным и наивным массам. Поэтому на самом деле нынешние демократии существуют только в виде демагогии. А в действительности реальные правители не делятся с народом ни толикой власти. Более того, «… нигде тирания не является более вероятной, чем в обществе, где конституционная система и господствующая идеология узаконивают неограниченную власть большинства» (Гаэтано Моска). Ведь истинное народовластие, в конечном итоге, не ограничивается всенародными выборами, а тем, насколько избранные лидеры способны управлять своими подопечными, готовы служить обществу. И как отстраняются они от власти, если не исполняют должным образом предназначенные им функции, не трансформируют предоставляемые им права в обязанности. Однако в этих направлениях зачастую наблюдается полная неразбериха.

В некоторых странах используется синтез монархической и демократической властей (Великобритания, Бельгия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.). Он выступает в виде Конституционной монархии или иных форм наследственной власти. При нём сохраняется должность монарха как гаранта Конституции, стабильности и порядка. И одновременно осуществляется демократический выбор исполнительной и законодательной власти.

Экономика будущего - 29. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Тем не менее, вне зависимости от декларируемой её формы, самой распространённой сейчас является власть олигархическая, т.е. элитарная, клановая. Она характерна для самых разных структур: государственных, партийных, профсоюзных, хозяйственных, идеологических и финансовых. Используется как в самых демократических, так и в отсталых государствах мира. Такая власть обычно маскируется под те или иные формы правления, однако суть её от этого не меняется: всегда короля делает свита. Во всех случаях избираемые кандидаты проходят тщательный отбор со стороны правящей элиты. И при этом она, как правило, преследует собственные интересы, а не общественные.

Поэтому Президентское правление обычно является замаскированной формой олигархического руководства. По этой причине лидер зачастую является номинальной фигурой, а реальная власть принадлежит его окружению. Отсюда политическая история представляет собой лишь процесс ротации элит. Вместо погрязших в безделье, роскоши и консерватизме кланов приходят новые, жаждущие всего того же и повторяющие путь своих предшественников. И российская «реформа» наглядно это продемонстрировала.

— IV —

Некоторые цивилизации, например, индийская, славянская, японская, китайская и арабская, понимают социальную справедливость не как равноправие, независимость людей от государства и общества, а как заботу сильных о слабых, старших о младших, здоровых о больных. Поэтому нынешняя демократическая форма правления с её догмами равноправия и независимости людей друг от друга представляется им абсурдной.

Аналогичным образом в России в прежние времена существовали своеобразные отношения правящего класса с управляемым. Так, барин почитался отцом родным и, как правило, не забывал о благополучии своих крепостных. Власть признавалась одной из православных форм служения людям, аналогичной монашеству. В самом деле, «государственная власть признаётся особого рода служением, сродни церковному, монастырскому послушанию» (митрополит Иоанн). А собственность воспринималась как заслуженный итог труда, а не как плод хитроумных манипуляций.

В этой связи если на Западе основу демократии составляет индивидуализм, понимаемый как равенство прав в конкурентной борьбе, то в России — как коллективная форма правления с равноправием всех её членов. Права на Западе предоставляются законами, идущими сверху вниз, а русская демократия основывалась на вековых традициях и обычаях [2], посягать на которые до недавнего времени опасались и государство, и правящие круги.

Поэтому русская община по существу своему представляла экономически автономную единицу. Она обладала таким комплексом прав (самоуправление, выборность старост и десятских, коллективное решение главных дел на сходках, совместное владение землёй и некоторыми видами собственности), которые и не снились западному «свободному» обществу [3]. Сход собирал подати в соответствие с его пониманием правды и справедливости. Разбирал тяжбы, судил за преступления (кроме тяжких). И это в полной мере соответствовало русскому менталитету.

Таким образом, демократия — это только внешняя форма правления. А она может выступать разным образом. На самом деле истинное народовластие, основанное на принципах преимущественно личного обогащения, невозможно в принципе, а поэтому оно с неизбежностью превращается в демагогию и декорацию.

Отсюда следует, что нынешняя система наделения власти и то, как она проектируется на её сущности, оказалась никуда не годной. В сложившихся условиях всякие попытки заставить администрацию работать, исполнять предназначенные ей функции в большинстве своём ничего не дают. Ни административные, ни карательные, ни демократические или законодательные меры принципиально поменять её не могут. И не решать данную проблему нельзя. Условия жизни, отношение между людьми, их производственные возможности сейчас существенно усложнились. И если к ним общество не приспособится, тогда погибнут все, в том числе и сами сторонники такой власти. В этой связи можно констатировать, что современная форма управления хозяйством и обществом уже исчерпала себя, реанимировать её невозможно. Здесь требуются принципиально иные, системные действия.

Более того, в последние годы избирательная власть нередко демонстрирует полную свою несостоятельность. В борьбе за неё конкурирующие партии, обладающие примерно равными интеллектуальными, финансовыми потенциалами и отсутствием оригинальных идей, приводят к близкому друг к другу распределению голосов избирателей. И это ведёт к обострению борьбы между ними. У немалой части населения возникает ощущение растерянности, нелегитимности формируемой таким образом власти, что способствует всякого рода переворотам, протестам и манипуляциям. И таким образом дискредитирует всю существующую избирательную систему.

С другой стороны, процедуры лишения власти крайне усложнены, что потворствует ещё большему отрыву правящих кругов от народа. Она исключает всякий контроль за деятельностью избираемых лиц и обслуживающих их чиновников.

Экономика будущего - 29. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Результатом этого явилась поразительная уязвимость власти от всякого рода нестандартных воздействий, «управляемого хаоса» и манипуляций. Действительно, прокатившиеся по всему миру «цветные революции» всех мастей продемонстрировали слабость конструкции современных государственных образований. Показали, что власть крайне неустойчива, что при встрече с явлениями, к которым она не была заранее подготовлена, наступает полный её паралич. Что прямые и обратные связи властных структур обладают столь большим числом нестыковок, несоответствий и болевых точек, что при современном уровне развития техники и информационных технологий неспособность её адаптироваться к ним чревата непоправимыми последствиями. Иначе говоря, нынешняя организация государственного управления полностью устарела и не способна отвечать современным вызовам.

— V —

Вместе с тем решение здесь далеко искать не надо, оно подсказано опытом наших предков. В самом деле, в древние времена лидер избирался всеми дееспособными членами племени. Коллективы были небольшие, все знали друг друга и понимали, кто на что способен. Поэтому всё решалось просто: «Будь начальником над нами! И о нас заботься!» [4]. В этих условиях вожди зачастую оказывались самыми мудрыми, многоопытным, храбрыми и нравственными членами племени. И пользовались заслуженным ими авторитетом, формируя таким образом весь облик существовавшей тогда власти. Они не могли игнорировать избирающих их людей и должны были работать добросовестно. Иначе их смещали и наказывали.

Однако по мере укрупнения человеческих объединений такие условия исполняться перестали, хорошо знать всех люди уже не могли. Поэтому договариваться им стало труднее. Начались трения между кандидатами, чреватые немалыми издержками. Возникла борьба за власть, нередко переходящая в кровавые разборки, войны и массовое разорение граждан. В этих условиях власть зачастую стала передаваться номинальным фигурам, представляющим интересы тех или иных поддерживающих их партий и кланов. Вожди начали отрываться от общества, радеть о собственных и клановых интересах, а не об общественных. Возникла система обслуживающего такую систему персонала, чиновников, лакеев и служащих. В конечном итоге это и сформировало нынешний облик власти, в большей мере соответствующий западному менталитету, чем российскому. Служению доходной экономике, а не полезной.

Вместе с тем существующий сценарий развития общественного управления не является единственно возможным. Многие возникающие таким образом проблемы разрешаются путём промежуточных выборов. «Это делалось в каждом роде, и роды давали от каждого племени своего князя, а князи избирали старшего князя» («Книга Велеса» [4]). По тем же принципам выбирались лидеры древних общин и Мистерий. В частности, так формировалась каста высших иерархов у древних германцев, славян, скифов и греков, у жрецов Египта, в религиозно-этических сектах Индии и Китая, происходил отбор мусульманских суфий и племенных вождей американских индейцев.

Экономика будущего - 29. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Именно таким образом избирались адепты сакральных сект, делая их жизнестойкими при любых обстоятельствах. Как пример, чтобы быть допущенным в Орден Друидов, кандидат должен был происходить из хорошей семьи, обладать высокими моральными качествами, не иметь вредных привычек и помыслов. Пока он не подвергался искушениям и испытаниям на силу характера, не давал соответствующих клятв ему не доверялась никакая власть, не поверялись никакие значимые секреты. И только пройдя последовательно все шесть ступеней Ордена с их системой промежуточного отбора, жрец достигал степени Главного Друида или духовного главы. А на последней стадии его избирали самые знающие, умные и порядочные члены наиболее высоких степеней иерархии. Причём кто властью наделял, тот имел право её и лишать.

Таким образом, здесь происходило последовательное делегирование полномочий гражданами снизу вверх с соответствующим наделением прав и обязанностей. Понятно, что при такой системе отбора случайный человек попасть во власть не мог и поступать в ущерб другим был не способен.

Чтобы избежать своеволия царей и недовольства сограждан, Ликург, легендарный правитель Спарты, поставил во главе города сразу двух царей, правящих помесячно. Власть им принадлежала только во время войн или когда Спарте грозила опасность. Главным уделом царей было не доказывать свою родовитость и права на трон, а умело командовать войсками и мужественно сражаться в бою. При этом в мирное время городом управлял Совет из тридцати старейшин. Их избирали пожизненно из шестидесятилетних стариков, отмеченных мудростью, нравственностью и доблестью. Для исключения злоупотреблений власти избирался и другой Совет сроком на один год из всех взрослых мужчин. Чтобы народ не чувствовал себя отстранённым от управления государством, Ликург сохранил и народное собрание. Но оно, чтобы не превращаться в столь распространённый ныне разноголосый базар, могло только или принимать, или отвергать предложения царей и Советов. И всё это в течение 5 веков делало Спарту одним из наиболее стабильных и мудро управляемых государств современного ей мира.

Наиболее близкие нам зримые успехи в этом направлении были достигнуты средневековой демократией Новгорода. Так, наряду с общегородским вече в управлении участвовали уличные и кончанские вечевые собрания, на которых решались местные проблемы и обсуждались общие вопросы. При этом вечевое народовластие пресекало эгоизм отдельных личностей, заставляло их помыслы посвящать общественному служению. Отсутствовало дробление народа на партии, стремящиеся воплотить в жизнь собственные политические, идеологические или алчные амбиции. Не было бюрократических структур, способных пренебрегать своими обязанностями или оказывать давление на народную волю. Как пример, всеми финансовыми доходами Новгорода, одного из богатейших городов тогдашнего мира, ведал всего один секретарь (!).

Экономика будущего - 29. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В органы власти избирались наиболее мудрые и достойные граждане, а не подставные депутаты-марионетки. Каждое наделённое властью лицо было на виду и, в отличие от нынешних лидеров, в полной мере несло ответственность за свои речи и действия. И это приносило немалую пользу. В течение более 600 лет такая форма правления наглядно демонстрировала свою жизнестойкость. Делала Новгород могучим, а его население — благополучным и зажиточным.

Понятно, что деспотическая власть московских самодержцев, которая была вызвана необходимостью предельной централизации власти для выживания в условиях постоянной агрессии окружающих соседей, не могла мириться с таким свободомыслием. Поэтому древнерусская демократия и весь накопленный ею опыт были подавлены, а её носители рассеяны по всей стране.

Экономика будущего - 29. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

И у других наций подобный опыт имеется. В этой связи данную форму народовластия имеет смысл воссоздать и в нынешних реалиях. Когда избирает просвещённое меньшинство, выборы оказываются более сознательными и квалифицированными. Если это происходит с помощью непросвещённого большинства, могут избрать кого угодно. Тогда возрастает лоббирование законодательной и исполнительной власти, повышается роль СМИ с их продажностью и предвзятостью. Со всеми вытекающими из этого последствиям.

Б. Особенности административного управления гармонично организованным обществом

Человек есть олицетворённый долг!

Из послания Святых отцов

— I —

Если производственные условия окажутся таковыми, что главной функцией организации становится польза, а не доход, тогда интересы человека, коллектива и общества начнут совпадать, проблема гармонизации производственных и общественных отношений будет разрешается автоматически. И уже нельзя будет удовлетворять личные амбиции за счёт коллективного или общественного благополучия. Это с неизбежностью приведёт к гармонизации всех властных структур, сделает обоснованной всю систему отбора, выдвижения, подготовки, продвижения, ротации администраторов и лидеров.

В современных условиях реализовать указанный подход можно следующим образом. При ступенчатом, последовательном отборе представительной или руководящей элиты первые выборщики избираются населением впрямую. Для этого оно делится на группы, в которых люди знакомы друг с другом или могут воспользоваться мнением тех, кому доверяют. Например, в деревне все и всех знают, понимают, кто на что способен, а поэтому при свободном выборе своих представителей или местных руководителей из собственной среды (!) обмануть их невозможно. Таковыми могут быть также жители небольших селений, крупных домов, их групп или объединений. Здесь происходит первичный отбор наиболее достойных кандидатов и отсев всех тех, кто не пользуется доверием людей, не умеет или не способен представлять коллективное и общественное мнение, защищать их интересы.

Очевидно, что при такой избирательной системе ни деньги, ни административный ресурс, ни пиар-технологии уже не будут иметь силы, поскольку решения принимаются людьми впрямую. Понимающими, насколько они от этого зависят, не вслепую, а осознанно. Ни психически больные, ни неспособные работать на общество, ни демагоги и популисты, коррупционеры или их марионетки доверием наделены не будут. А если вдруг такие через нижнее сито власти всё-таки просочатся, на пути их встанут следующие преграды.

Указанные выборщики формируют местные или муниципальные органы власти. И в них путём совместных дискуссий, общей деятельности или иного изучения друг друга из своего состава (!) избираются выборщики более высокого ранга, например районного и областного. Поэтому на втором избирательном уровне требования усложняются, большую роль начинают играть профессиональные и моральные качества претендентов. И выборщики уже оказываются более подготовленными, информированными и интеллектуально развитыми. И так до самого верхнего ранга административного «дерева организации», приведённого на рис. 2 статьи [5]. Права и обязанности в такой системе власти передаются преимущественно снизу вверх, а не наоборот. А контроль осуществляется как снизу, так и сверху.

Это делает власть лучше контролируемой и управляемой обществом. Профессиональные политики, представляющие интересы отдельных групп и в большинстве своём больше ничего делать не умеющие, уже не будут наделены властью. Именно население при таком выборе будет наделять своих руководителей правами, требуемыми для исполнения своих обязанностей по отношению к людям. И спрашивать будет с них. И в то же время сохранится управляющее воздействие верхних этажей власти над нижними, поскольку они сами будут избираться таким же образом.

Очевидно, что всё это не только повысит профессионализм, культуру, нравственность и добросовестность властвующих структур, но и сделает всю систему власти стройной, логичной и последовательной. Направленной на лучшее обеспечение коллективных и общественных интересов, а не личных, нацеленных на получение выгоды. Приведёт к тому, что всякого рода деструктивные воздействия на неё, в том числе «цветные революции», коррупция, «дворцовые перевороты» и лоббирование станут невозможными.

Тогда в структуре власти уже начнут действовать не только прямые, но и обратные связи, образуя гармоничную и работоспособную систему управления, подобную всем природным образованиям [6]. Конкуренция претендентов на самом деле окажется высокой, их возможности будут примерно одинаковыми. А поэтому такой выбор властной элиты будет не только более честным, но и качественным. Решение о нравственном и профессиональном уровне личности, о пригодности её занимать ту или иную должность будут принимать ни несведущая толпа или лично заинтересованное руководство, а целостная система отбора лидеров. А в ней чем более высоким является пост, тем более нравственными, опытными и компетентными будут как выборщики, так и кандидаты. Очевидно, что уровень культуры выбранного лица соответствует культуре его избирателей.

Экономика будущего - 29. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

При этом очевидно, что кто предоставляет власть, тот и вправе её лишать. В этой связи проблема отзыва не справляющегося со своими обязанностями должностного лица решается простым и очевидным образом. Она потребует не больше процедур, чем сам выбор. И данное обстоятельство укрепит ответственность выбранного лица перед своими избирателями. Сделает невозможной работу власти против народа. Выборы станут не только менее дорогими, длительными и конъюнктурными, но и действенными.

Таким образом, в ступенчатой системе выборов реализуются как декларируемые достоинства демократии, использующей приоритет большинства над меньшинством, так и преимущества твёрдой вертикали власти. Организуется тщательный отбор претендентов, проверка их способности полноценно исполнять свои обязанности наряду с повседневным контролем за деятельностью лидеров. Упорядочивается процесс наделения их властью и полномочиями. Появится, наконец, реальная конкуренция кандидатов во власть. И чем выше окажется должность, тем более компетентными окажутся выборщики, жестче условия их отбора и контроля. Это создаст благоприятные условия для выдвижения истинных лидеров общества, а не дутых фигур. Власть получат те, кто в наибольшей мере способен исполнять предназначенные ей функции, а не демагоги и популисты.

Кроме того, реализация системообразующих мероприятий принципиально поменяет производственные и общественные отношения. И уже не потребуется в прежней мере применять методы принуждения, поскольку свободный человек, работающий одновременно и на общество, и на себя, не нуждается во внешних побудителях. Не нужно следить за правильностью уплаты налогов, так как при нарушении её человек наказывает и себя, и своё окружение [7]. Не потребуется перераспределять доходы, поскольку привязанность денег к продуктивному труду повысит нравственность производственных отношений [8]. Это изменит рыночные связи, сделает их справедливыми, эквивалентными и экономически продуктивными. Богатство будет честно зарабатываться, а поэтому станет уважаемым, не будет источником агрессии и раздора.

Иначе говоря, в новой экономике подавляющая часть того, чем занимается нынешняя администрация, будет разрешаться автоматически. Поэтому она сможет сосредоточиться на выполнении только той работы, которую без неё никто другой не сумеет исполнить. Не будет отвлекаться на рутинную, будничную суету. И уже не потребуются громоздкие и неуправляемые административные монстры, которые то и дело выходят из-под контроля, пытаясь подчинить себе коллективы и общество, подмять их под себя.

Причём всё это соответствует принципам коммунистической организации общества и производственных отношений.

— II —

Как такую работу администрации можно организовать и финансировать?

Прежде всего, следует разделить производственные и распределительные функции, исполняемые администрацией. В самом деле, при описании общественной трудоёмкости изделий было предложено в каждом товаре учитывать трудовые затраты вышестоящих организаций, которые оказывают содействие предприятиям в его производстве, представлены способы финансирования таких затрат (см. статью [9]). Отсюда следует, что денежное обеспечение всех вышестоящих структур, связанных с производством, должно осуществляться организациями, которые пользуются их услугами, напрямую (!). На это уже не потребуется тратить бюджетные деньги, они их начнут зарабатывать сами. Однако не с помощью административного рэкета, как нередко случается сейчас, а путём исполнения конкретных обязанностей, приносящих оплачивающим их структурам реальную пользу.

При внедрении такого способа оплаты производственная администрация уже перестанет быть кумиром, которому платят дань лишь потому, что в её руках власть, деньги и возможность причинять неприятности. Тогда не только управление потребуется от неё, но и его результаты. Деятельность администрации уже будет контролироваться как вышестоящими структурами с их неизбежной предвзятостью и бюрократическими шаблонами, так и всеми теми, кого они призваны обслуживать, кто их финансирует и от них зависит.

Причём это регулирование окажется не периодическим, авральным, а повседневным. Оплата труда работников вышестоящих организаций начнёт впрямую зависеть от результатов собственного труда так же, как и у всех других работающих. То есть и за тех, кто их будет финансировать, придётся бороться, демонстрируя свою полезность. И нести материальную ответственность за неэффективное управление, за неправильные действия, от результатов которых заказчики несут убыток, не получают соответствующей пользы. В результате рыночный принцип начнёт работать и в этой сфере человеческой деятельности. Администрация перестанет быть надобщественной структурой, всем распоряжающейся, но ни за что не отвечающей. Она начнёт жить по тем же правилам, что и все иные производственные структуры.

Очевидно, что указанная мера позволит существенно упрочить вертикальные связи предприятий (рис. 2. [5]), сделает их адекватными ситуации, гибкими и работоспособными при одновременном сокращении численности административного аппарата. Будет содействовать внедрению эффективных обратных связей в систему управления и его объекта.

— III —

С другой стороны, при внедрении новой формы налогообложения образуется финансовый поток, предназначенный для удовлетворения коллективных и общественных потребностей граждан, обеспечиваемых федеральными, региональными и местными налогами [7]. А для его обработки, обслуживания потребуется соответствующий сектор управления потребительской экономики, отличающийся от выше описанной производственной. В настоящее время такой аппарат имеется во всех государствах мира. Однако функции его расплывчаты, разграничительные линии с производственным сектором не установлены, отношение к обоим секторам управления одинаково, способы финансирования одни и те же. Это вряд ли содействует успешной их работе, поскольку производить продукцию и распределять её — разные виды деятельности.

Данный сектор состоит из учреждений, оказывающих потребительские услуги как отдельным лицам, коллективам, так государственным структурам. То есть призван руководить обеспечением как общественных, так и коллективных потребностей граждан. Это армия и правоохранительные органы, больницы и учебные, воспитательные заведения, стадионы и дома отдыха, коммуникации и защитные сооружения, и ещё многое другое. К этому сектору относятся также выборные органы власти всех уровней, призванные разрабатывать законы и контролировать их исполнение, профсоюзы и благотворительные учреждения.

Поэтому очевидно, что финансирование потребительского сектора экономики не может быть таким же, как и производственного. Оно должно производиться путём взимания целевых налогов, т.е. прямых проплат из оплаты труда работников, как предлагалось выше [7]. И в зависимости от того, для удовлетворения каких коллективных или общественных потребностей граждан собираются налоги, формируются соответствующие исполнительные структуры.

При этом Потребительский сектор может получать средства как от прямой продажи его услуг, так и путём соответствующих налоговых отчислений из оплаты труда граждан. Всё определяется желанием потребителей, удобством, качеством услуг и стоимостью их. Для координации и управления всей потребительской структурой и формируется соответствующий административный орган. С другой стороны, такой аппарат должен создаваться лишь там, где без него не обойтись. Таким образом, формы организации обоих секторов управления тождественны, разница только в способах финансирования и в направлениях их деятельности. И это способствует устойчивости таких систем.

Характерно, что наличие потребительского сектора экономики никак не скажется на справедливости полученных ранее инвариантах. В самом деле, труд в них также является производительным. А поэтому всё, отмеченное ранее для производства, оказывается справедливым и для данного сектора экономики. Просто часть средств, зарабатываемых в производственном секторе, в виде целевых налогов передаётся потребительскому для исполнения его функций. В этом и состоит залог успешной работы всей разветвлённой административной системы организации хозяйства.

В предлагаемой схеме управления деньги оказываются именно там, где имеются предназначенные для их обслуживания товарные потоки, и ровно в таком количестве, чтобы их надёжно обслуживать. Встречные перемещения средств и товаров исключены. И в то же время при необходимости открывается возможность концентрировать усилия для выполнения глобальных или форс-мажорных проектов. Это исключит возможность финансового давления каких-либо структур как в производственном, так и в потребительском секторах экономики.

Ведь деньги — это не хрустящие бумажки и даже не золотые слитки. Деньги — это потенциал, ресурсы, труд, товары, энергия. Как пример, направьте деньги в какой-то сектор экономики, и это заставит работать на него все государственные и частные структуры значительно активнее, чем самые грозные указы. Чтобы власть гармонично вписывалась в структуру организации, она, прежде всего, не должна испытывать недостатка средств для исполнения своих обязанностей. И в то же время не иметь избытка денег. Только тогда административное управление утратит своё фатально бюрократическое содержание, начнёт успешно работать на страну и на народ.

Предложенная форма организации полностью отвечает признакам высокоорганизованных систем [6]. По своей структуре она переплетена прямыми и обратными связями, достаточно полно моделирует живой организм с жёсткой увязкой всех его составляющих, определённостью их функций и характером взаимодействия. И недостойно иметь худшую организацию человеческого сообщества, чем устроен организм каждого из входящих в него людей.

Таким образом, для гармонизации экономики необходимо реорганизовать как административное, так и рыночное её управление. Чтобы администрация в полной мере управлялась рынком, а рынок — администрацией. Лишь при этих условиях может быть сформирован гармоничный синтез организации и производства, и самого общества. Сформируется требуемый для неё сплав административного и рыночного регулирования. Тогда государство и его структуры утратят способность подавлять те или иные классы, что и требовалось классиками Коммунизма.

Причём поочередное усовершенствование обоих механизмов управления невозможно. Они завязаны друг на друга столь тесно, что деструктивные качества одного из них нивелируют положительные другого. Но аналогичным образом работают и прогрессивные изменения внутри каждого из них.

После внедрения Системообразующих мероприятий будут созданы благоприятные условия для внедрения мероприятий Вспомогательных, которые позволят гармонизировать как отдельные территориальные или производственные образования, так и всё государство в целом. Решать наиболее рациональным образом остальные их животрепещущие проблемы. О них позже.

— IV —

Несомненный интерес представляет Программа Президента РФ В.В. Путина, реализуемая в соответствии с его Указом от 13.12.2012 № 1653 «О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации». Она возникла из необходимости создания целостной системы воспроизводства и обновления административной элиты вместо ныне существующей практики случайного или коррумпированного её формирования. Проблема является весьма актуальной, поскольку только те страны, в которых состав руководителей соответствует общественным приоритетам, где налажена целостная система их отбора, подготовки и ответственности, достигают процветания. И тем большего, чем лучше и полнее это осуществляется. Этим и отличаются культурные, цивилизованные страны от не имеющих чести быть таковыми.

Программа названа «Президентской» и включает в себя сформированные в установленном порядке группы граждан Российской Федерации, отвечающие определённым квалификационным требованиям, профессиональными и личностными качествами для назначения на должности высшего начальствующего состава. Комплектуются из людей, наделённых способностями, знаниями, целеустремлённостью, волей, желанием заниматься этим непростым делом и уже проявивших себя на каком-то поприще. В Программе участвуют как действующие госслужащие, так и предприниматели, работники научно-образовательных и административных учреждений всех уровней.

Образованный таким образом кадровый резерв государственной службы состоит из трех уровней. В первый из них, называемый Высшим, входят кандидаты в руководящий состав федеральных и региональных государственных органов, а также крупных организаций и корпораций, действующих на территории РФ. Во второй, Базовый набираются потенциальные кандидаты для занятия должностей среднего управленческого звена. А третий называется Перспективным и предназначен для подготовки государственных служащих, сотрудников организаций и корпораций, которые уже проявили свои неординарные способности и кому ещё не исполнилось 35 лет. Всего на 12.07.2017 года президентский резерв насчитывал 1959 человек. Из них на Высшем уровне - 389, на Базовом - 700 и на Перспективном - 870 человек.

Для создания целостной системы отбора указанных кандидатов организуются открытые конкурсы среди молодежи и опытных управленцев. На них избираются претенденты в Государственный резерв путём соревновательности и всевозможных тестов, знания основ экономики, менеджмента и права. При этом конкурсанты демонстрируют свою дисциплину и организованность, умственные и деловые способности, умение управлять людьми, принимать правильные решения, ориентироваться в сложных ситуациях. В резерв зачисляются только те, кто является честным и нравственным, кому не чужда социальная ответственность, кто не страшится рискованных действий, умеет вести себя в обществе и даже в застольных компаниях. Которым можно доверить будущее страны. Их обучают самые опытные и пользующиеся всеобщим уважением специалисты, учёные, политики, государственные деятели.

Так, заседанию наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей», прошедшему 4.10.2019 г. с участием Президента РФ В. В. Путина, предшествовала двухдневная проектная сессия финалистов и победителей конкурса управленцев «Лидеры России», международного конкурса «Мой первый бизнес», студенческой олимпиады «Я — профессионал». А также фестиваля «Российская студенческая весна», конкурса «Цифровой прорыв», всероссийского молодёжного кубка по менеджменту «Управляй!», благотворительного проекта «Мечтай со мной», конкурса «Моя страна — моя Россия» и др.

Это не только даёт возможность на самые ответственные должности в стране и во все структуры её управления выдвигать наиболее достойных и подготовленных представителей общества, но и организовать постоянно действующий «социальный лифт» для самой энергичной и амбициозной части молодого сообщества. В результате ликвидируется «застой» в административном управлении, производится постоянно действующая ротация элит, без которой прогрессивное развитие страны невозможно. В самом деле, если данный процесс не является повседневным, тогда такая ротация не может не сопровождаться революционной борьбой нового со старым с тем более кардинальной ломкой, чем сильнее сопротивляется прежняя власть. Что и наблюдалось во всей истории российской государственности. В том числе в процессе революции 1917-го года, репрессий конца 30-х годов, перестройки 1989 — 1993 годов и назревает сейчас.

Всё это позволяет после Президентского Послания Федеральному собранию В.В. Путина от 15.01.2020 осуществить качественную ротацию высшей управленческой элиты страны, организовать в этом важнейшем вопросе хоть какой-то внятный порядок, не противоречащий здравому смыслу. Власть, наконец, вспомнила о народе, а не только о бизнесе, что далеко не одно и то же. Данное Послание явило некоторую надежду и даже сдержанный оптимизм.

Вместе с тем из Послания не очевидно, в каком направлении предполагается двигаться, какую страну намечается строить? Капитализм с человеческим лицом или социализм с рынком и частной собственностью? Ведь, как показано в статье [10], выбор здесь не так уж и велик. И кроме перечисленных формаций для выхода из постколониального состояния остаётся только гармоничная организация с последующим за нею Коммунизмом. Поэтому какие бы действия ни предпринимались, задачи ни намечались, все равно страна попадёт в прокрустово ложе одной из указанных формаций со всеми их достоинствами и недостатками.

В самом деле, экономика – строгая наука и импровизации в ней бесперспективны. Без наличия четко работающей стратегии развития никакие тактические успехи или неудачи мало что дают. Так, если вы намеревались попасть в Париж, а сами отправились в сторону Антарктиды, сколько героизма и усилий вы бы ни проявили - в Париже вам не бывать!

Адресное стимулирование рождаемости – это, безусловно, правильное направление деятельности государства. Но было бы значительно полезнее создавать условия, при которых люди сами смогут обеспечивать своё и благополучие, и воспроизводство, а не будут нуждаться в подачка. В действительности людям нужна не рыба, а удочка, с помощью которой они сами сумеют её ловить. А вот удочка пока не просматривается.

Данный комплекс статей предоставляет теоретический аппарат и инструменты, позволяющие оптимальным путём перейти к наиболее прогрессивной организации государства и общества. А также дополнить и усилить благотворность осуществляемой Президентом административной реорганизации.

Литература

1. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 22. Общая теория экономических систем. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-22-obscaia-teoriia-ekonomicheskih-sistem-5f0c97cfa04d3b2748ee948c;

2. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 2. Россия и Европа – столкновение цивилизаций. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/rossiia-i-evropa-stolknovenie-civilizacii-5ef2599bd9d84268d6ac6277;

3. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 3. Общины и русские артели как предтечи коммунистической организации. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-3-obsciny-i-russkie-arteli-kak-predtechi-kommunisticheskoi-organizacii-5ef38b36961b9571a3364724;

4. Асов А. И. СвятоРусские веды «Книга Велеса», 1Х век. — М.: ФАИР, 2008. — 544 с.;

5. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 12. Разделение и кооперация труда. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-12-razdelenie-i-kooperaciia-truda-5effaee96b822b6b24613b32;

6. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 22. Общая теория экономических систем. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-22-obscaia-teoriia-ekonomicheskih-sistem-5f0c97cfa04d3b2748ee948c;

7. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 28. Организация системы общественного потребления.

8. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 25. Финансовая система гармоничной экономики. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-25-finansovaia-sistema-garmonichnoi-ekonomiki-5f0f85b5448c72718e28451d;

9. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 23. Труд и его характеристики. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-23-trud-i-ego-harakteristiki-5f0e62696e88bc18020fb59c;

10. Чабанов В.Е. Экономика будущего –15. Национальная идеология России. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-15-nacionalnaia-ideologiia-rossi-5f0375f51ca81a4880c75a1a.

Чабанов Владимир Емельянович
Чабанов Владимир Емельянович

Автор: Чабанов Владимир Емельянович, доктор технических наук, профессор физики, профессор в области экономики Международного Высшего ученого Совета МУФО-МВУС, академик, Гранд-доктор. Email: vtchabanov@mail.ru