Экономика будущего - 30. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ГАРМОНИЧНО БЛАГОПОЛУЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ (ЛАДЗЕМЛИ)

19 July 2020
<100 full reads
5,5 min.
102 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 38% of the total page views
5,5 minutes — average reading time
Экономика будущего - 30. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ГАРМОНИЧНО БЛАГОПОЛУЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ (ЛАДЗЕМЛИ)

Где лад, там и клад

Русская пословица

А. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПРОГРАММЫ

Дикие народы стремятся к свободе, просвещённые народы стремятся к порядку

Н. М. Карамзин

I. Ладземля, принципы её построения

О том, что существующую экономику надо безотлагательно реформировать, не вызывает сомнения. В слишком тяжёлом состоянии она находится и перспективы оздоровления её не просматриваются. Вместе с тем начинать широкомасштабную реорганизацию в рамках всего государства крайне рискованно, поскольку всякая сырая, не доведённая до совершенства концепция чревата большими рисками. И такое происходило неоднократно, вспомним хотя бы горбачёвскую «перестройку». Когда наделённые властными полномочиями, но не очень грамотные, нравственные и ответственные люди в силу своих идеологических, корыстных и властных амбиций начинали ломать под себя всю страну, ожидать от этого что-либо стоящего не приходится. В этой связи предлагается Программа для отдельной территории, на которой все требуемые мероприятия могут быть отлажены и откорректированы, чтобы затем без особого риска их можно было рекомендовать для всей страны. О ней и идёт здесь речь.

Экономика будущего - 30. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ГАРМОНИЧНО БЛАГОПОЛУЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ (ЛАДЗЕМЛИ)

Ладземля (Ладная, благополучная земля) представляет собой гармонично организованную территорию как прообраз коммунистической структуры, в рамках которой формируются высокоэффективные экономически и социально сбалансированные структуры. Её особенности подробно описаны в трудах автора [1], [2] и в др.

Ладземлёй может быть город, область, регион и целая страна, в которых могут быть организованы существенные внутренние товаропотоки. По правилам Ладземли может быть сформировано любое крупное хозяйственное объединение и даже целая отрасль. Полученные закономерности являются универсальными и могут применяться для гармонизации административных, территориальных и производственных образований не только России, но и всех других государств, как развивающихся, так и развитых стран мира.

В Ладземле предприятия рассматриваются не как каждое в отдельности, а в виде части системы, комплекса. Совершенствование производства представляет собой не цель, а средство для достижения достойной жизни населения, наилучшей работы всего его хозяйства. Становление Ладземли предполагает применение не экстенсивных, а интенсивных методов достижения успеха. Путём всемерного использования преимуществ кооперации наряду с углублённым разделением труда.

В ней оптимизируется не только производство, но и потребление, распределение получаемых благ. И это позволит связать экономические и социальные факторы ареала проживания людей в единый самосогласованный комплекс. Использовать потребление для лучшей работы производства, и наоборот. Из безмозглой, неуправляемой экономики сделать её разумной и социальной.

При этом главные результаты предполагается получать не за счёт инвестиций или изощрённой эксплуатации людей, а путём использования собственных природных и трудовых ресурсов, интеллектуальных и финансовых возможностей. Возрождение территории будет достигаться, в первую очередь, совершенствованием её организации, а не только техническим перевооружением. Это и дешевле, и быстрее, и эффективнее.

Гармоничное развитие Ладземли, рост её экономического и социального благополучия будет осуществляться путём сближения интересов людей и коллективов на всех уровнях организации, во всех хозяйственных структурах. И таким образом создадутся условия для внедрения новейших достижений науки и техники, поскольку производительные силы всегда соответствуют уровню прогрессивности производственных отношений. При этом окажутся в выигрыше не только наёмные работники, учителя и пенсионеры, но и деловые круги некриминального бизнеса, честные руководители и администраторы. Гарантом успеха служит личная заинтересованность каждого в результатах совместной деятельности вне зависимости от занимаемой им должности, собственности или положения. Опора на всеобщую инициативу и творчество.

II. План мероприятий, необходимых для построения Ладземли

Семя бесполезно и бессильно до тех пор, пока не попадает в подходящее лоно.

Из учения Розенкрейцеров [3]

Алгоритмы конкретных мероприятий могут быть отработаны для определённой территории или для отдельного производственного объединения. Поэтому здесь описаны только общие принципы такого построения.

Для реализации Программы предстоит:

I. Создать Центр управления как основу аналитического, информационного и административного управления Ладземлёй. Он призван разработать и организовать исполнение всех мероприятий Программы, изыскать финансовые ресурсы, осуществлять учёт и анализ предприятий, рабочей силы, её обучение, изучить характер инфраструктуры и состояние населения. Выявить преимущества территории, наметить пути их наилучшего использования. Организовывать конкурсный отбор и учёбу руководства и исполнителей азам теории Ладземли;

II. Разработать и внедрить систему внутреннего денежного обращения, с помощью которой будет ликвидирован недостаток оборотных средств и дефицит финансовых ресурсов для гармоничного развития территории, всех расположенных на ней предприятий и организаций [4]. В результате производственный и потребительский рынки Ладземли начнут работать параллельно друг другу, исполнять предназначенные им функции и обслуживаться собственными деньгами. Наладить взаимодействие новых денег с внешнеторговыми партнёрами. В результате появятся дополнительные ресурсы для реализации мероприятий Программы. Организовать соответствующий Банк или привлечь к целевому участию какой-либо из существующих;

III. В соответствие со статьей [5], предстоит организовать на предприятиях Ладземли обучение, пропаганду и реализацию новой системы учёта и распределения доходов, повышающую заинтересованность работающих в конечных результатах. Тогда в значительной мере увеличится производительность труда, оптимизируется структура предприятий, возрастёт эффективность использования ресурсов (финансовых, природных, трудовых и интеллектуальных). Уменьшится противоречие между трудом и капиталом. Зарплата будет зарабатываться, а не выбиваться путём борьбы и торга;

Экономика будущего - 30. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ГАРМОНИЧНО БЛАГОПОЛУЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ (ЛАДЗЕМЛИ)

IV. Внедрить разработанную Налоговую систему Ладземли, повышающую заинтересованность граждан в оплате налогов [6]. При этом налоги уже перестанут служить инструментами безвозмездного изъятия доходов для исполнения государством и территориями своих функций, как в нынешней экономике, а сделаются целевыми. Они превратятся в способ уплаты налогоплательщиками собственных общественных и коллективных потребностей. Станут одними из наиболее действенных инструментов управления экономикой и всеми аспектами жизни территории в рыночных условиях. Ликвидируется дефицит средств для решения социальных и бытовых проблем, улучшится деятельность органов администрации и местного самоуправления [4];

V. Осуществить ступенчатые выборы глав представительных и исполнительных органов, а также законодателей Ладземли. Произвести реорганизацию административного аппарата управления экономикой и социальным развитием территории (статья [7]). Тогда исчезнет несоответствие между формальными и истинными лидерами общества. Административный аппарат перестанет быть гипертрофированным, дорогим, плохо работающим и вороватым органом, а сделается компактным, компетентным и работоспособным;

VI. Создать Комитет по ценам Ладземли и осуществлять рациональную ценовую политику. Пользуясь методикой, описанной в статье [8], произвести расчёт объективных цен на продукцию и услуги предприятий и организаций, заложив их в основу ценообразования. При этом свободный дрейф цен сохранится только при продаже товаров, на которые имеется реальная конкуренция, и лишь в той мере, в которой она полезна. Ввести запрет на необоснованное повышение цен предприятиями-монополистами, оптовиками, на товары, жизненно важные для населения и т. д. В результате рыночные отношения станут разумно регулироваться и приносить реальную пользу;

VII. Осуществить популяризацию основ Ладземли, её особенностей и преимуществ;

VIII. Разработать и реализовать комплексные проекты гармонизации Ладземли. А также реорганизовать бюджетное, кредитно-банковское, сберегательное, налоговое законодательство, денежное обращение, хозяйственное право, статистику и проч. в соответствие с гармоничными принципами организации.

Гарантом успеха Программы построения Ладземли служит внедрение изложенных выше системообразующих мероприятий, создающих условия для самоорганизованного развития общества. Ему будет способствовать также личная заинтересованность граждан в успешном завершении реформы, вызываемые ею энтузиазм, инициатива и всеобщая поддержка, подкреплённые зримыми успехами, без которых никакое прогрессивное развитие невозможно. Содействие вышестоящих организаций региона и государства, деловых людей, общественных организаций и политических сил. Препятствовать Программе могут только коррумпированные чиновники, криминал и отдельные бизнесмены, привыкшие извлекать доходы из-за неопределённости, царящей в современных экономических и организационных структурах.

Источниками инвестиций при построении Ладземли могут быть:

I. целевые средства регионального, городского и государственного бюджетов, выделяемые для поддержки проводимой реформы. Они требуются, в первую очередь, на начальной стадии Программы как стартовые финансовые ресурсы, выводящие территорию на режим самоокупаемости;

II. определённая часть налоговых отчислений, которые в настоящее время платятся территорией в региональный и государственный бюджеты, но будут перенаправлены для построения Ладземли;

III. оплата предприятиями предоставленных им безналичных кредитов для формирования их оборотных ресурсов [4]. Причём получаться эти средства будут практически из ничего, только благодаря применению производственных денег, стабилизирующих хозяйственный товарооборот. Они не приведут к возникновению инфляционных тенденций, поскольку денег, обслуживающих деятельность предприятий, в настоящее время на самом деле недостаёт (см. Таблицу 10 [4]);

IV. амортизационные отчисления предприятий. Такие средства нужны для компенсации естественного износа основных средств, перевооружения их новейшим оборудованием и технологиями. И могут использоваться как каждым предприятием в отдельности, так и путём какой-либо их кооперации [8];

V. ценные бумаги в виде облигаций и займов Ладземли, местных органов самоуправления и отдельных предприятий. Указанный источник средств начнёт успешно работать только при достижении зримых успехов, т.е. примерно через год после начала преобразований;

VI. сбережения граждан и организаций. Данный источник финансовых поступлений также начнёт работать, когда у населения проявится доверие к осуществляемой реорганизации и избыточные средства. И структуры, которые сумеют их конденсировать;

VII. целевые налоговые поступления от организаций и частных лиц на осуществление реформы. Предполагается, что этот налог можно будет вводить, когда предприятия и граждане поверят в Ладземлю, сумеют его обслуживать, т.е. примерно через год после начала преобразований;

VIII. краткосрочные кредиты и инвестиции, по мере надобности поступающие в Ладземлю от отечественных и зарубежных кредиторов и инвесторов.

Б. ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

I. Совершенствование внутреннего финансового обращения Ладземли

Нет ни одного нравственного качества, чья слава и влияние рождали бы больше зависти, нежели справедливость, ибо ей обычно сопутствует и могущество, и огромное доверие у народа

Плутарх

Проблему восстановления финансового обращения на территории Ладземли предлагается разрешить путём внедрения внутренних безналичных денежных знаков, предназначенных для обслуживания производственного круга обращения, как было рассмотрено в статье [4]. Они могут принимать форму символических, электронных денег или выступать в виде векселей, чеков, депозитов. Называться «безналичными», «электронными» или «производственными» деньгами. А поскольку в настоящее время на самом деле наблюдается хронический дефицит оборотных средств предприятий, такие деньги не будут давить на потребительский рынок и не создадут инфляционных нагрузок.

При этом номинал указанных денег устанавливается объёмом имеющейся в Ладземле рабочей силы в соответствие с принятым в ней соотношением между трудом и деньгами [4]. Тогда произведение количества наличных денег на скорость их оборота будет равняться таковому для денег безналичных. И так будет исчисляться национальный доход Ладземли. Причём следует стремиться к тому, чтобы товары, потребляемые ею извне и исчисляемые действующими деньгами, были скомпенсированы таковыми, поступаемыми за пределы Ладземли так, чтобы внешний товарооборот её оказывался сбалансированным, т.е. нулевым. Если этого не происходит, тогда потребуется корректировка номинала безналичных денег Ладземли по сравнению с таковым за её пределами.

В таком случае производственный и потребительский рынки Ладземли станут работать параллельно, обслуживая свои сектора. Тогда производство будет обеспечено безналичными деньгами, а потребление — обычными госзнаками. Они будут соприкасаться только в специальном некоммерческом Банке. При этом товарно-денежный обмен между указанными секторами в Ладземле создаст спрос на производственные деньги и явится источником их реального обеспечения. Поэтому их дисконт не образуется, они будут обмениваться на наличные в полном соответствии с их номиналом. В результате всякие спекулятивные операции с деньгами для производства окажутся невозможными. Они будут исполнять роль специфических безналичных денег, предназначенных для заполнения вакуума, образованного фактическим отсутствием денежных знаков в производственном круге обращения.

Экономика будущего - 30. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ГАРМОНИЧНО БЛАГОПОЛУЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ (ЛАДЗЕМЛИ)

Первоначально производственные деньги предполагается использовать для обслуживания взаиморасчётов производственных предприятий, расположенных только на территории Ладземли. В дальнейшем, по мере накопления опыта, появится возможность полного или частичного перевода всех производственных денежных операций предприятиями Ладземли на безналичные деньги. А поскольку их номинал будет подстраиваться к номиналу внешних денег, как было предложено выше [4], торговые операции с внешними резидентами не встретят каких-либо препятствий. Поэтому в последующем появится возможность присоединения к такому «безналичному союзу» и предприятий, расположенных вне зоны Ладземли.

Для исполнения всего изложенного требуется:

— с разрешения Госдумы и (или) ЦБ РФ разработать соответствующее Положение, принять его руководством Ладземли;

— организовать специальный некоммерческий Банк для обслуживания производственного круга обращения или заключить соответствующий договор с каким-либо из уже действующих на территории Ладземли;

— пользуясь методикой, использованной при построении рис. 12 [4], а также величиной имеющейся рабочей силы, устанавливается количество безналичных денег, требуемых для бездефицитного обеспечения производственной деятельности предприятий Ладземли;

— установить перечень требований, которые в обязательном порядке должны принять на себя производственные предприятия, входящие в состав Ладземли, при получении безналичных денег;

заключить с предприятиями соответствующие Договора, в которых оговариваются условия предоставления производственных денег, порядок их компенсации, ответственности за нарушения;

— в соответствие с численностью рабочей силы предприятия, включающей в себя всех, на нём работающих, устанавливается объем производственных денег, передаваемых на его счета;

— передать предприятиям сертификат на право пользования безналичными деньгами, предоставляемыми им в качестве оборотных средств в виде беспроцентного, а в некоторых случаях частично или полностью безвозвратного кредита. При этом сами производственные деньги будут иметь электронную форму и храниться на банковских счетах предприятий;

осуществить все организационные, законодательные и полиграфические подготовительные работы, запустить весь механизм безналичного денежного обращения;

— производить все производственные расчеты с контрагентами только производственными деньгами;

— пользуясь трудоёмкостью изделий или услуг, производимых предприятием (статья [9], установить их «начальные», базовые цены [8]. В том числе оплату жилищно-коммунальных услуг, лечебных, спортивных и оздоровительных учреждений, дорог и коммуникаций;

— при этом цены товаров естественных монополий, оптовиков и производителей витальных предметов потребления должны соответствовать базовым ценам [8]. А цены других товаров должны устанавливаться рынком при условии, что они не будут отличаться от «начальных» больше, чем это будет установлено Комитетом по ценам Ладземли;

— при продаже товаров предприятиям торговли за наличные деньги последние поступают в Банк и частично используются на компенсацию израсходованных производственных денег, а частично — на оплату налогов, кредитов и заработную плату. И таким образом заработает двухконтурная система денежного обращения, показанная на рис. 11 в статье [4].

При исполнении всего изложенного недостаток оборотных средств уже не будет служить причиной плохой работы предприятий, задержки зарплат работающим, задолженности по налогам. Внутренний рынок Ладземли будет обеспечен средствами платежа, а значит предприятия начнут искать рынки сбыта для своей продукции не только за пределами, но прежде всего внутри своей территории, т.е. будут работать для удовлетворения потребностей как собственного, так и соседнего населения. Его высокий и стабильный заработок создаст повышенный платёжеспособный спрос у проживающих на территории граждан и у предприятий, а значит предоставит дополнительный стимул для роста производства и гармоничного развития территории.

Поскольку такие платёжные средства будут жёстко привязаны к труду, их нельзя будет украсть, преобразовать в валюту, вывезти за рубеж. В результате уровень криминогенности денежного обращения на территории Ладземли существенно понизится. Денежные потоки уже легко будет контролировать, а поэтому начнётся выход предприятий из сферы теневого бизнеса, повысится налогооблагаемая база Ладземли и появится возможность снижения налогового бремени. А инфляция будет соответствовать таковой у всего государства.

Одновременно за счёт возврата безналичных кредитов в виде ежемесячного их погашения обычными деньгами появятся начальные средства для финансирования производственных, социальных и иных мероприятий Ладземли. А средства эти немалые. Причём за них не потребуется платить акциями или независимостью. Единственной платой за использование безналичных денег для территории явится возрождение рыночных отношений и улучшение деятельности всего реального хозяйства Ладземли.

С другой стороны, данное обстоятельство позволит сократить уровень налогообложения предприятий, по сути превратить Ладземлю в оффшорную зону, в которой будут взиматься минимальные налоги. Это создаст дополнительный стимул для быстро окупаемых инвестиций, позволит в короткое время технически перевооружить всё производство Ладземли, в значительной мере повысить жизненный уровень населения.

II. Внедрение гармоничной системы учёта и распределения на предприятиях Ладземли

Мы ждём свой обед, надеясь не на доброжелательство мясника, торговца пивом и булочника, а на их заботу о своих собственных интересах

Адам Смит [10]

Нынешнее неудовлетворительное состояние значительной части предприятий объясняется не только недостатком у них оборотных средств, отсталостью материально-технической базы, низкой квалификацией кадров, но также замысловатостью их организации. В самом деле, сложившаяся структура предприятий сохраняет все изъяны существовавших раньше производственных отношений, консервативна. Зависит от личных предпочтений бывших и действующих начальников, а также от непростых отношений между работниками и собственниками предприятий. Направлена на извлечение дохода работающими и каждым подразделением в отдельности, а не на стремление получать наибольший коллективный эффект.

Всё это существенно усложняет структуру организаций, нередко приводит к параллелизму при исполнении одних и тех же функций наряду с недостаточным вниманием другим. Способствует возникновению неопределённости в распределении прав и обязанностей, ответственности и привилегий, затрудняет деятельность плановых, бухгалтерских и контролирующих служб (см. рис. 2 статьи [11]). Причём у некоторых подразделений имеется несколько непосредственных начальников, в то время как у других — ни одного. Одним руководителям подчинено множество структур, а другим — две или даже одна.

Положение усугубляется ещё и тем, что как рядовые работники, так зачастую и руководители мало заинтересованы в конечных результатах деятельности предприятия, в оптимизации его структуры и в повышении культуры управления. Это способствует неограниченному размножению вспомогательных служб, увеличению накладных расходов и неоптимальному расходованию ресурсов. А используемые при работе повременная и сдельная формы оплаты труда ведут к уравниловке, убивающей всякую инициативу и заинтересованность работающих трудиться с полной отдачей. В то же время принудительный труд всегда менее продуктивен, чем свободный. И премии не всегда выправляют положение. Всё это наносит громадный ущерб деятельности предприятий, препятствует лучшей организации их работы.

Их-за этого возникает непримиримое противоречие между целями хозяев — руководителей предприятий, стремящихся максимизировать прибыль, и работающим по найму коллективами, которые заинтересованы только в увеличении собственного заработка. Отсюда величина оплаты становится предметом торга, а не состоянием дел на предприятии. Возникает незаинтересованность коллектива в конечных результатах своей деятельности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В результате этого предприятия утрачивают способность рационально перерабатывать как финансовые, так и интеллектуальные, материальные, трудовые ресурсы, из-за чего их не могут оздоровить в полной мере ни инвестиции, ни налоговые или иные послабления, ни смена собственников. Отсюда для процветания предприятиям им следует рассчитывать на свои внутренние резервы, и в первую очередь — на эффективное использование человеческого фактора.

С другой стороны, характер организации и управления предприятиями устанавливает уровень прогрессивности оборудования и технологий, которые на них используются. Как известно, производительные силы всегда соответствуют производственным отношениям. Поэтому вернувшись к производственным отношениям столетней давности, производительные силы с неизбежностью приобрели такое же архаичное состояние.

В этой связи помощь предприятиям в восстановлении их оборотных средств должна сопровождаться организационными действиями, способствующими повышению их инвестиционной восприимчивости. Причём эти действия не потребуют каких-либо существенных затрат, большого времени и сил, однако отдача от них может быть существенно большей, чем от всех других мероприятий, вместе взятых.

При гармонизации производственных отношений фонд оплаты труда предприятий формируется следующим образом. Из их суммарного дохода вычитаются все сторонние затраты, в том числе производственные расходы, услуги, амортизационные отчисления, фонд расширенного воспроизводства и налоги, а также экологические, социальные отчисления (см. статью [8]). К нему прибавляются премии и дотации за какие-то достижения, от него отнимаются суммы штрафов и начётов.

Экономика будущего - 30. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ГАРМОНИЧНО БЛАГОПОЛУЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ (ЛАДЗЕМЛИ)

Оставшаяся часть делится между собственниками и коллективами предприятий в соответствие с оговоренным соотношением между ними. При этом определённая часть указанных средств перечисляется в фонд вышестоящих организаций, курирующих и обеспечивающих успешную работу организации (об этом в статье [5]). И лишь то, что остаётся, превращается в фонд оплаты труда всего коллектива предприятия. Причём если собственник сам принимает участие в его деятельности, тогда кроме отчислений за владение собственностью он получает ещё и зарплату вместе со всеми.

В случае, когда фонд оплаты не способен обеспечивать трудящихся достойной зарплатой, они либо увольняются, либо предприятие перестраивается или разоряется. Это закономерно и свидетельствует о том, что коллектив не конкурентоспособен и не может содержать себя. А если указанный фонд оказывается большим, от этого выигрывают все, от собственников до последнего рабочего, руководителя, чиновника. И таким образом происходит консолидация их интересов, разрушается веками существовавшее противоречие между трудом и капиталом. Но в этом и заключается организация гармоничного общественного производства!

Особое место занимает построение пенсионной системы Ладземли. При её организации должно быть оговорено условие, согласно которому величина пенсионного налога, пенсионный возраст и сами пенсии, как это было в сталинских артелях [12], передаются в ведение Ладземли. При этом каждому налогоплательщику и пенсионеру открывается свой счёт в банке, на который перечисляются средства, вносимые ими в Пенсионный фонд и получаемые из него. Юридически эти вклады принадлежат их владельцам и не могут отчуждаться у них ни при каких обстоятельствах. При достижении пенсионного возраста они могут получаться полностью или по частям, дариться и наследоваться. Оплачиваться они будут из пенсионных вкладов работающих граждан. Тогда при увеличении заработков последних окажутся в выигрыше не только они сами, но и все пенсионеры Ладземли.

В этой связи рассмотрим порядок распределения доходов в условиях Ладземли. Его целесообразно внедрять для больших и средних предприятиях и выборочно — для малых.

— Прежде всего заключается Договор о разделе дохода между собственниками предприятия, его администрацией и профсоюзом коллектива [5];

уточняется специфика предприятия, его предназначение и номенклатура возможной или уже выпускаемой продукции;

— осуществляется изучение рынка продукции, намеченной для производства, его объёма и возможностей конкурентов;

анализируются конкурентные преимущества предприятия и меры, которые следует осуществить для их повышения;

— составляется Производственный план предприятия, определяются требуемые кадры и их квалификация, транспортные и энергетические затраты, логистические и прочие услуги;

— производится ревизия и корректировка структуры предприятия [11], всех его подразделений, их функции, права и обязанности, особенности взаимодействия и подчинённости;

— при этом каждому подразделению и работающему присваивается свой идентификационный номер в зависимости от его места в иерархии предприятия и от числа уровней используемого на нем разделения труда;

каждому подразделению и всякому работнику присваивается свой Коэффициент качества труда (см. статью [9]. При этом применяется собственный Табель о рангах для административных работников Ладземли. Полученные таким образом коэффициенты нормируются и заносятся в персональную карту;

— ежемесячно, пользуясь методом МРТ, уточняются и нормируются Коэффициенты интенсивности труда каждой структуры и любого работающего [9] на предприятии. Причём если в коллективе предпочтут использовать равные для всех работающих коэффициенты интенсивности труда, тогда это ни на что существенно не повлияет, кроме как на производительность труда самого коллектива;

— с учётом времени работы для каждого подразделения и всякого работника рассчитывается объём затраченного ими труда за рассматриваемый период [9];

— берётся получаемый за это время Фонд оплаты труда и каждый работник получает свою часть, соответствующую его доле в чистом доходе предприятия;

— принимается Пенсионный Кодекс Ладземли, в котором устанавливаются величина пенсионного налога, возраст выхода на пенсию, организуются персонифицированные пенсионные счета каждого гражданина Ладземли и порядок их использования [6].

Причём все указанные манипуляции могут производиться с помощью специальной компьютерной Программы.

Тогда уже не только тонкая прослойка владельцев предприятий окажется лично заинтересованной в конечных результатах их деятельности, но и весь коллектив. Каждый работающий будет стараться всеми доступными ему способами увеличивать суммарный доход и сокращать фактические расходы вне зависимости от юридической формы владения предприятием. Зарплата уже будет зарабатываться, а не выбиваться путём торга. Исчезнет антагонистическое противоречие между трудом и капиталом. В отличие от существующего сейчас состояния на капиталистических предприятиях суммарный фонд заработной платы коллективов и все социальные фонды организаций получат объективное обоснование. Выгоду от всего этого трудно переоценить.

Характерно, что предлагаемая форма оплаты в наибольшей степени соответствует оплате по труду, а также принципам, реализовавшимся ранее в русских артелях [12]. Поэтому зарплата уже начнёт зависеть не только от собственных усилий, квалификации, условий и таланта каждого, но также от того, как трудятся соседи по производственному участку, цеху, предприятию в целом, каков эффект суммарного труда коллектива, деятельности вышестоящих организаций.

То есть исчезает противоречие между общественной формой производства и индивидуальным характером распределения, между вышестоящими организациями и курируемыми ими предприятиями. Вектора индивидуальных, коллективных и общественных стимулов начинают совмещаться, а степень их совпадения, как известно, служит главным показателем цивилизованности государства, прогрессивности существующих в нём производственных отношений.

Одной из наиболее актуальных проблем организации предприятий является оптимизация соотношений между основным и вспомогательным трудом в каждом подразделении. Для её разрешения в них вводится показатель косвенного труда, равный отношению всего труда коллектива к основному труду в нём [9]. При этом вспомогательный (косвенный) труд необходим лишь в той мере, в которой он экономит прямой (основной) труд. А если такого не происходит, данный труд следует сокращать.

Использование указанного показателя позволит уравнять реальную продуктивность труда основных и вспомогательных служб предприятий, уточнить значимость каждого вида труда, корректно планировать трудовые затраты при изготовлении всякого изделия или услуги (в масштабе предприятия). Нацелить всех трудящихся на достижение наивысших результатов в каждом подразделении, устранить существующие противоречия между основным и вспомогательным трудом.

В конечном итоге это приведёт к сокращению накладных расходов, оптимизирует структуру и штатное расписание предприятий и всех их подразделений, улучшит управление производством и повысит общественную производительность труда. Появится реальный показатель, соответствующий Общественной трудоемкости изделий [9], с помощью которого можно будет оценивать вклад каждого работающего как прямого, так и вспомогательного труда в изготовление всякого изделия. Корректно измерять себестоимость любой продукции, что явится базовым критерием для управления и контроля за ценами.

Разумеется, получаемые таким образом показатели не будут в полной мере отражать реальное состояние вещей. Вместе с тем при всяком общественном анализе следует стремиться не к абсолютной точности используемых параметров, а к достаточной для того, чтобы они начали работать и автоматически корректировать всё остальное.

В результате внедрения изложенного на предприятиях в каждом подразделении появятся факторы саморегуляции, автоматически оптимизирующие структуру, понижающие нерациональное расходование средств, снижающие накладные расходы, способствующие повышению производительности труда. Экономическая эффективность всего этого будет выше, чем многих других, в том числе технического перевооружения, инвестиций и проч., вместе взятых. И всё это будет достигаться без каких-либо серьёзных финансовых вложений, социальных взрывов, смены собственников, быстро и эффективно.

Предлагаемая система оплаты проста, понятна каждому и легко реализуется. Она применима во всех сферах деятельности и не зависит от характера собственности предприятия. Её следствием явится приведение к прогрессивной форме всех производственных отношений.

Данная форма учёта и распределения разработана. Подготовлена компьютерная программа, автоматизирующая весь требуемый вычислительный процесс, делающая его простым и нетрудоёмким. Её подробное описание приведено в монографии [1].

III. Реализация собственной налоговой системы Ладземли

Реки, озёра сотворены ключами. Иссякнут они, забившись грязью, не станет ни рек, ни озёр, земляная вода уйдёт стороной. Потому-то и берегут ключи: в них сила, в них начало русской земли.

Вал. Иванов

Существующая налоговая система в России построена по авторитарному принципу и не стимулирует высокоэффективную производственную деятельность. Более того, чем лучше и честнее организована работа, тем больший налог приходится платить. Кроме того, налоги оказались не адаптированными к конкретным условиям производства, а сам Налоговый Кодекс является сложным и внутренне противоречивым. Это не только создаёт многочисленные лазейки для недобросовестных налогоплательщиков, но и формирует благодатную почву для коррумпированных чиновников. Вместе с тем осуществлять эффективную экономическую политику в рыночных условиях — это значит иметь возможность управлять экономикой с помощью налогов.

С другой стороны, используемая налоговая система является нескоординированной, ненадёжной и дорогой. Заложенные в неё принципы дисгармоничны, зачастую несправедливы, а поэтому провоцируют противодействие налогоплательщиков. Большая часть налогов не являются целевой, а поэтому получаемые за их счёт средства нередко расходуются неэффективно. Отсюда следует, что производить косметический ремонт, менять ставки тех или иных налогов в существующем Налоговом Кодексе бесперспективно. Для продуктивной работы налоговую систему требуется менять кардинально, качественно.

В самом деле, налоги могут как подрывать производство, так и содействовать его развитию. Они могут быть как целевыми (с гарантией их конкретного использования), так и абстрактными (без всяких гарантий). Существующие налоги устанавливаются, в первую очередь, исходя из удобства их получения, а не из задачи стимулирования экономики.

Вместе с тем используемую налоговую стратегию нельзя считать единственно возможной. В ней сохранились явно устаревшие, архаичные принципы, согласно которым путём сбора налогов некогда финансировались правители государства или представители правящих кланов. В результате этого налоги сделались ординарными поборами или тем, чем является обыкновенный рэкет: «Плати, или хуже будет!».

В статье [6] изложены принципы, реализующие альтернативную философию налогов, в которой заинтересованность налогоплательщиков в полной уплате налогов оказывается существенно большей, а рыночные принципы саморегулирования и в этой сфере производственных отношений будут задействованы в полной мере.

Согласно данной стратегии, налоги являются не формой безвозмездного изъятия государством части доходов для исполнения своих функций и содержания административного аппарата, как полагается в нынешней системе, а способом оплаты налогоплательщиками собственных общественных и коллективных потребностей. Причём под общественными потребностями налогоплательщика понимается всё то, что необходимо ему как HomoSapience’y т.е. человеку общественному: сильное государство (оборона, содержание госаппарата, государственной собственности и др.), безопасность (порядок, право, сохранение собственного достоинства и проч.), обеспечение будущего (страхование, наука, высшее образование, воспитание молодого поколения, здоровая экология и т.д.).

Характерная особенность общественных потребностей заключается в том, что объём требуемых для их удовлетворения средств, исходя из внутренних условий и реализуемой внешнеполитической доктрины, можно оценить достаточно полно и меняются они мало. А поэтому указанные налоги могут быть не только целевыми, но и фиксированными.

Коллективные потребности налогоплательщиков включают в себя медицинскую помощь, начальное и среднее образование, муниципальную милицию, физкультуру, спорт, содержание ареала проживания, жилищно-коммунальное хозяйство, места досуга, отдыха и др. [13]. Они могут удовлетворяться как из зарплат населения, так и из местных целевых налогов [6]. Здесь не может быть универсальных рецептов, какие из коллективных потребностей и каким образом лучше и эффективнее оплачивать. Решать этот вопрос, а также устанавливать величины требуемого для удовлетворения определённых коллективных потребностей долей налогообложения могут местные органы самоуправления с учётом мнения жителей, условий их проживания, традиций и предпочтений . Понятно, что иметь хорошо работающую муниципальную систему — значит обеспечить её целевыми налоговыми поступлениями [14].

Экономика будущего - 30. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ГАРМОНИЧНО БЛАГОПОЛУЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ (ЛАДЗЕМЛИ)

При этом за счёт налогов будут удовлетворяться только потребности, обеспеченные налоговыми поступлениями. А всё остальное — из зарплат работающих. В результате исчезнет дефицит средств для финансирования указанных потребностей, административная система получит инструмент для повышения эффективности своей работы, более действенным окажется контроль налогоплательщиков за целевым расходованием средств. Ликвидируется один из самых главных источников чиновничьей коррупции и предлог для неисполнения администрацией своих функций — недостаток бюджетных средств.

Для этого предлагается:

— узаконить финансовые отношения Ладземли с центром, т.е. заключить соответствующий Договор о разграничении налоговых функций с федеральной и региональной органами власти. В нём оговаривается полная сумма и срок поступления налоговых сборов со стороны населения Ладземли в региональную и государственную казну для финансирования общественных потребностей проживающих в ней жителей. Эта сумма соответствует той, которая собиралась раньше на территории Ладземли с учётом всех трансфертов, пенсионных и иных фондов, но на начальной стадии реформы она может быть уменьшена. При этом Ладземля гарантирует своевременное поступление указанных средств в соответствующие бюджеты и за это получает право проводить собственную налоговую политику. Приобретает возможность пользоваться своим Налоговым Кодексом, в основе которого заложены вышеизложенные принципы.

— для этого предлагается использовать разработанный автором Налоговый Кодекс Ладземли, краткое содержание которого приведено в статье [6] , а также в монографии [1]. Главное отличие его от такового в Российской Федерации заключается в том, что все налоги являются целевыми, предназначены они для финансирования конкретных потребностей налогоплательщиков. Поэтому в целях их лучшего удовлетворения люди заинтересованы в полном их сборе. Более того, если некто начинает «ловчить», он подрывает основы благополучия всех других жителей Ладземли, а значит эти действия уже не будут вызывать общественного безразличия, как происходит сейчас. И следовательно, скрыть такие действия окажется крайне сложно. При этом ряд налогов имеет формулировки, соответствующие действующему законодательству, что сохраняет единое таможенное, финансовое, коммерческое и фискальное поле на всей территории Российской Федерации.

организовать Исполнительный орган, отвечающий за сбор налогов на всей территории Ладземли, за гармонизацию налоговой системы;

провести ознакомление и обсуждение новых принципов налогообложения среди населения и управляющих структур Ладземли;

— установить конкретные доли заработков для оплаты тех или иных потребительских налогов, на удовлетворение коллективных потребностей граждан, которые не будут оплачиваться из зарплат;

разработать и утвердить новый порядок уплаты налогов предприятиями и всеми налогоплательщиками Ладземли;

принять Налоговый Кодекс Ладземли путём референдума всех граждан Ладземли и утвердить его Законодательным собранием. После чего он вводится в действие во всех организациях;

— исполнительному органу осуществлять постоянный мониторинг сбора и целевого расходования налоговых средств. Корректировать различные его функции.

Таким образом, согласно новой налоговой стратегии, многие налоги не носят фискального содержания и полученные от них средства используются для саморегулируемого решения собственных животрепещущих проблем территории: для создания здоровой экологии, регулирования благотворной внешней торговли, использования природных богатств и др., как это было в Земствах [14]. Это позволит сократить число задач, которые сейчас относятся к компетенции чиновников и решаются ими далеко не лучшим образом. Оптимизируются соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщиков и теми, которые они уплачивают в виде налогов. Это повысит эффективность контроля за расходованием собираемых налоговых средств. При этом некоторые из налогов, сборов и взносов являются обязательными, другие — добровольными (адаптивными). Это определяется спецификой целей, решаемых этими налогами, а также желанием самих налогоплательщиков.

Поскольку налоги, сборы и взносы в Ладземле являются целевыми, они лимитируются необходимым количеством средств, требуемым для решения конкретных задач. То есть здесь появляется верхняя планка, которую тот или иной налоговый сбор переступать не должен. Это является принципиальным отличием от существующей налоговой системы, в которой такого предела нет и в результате оказывается, что чем сборы оказываются выше, тем якобы всегда лучше. Очевидно, что таковое положение является абсурдным и не отвечает потребностям налогоплательщиков.

При установлении налогов допустимы только такие их формы, виды сборов и взносов, которые содействуют становлению и развитию экономики Ладземли. Способствуют повышению жизненного уровня её населения, проведению взвешенной социальной политики, становлению этичности и морали в хозяйственных отношениях, гармонизации производства и потребления, которые в максимальной степени содействуют регулированию и управлению экономикой в рыночных условиях. Все другие отменяются. Без соблюдения этого требования задача гармонизации жизни Ладземли окажется неосуществимой. Необходимо помнить, что в действительности все непопулярные меры на самом деле являются регрессивными.

В результате внедрения разработанного Налогового Кодекса Ладземли [6] существенно повысится надёжность работы всей налоговой системы. Она уже не будет способствовать деградации производства, повысятся её регулирующие качества. Налоги станут целенаправленными, дистанция между налогоплательщиками и потребителями налоговых средств сделается минимальной, прекратится дорогостоящее и бессмысленное перемещение денег в центр и обратно. А значит повысится эффективность расходования бюджетных ресурсов, эффективность контроля за их использованием, доверие налогоплательщиков к налогополучателям, их заинтересованность в своевременной и полной уплате налогов. Начнут успешно работать местные, муниципальные органы власти, поскольку их деятельность, в конечном итоге, определяется местными налогами.

Отработка описанных налоговых принципов и самого Налогового Кодекса Ладземли на отдельно взятых территориях позволит приобрести необходимый опыт для совершенствования всего налогового законодательства страны.

IV. Реорганизация системы формирования и деятельности административного управления

Гармония есть проявление Воли вечного Добра

Мэнли П. Холл [3]

Ладземля представляет собой добровольное объединение граждан с целью повышения их безопасности и благополучия. Её работоспособность во многом зависит от органов управления, от администрации и лидеров. От их добросовестности, нравственности и квалификации.

Вместе с тем современная система формирования и работы выборных органов власти и всей системы административного управления не выдерживает серьёзной критики. В самом деле, из всех возможным способов выдвижения и назначения административно-управленческой элиты сейчас функционирует едва ли не самая уродливая. Так, демократические способы выборов в большей мере способствуют профанации народного участия, приходу во властные структуры далеко не лучших представителей общества. А чисто административные способы назначения в большей мере отвечают интересам самой правящей власти, чем задаче служения обществу.

В результате нынешняя власть превратилась в громадного и плохо управляемого монстра, не способного удовлетворительно исполнять общественные функции и работающего преимущественно на себя. И это не только общероссийская проблема, но и головная боль всех других государств мира, хотя в России эти качества получили едва ли не самое гротескное проявление.

Данную проблему можно решать только кардинально и комплексно. Поочерёдному, частичному решению она не поддаётся, как невозможно перепрыгнуть через пропасть несколькими прыжками. В существующем своём состоянии власть способна загубить любые начинания, какими бы прогрессивными и многообещающими они ни были, если они не отвечают её личным интересам.

Вместе с тем последовательная реализация рассмотренных выше системообразующих мероприятий создаёт условия, при которых данная проблема может решаться кардинально. В самом деле, они запускают механизм саморегуляции, под воздействием которого всё окружение начнёт гармонизироваться, приобретать черты, соответствующие всем природным явлениям, не терпящим патологии. В результате возникнет поле потенциальных сил, сопутствующих прогрессивным действиям и препятствующих разрушительным. И тогда административное управление в прежнем своём качестве просто не сможет существовать.

Вместе с тем без определённых разумных действий здесь не обойтись. В противном случае процесс реорганизации административного управления затянется, и он, в силу своей природы, начнёт противодействовать всем системообразующим действиям. Будет страдать сам, но не даст радоваться и другим.

Каковы эти действия?

— В первую очередь потребуется внедрить систему промежуточных выборов глав муниципальных, районных, городских и областных органов власти, а также законодателей, как было описано в статье [7];

— для этого следует тщательно рассмотреть и уточнить существующее административное деление Ладземли;

— подготовить и законодательно утвердить новый порядок выборов глав административных органов;

довести до сведения населения особенности выборной системы Ладземли, показать её преимущества и открываемые ею возможности;

— установить перечень прав и обязанностей глав муниципальных образований;

— сформулировать требования к кандидатам и перечень оснований, запрещающих им участвовать в выборах (проживание в других муниципальных образованиях, наличие иностранного гражданства, судимости, дурных привычек, недостаток здоровья и требуемой квалификации);

— организовать первичные избирательные округа во всех местных муниципальные образованиях, в том числе в небольших населённых пунктах, среди жителей крупных домов, домохозяйств, внутри мелких хозяйственных объединений;

— зарегистрировать кандидатов в главы муниципальных образований, собрать сведения о них, провести предварительное обсуждение их среди жителей. При этом желательно, хотя и не обязательно, чтобы этих кандидатов было несколько. Таким образом, здесь происходит первичный отбор наиболее достойных кандидатов и отсев всех тех, кто не пользуется народным доверием, не умеет или не способен обеспечивать коллективные и общественные интересы;

осуществить выборы глав первичных муниципальных органов;

— после этого путём совместных дискуссий, общей деятельности или иного изучения друг друга из собственной среды (!) главами муниципальных образований избираются руководители более высокого ранга, например районного, а далее — областного. И так до самого высокого ранга административного «дерева организации» вплоть до руководителя всей Ладземли;

— при этом избранный лидер сам назначает и организует деятельность своего административного аппарата, устанавливает его функции, права и обязанности. Лично отвечает за него. Это поменяет отношение вспомогательного персонала к людям, заставит его более ответственно и лучше исполнять свои функции, повысит его профессионализм;

— при переходе главы административного органа на более высокую должность на его место теми же выборщиками доизбирается новый руководитель.

Экономика будущего - 30. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ГАРМОНИЧНО БЛАГОПОЛУЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ (ЛАДЗЕМЛИ)

В ступенчатой системе выборов реализуются как декларируемые достоинства демократии, использующей приоритет большинства над меньшинством, так и требование тщательного отбора претендентов, контроля за деятельностью лидеров, наделения их властными полномочиями. Появится реальная конкуренция кандидатов во власть. И чем выше окажется должность, тем более компетентными будут избиратели. Это создаст благоприятные условия для выдвижения истинных лидеров общества, а не дутых фигур. Права и обязанности в такой системе власти передаются преимущественно снизу вверх, а не наоборот.

Тогда в структуре власти уже начнут действовать не только прямые, но и обратные связи, образуя гармоничную и работоспособную систему управления, подобную всем природным образованиям. Конкуренция претендентов на самом деле окажется высокой, их возможности будут примерно равными. А поэтому такой выбор властной элиты будет не только более честным, но и качественным. Решение о нравственном и профессиональном уровне личности, о пригодности её занимать ту или иную должность будут принимать ни несведущая толпа или лично заинтересованная «элита», а целостная система отбора. А в ней чем более высоким является пост, тем более нравственными, опытными и компетентными будут как выборщики, так и кандидаты. Очевидно, что культура выбранного лица определяется культурой его избирателей.

На выборы уже перестанут влиять всякого рода ПИАР-технологии, подкуп избирателей, недобросовестная реклама. Ни психически больные, ни неспособные работать на общество, ни демагоги и популисты, коррупционеры или их марионетки доверием наделены не будут. А если вдруг таковые через нижнее сито всё-таки просочатся, на пути их встретятся следующие преграды. Причём выборная компания уже не потребует больших затрат сил и денег, времени и усилий.

При этом очевидно, что кто предоставляет власть, тот и вправе её лишать. В этой связи проблема отзыва не справляющегося со своими обязанностями должностного лица решается самым простым и очевидным образом. Она потребует не больше процедур, чем сам выбор. И данное обстоятельство укрепит ответственность выбранного лица перед своими избирателями. Сделает невозможной работу власти против народа.

С другой стороны, для установления равновесия при смене руководителя потребуется согласие вышестоящих структур. В противном случае он окажется заложником либо его начальников, либо своих избирателей, и уже не сможет проводить смелую инновационную политику. Это сделает власть лучше контролируемой и управляемой обществом.

Всему этому будет способствовать также изменение способов финансирования административного аппарата [7]. Время, когда он благоденствует за счёт государственного бюджета, сам собой управляет и всем распоряжается, но ни за что не отвечают, тогда канет в Лету.

Для этого предстоит:

разделить производственные и распределительные функции, исполняемые администрацией, как было описано в статье [7];

— установить, которые из административных органов будут финансироваться бюджетом, какие — местными структурами, а какие будут зарабатывать деньги на своё содержание сами;

— принять соответствующие законы, нормативные акты, закрепляющие указанное разграничение;

— для административных структур, обеспечивающих производственный процесс, курирующих деятельность работающих предприятий финансирование осуществляется путём отчисления доли дохода управляемых ими организаций [6];

— причём объём средств, выделяемых каждым предприятием на содержание курирующих их административных органов, определяется их долей в численности указанных предприятий по сравнению с таковой во всех организациях, подчинённых данной административной структуре. С учётом, разумеется, повышенной ответственности при исполнении предназначенных им функций (статья [9]).

При таком положении вещей производственная администрация уже перестанет быть кумиром, которому платят дань лишь потому, что в её руках власть, деньги и возможность создавать неприятности. Тогда не только управление потребуется от неё, но и его результаты. Деятельность администрации уже будет контролироваться не столько вышестоящими структурами с их неизбежной предвзятостью и бюрократическими шаблонами, но и всеми теми, кого они призваны обслуживать, кто их финансирует и от них зависит.

Причём это регулирование окажется не периодическим, авральным, а повседневным. Оплата труда работников вышестоящих организаций начнёт впрямую зависеть от результатов их собственного труда так же, как и у всех других работающих. То есть и за тех, кто их будет финансировать, придётся бороться, демонстрируя свою полезность. И нести материальную ответственность за неэффективное управление, за неправильные действия, от результатов которых налогоплательщики несут убыток, не получают ожидаемой пользы.

В результате рыночный принцип начнёт работать и в этой сфере человеческой деятельности. Администрация перестанет быть надобщественной структурой, всем распоряжающейся, но ни за что не отвечающей. Она начнёт жить по тем же правилам, что и все иные производственные структуры.

Очевидно, что указанная мера позволит существенно упрочить вертикальные связи предприятий, сделает их адекватными ситуации, гибкими и работоспособными при одновременном сокращении численности административного аппарата. Будет содействовать использованию эффективных обратных связей в системе управления и его объекта.

С другой стороны, при внедрении новой формы налогообложения образуется финансовый поток, предназначенный для удовлетворения общественных и коллективных потребностей граждан, обеспечиваемых федеральными, региональными и местными налогами (см. статью [6]). И для его обработки, обслуживания потребуется соответствующий сектор управления потребительской экономики, отличающийся от производственной.

Указанный сектор состоит из учреждений, оказывающих потребительские услуги как отдельным лицам, коллективам, так и государственным объединениям. Это армия и правоохранительные органы, больницы и учебные, воспитательные заведения, стадионы и дома отдыха, коммуникации и защитные сооружения, и ещё многое другое. К этому сектору относятся выборные органы власти всех уровней, призванные разрабатывать законы и контролировать их исполнение, прокуратура и благотворительные учреждения.

Поэтому очевидно, что финансирование потребительского сектора экономики не может быть таким же, как и производственного. Оно должно осуществляться путём взимания определенной части налогов, т.е. прямых выплат из оплаты труда работников, как предлагалось выше. И в зависимости от того, для удовлетворения каких коллективных или общественных потребностей граждан собираются налоги, формируются соответствующие исполнительные структуры.

Для этого:

— административные органы, ответственные за обеспечение общественных потребностей граждан, в том числе за управление, оборону, правопорядок, науку, высшее образование, культуру, законодательство, коммуникации и др. финансируются с помощью специальных налогов, как было описано в статье [6];

— часть административных органов, обеспечивающих коллективные потребности граждан, в том числе местного самоуправления, охраны правопорядка, содержание дошкольных и школьных учреждений, строительство и финансирование клубов и спортивных сооружений, местных дорог и инфраструктуры обеспечивается целевыми местными налогами;

— финансирование организаций, обеспечивающих другие коллективные потребности, может осуществляться, по желанию налогоплательщиков, либо из налоговых отчислений, либо путём прямой оплаты;

— величина отчислений на содержание аппарата, ответственного за обеспечение коллективных потребностей, устанавливается самими налогоплательщиками;

контроль за расходованием выделяемых средств обеспечивается налогоплательщиками и представителями избираемых ими органами местного самоуправления.

В предлагаемой схеме управления деньги оказываются именно там, где имеются предназначенные для их обслуживания трудовые и товарные потоки, и ровно в таком количестве, чтобы их надёжно обеспечивать. Встречные перемещения средств исключены. В то же время при необходимости открывается возможность концентрировать усилия для выполнения глобальных или форс-мажорных проектов. Это исключит возможность финансового давления каких-либо структур как в производственном, так и в потребительском секторах экономики.

На ниже приведённой схеме показано, как системообразующие мероприятия взаимодействуют с вспомогательными.

Экономика будущего - 30. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ГАРМОНИЧНО БЛАГОПОЛУЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ (ЛАДЗЕМЛИ)

Предложенная форма организации управления полностью отвечает признакам высокоорганизованных систем [15]. По своей структуре она переплетена прямыми и обратными связями, достаточно полно моделирует живой организм с жёсткой увязкой всех его составляющих, определённостью их функций и характером взаимодействия. И недостойно иметь худшую организацию человеческого сообщества, чем устроен организм каждого из входящих в него людей.

Данная схема может быть использована не только в территориальных образованиях, но и внутри крупных организаций, всевозможных их объединениях. При этом все системообразующие мероприятия могут вводиться одновременно или последовательно, формируют единую организационную систему, отвечающую коммунистическим требованиям.

Характерно, что данная система формирования и работы административного управления близка к той, которая раньше использовалась в Земствах.

В. ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕДРЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ЛАДЗЕМЛИ

1. Вспомогательные мероприятия и их роль

В результате внедрения системообразующих мероприятий создадутся условия, благоприятствующие реализации ряда комплексных проектов (планов), охватывающих основные аспекты жизни территории и решающих актуальные её проблемы.

Так, восстановлению основных фондов хозяйственных субъектов [4] будет содействовать не только успешной их работе, но и объединению финансовых и иных ресурсов для проведения согласованной инвестиционной политики, организации взаимодействия, взаимопомощи, кооперации. Этому будет содействовать также подключение к данному процессу банковских структур, повышение их заинтересованности в подъёме экономики Ладземли. Последовательное рефинансирование одних предприятий за счёт амортизационных средств других, внедрение одних проектов с помощью доходов, получаемых путём реализации других проектов. Использование целевых заказов, обеспечивающих работой предприятия территории, даже если это будет не всегда коммерчески выгодно.

Экономическая оправданность таких затрат будет достигаться за счёт коллективных результатов, решения проблем Ладземли как целого, поскольку кооперация, совместная целевая деятельность предприятий зачастую оказывается более успешной, чем нескоординированные конкурентные усилия каждого из них.

Из проектов, предлагаемых отдельными предприятиями Ладземли для их централизованной поддержки, в качестве приоритетных следует выбирать такие, которые:

— используют возобновляемые ресурсы территории;

— сохраняют или улучшают экологическую обстановку;

— способствуют реализации специфических преимуществ Ладземли;

— затрагивают большую часть населения;

— реализуют уже имеющиеся достижения, организационные методы, научные, технические и образовательные программы;

— внедряют новейшие знания и результаты, способные произвести прорыв в области технологии, механизмов и оборудования;

— направлены на воспитание подрастающего поколения, улучшение здоровья населения, решение экологических проблем;

— требуют меньших инвестиций, но дают больший коллективный эффект, быстрее окупаются. В которые предприятия, предлагающие их, сами вкладывают средства.

Всё это позволит Ладземле получать немалый хозяйственный доход. Вместе с тем развитие производства является не целью, а средством достижения достойной жизни людей. На самом деле повышение жизненного уровня населения служит не менее производительным фактором экономики, чем инвестиции. В этой связи следует увязать воедино производственный и потребительский сектора экономики Ладземли. А для этого потребуется разработать и внедрить целый комплекс целевых проектов.

Среди них можно отметить следующие программы, которые актуальны для любых территорий и могут исполняться совместно с применением и стихийного, рыночного регулирования, и разумного, административного управления:

1. привести в надлежащий порядок всю производственную и бытовую инфраструктуру территории: дороги, связь, коммуникации, службы эксплуатации и ремонта;

2. повысить образовательный и профессиональный уровень рабочей силы путём улучшения качества подготовки школьников, студентов, рабочих и служащих, организации профессиональных училищ, переподготовки инженерно-технических кадров, реанимировать Высшую школу;

3. увеличение производительности труда на территории Ладземли приведёт не к появлению «лишних» работников, как в ныне существующей экономике, а к сокращению занятости рабочей силы путём уменьшения рабочего времени, а также высвобождением женщин из тяжёлого производства. Это позволит ликвидировать безработицу, существенно повысить психическое и физиологическое здоровье женщин, их культуру и образованность. Будет способствовать рождению здоровых детей и их полноценному воспитанию, решит демографическую проблему. А мужчин будет стимулировать лучше трудиться, чтобы полноценно обеспечивать своих близких. Повысит их ответственность, что существенно укрепит семью — основную ячейку общества;

4. стимулировать развитие фундаментальной и прикладной науки, направленной на реализацию специфических преимуществ Ладземли, на увеличение конкурентоспособности её производства и выпуск наукоёмкой продукции;

5. улучшить экологическое состояние территории путём организации производственных комплексов, в которых отходы одних производств превращаются в сырьё для других. Стимулировать применение природоохранных технологий, способствующих экономному расходованию природных богатств и повышению экологической безопасности населения;

6. повысить эффективность деятельности предприятий добывающей отрасли путём углублённой переработки сырья и введения целевых налогов на вывоз товаров с низкой степенью обработки;

7. осуществить комплекс мер по развитию строительной индустрии Ладземли, по производству стройматериалов и средств механизации. Которые будут обеспечивать повышение качества работ, рост производительности труда и на этой базе — удовлетворять потребности населения в жилье, в производственных, культурных и социальных сооружениях;

8. организовать деятельность предприятий машиностроения, производство современной техники, способствующих крупной, малой и средней механизации работ, выполняемых предприятиями Ладземли;

9. усовершенствовать систему оптовой и розничной торговли с целью сокращения непроизводительных расходов, ограничения посредников, освоения автоматизированных складских комплексов, объектов современной логистики, регулирования их цен;

10. содействовать развитию здравоохранения, фармакологии, физкультуры и спорта, которые повышают продуктивные качества человеческого труда, улучшают психическое, физическое и физиологическое здоровье населения. Реализовать комплекс мер по защите материнства и детства, по повышению рождаемости, сокращению смертности;

11. осуществлять скоординированную социальную политику Ладземли путём гармоничного совмещения интересов всех слоёв населения, национальных образований и профессиональных объединений, создания новых и усовершенствования работы существующих структур социального обеспечения граждан;

12. стимулировать решение продовольственной и иных жизненно важных проблем населения Ладземли;

13. осуществить комплекс мер по развитию и обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства и всех его служб;

14. повысить уровень безопасности населения Ладземли от криминальных элементов, техногенных и социальных катаклизмов;

15. способствовать повышению культуры и нравственности граждан как основы воспитания подрастающего поколения, роста его продуктивных возможностей и созидательной активности;

16. осуществлять взвешенную политику по информационному обеспечению граждан Ладземли, содействующую подъёму культуры, нравственности и улучшению морального климата в обществе;

17. производить действия, направленные на демафизацию экономики и социальных отношений на территории Ладземли, обеспечивающие повышение безопасности и продуктивности работы любого человека, проживающего на её территории;

18. способствовать развитию туристических и культурных комплексов территории, сбережению исторических и национальных памятников;

19. решать другие, актуальные для территории проблемы, отвечающие запросам Ладземли.

Г. Ожидаемые результаты деятельности Ладземли

После выполнения запланированных мероприятий:

Ладземля превратится в гармонично благополучную территорию, в которой будет скоординирована деятельность всех производственных и социальных структур. Предприятия получат требуемые им оборотные средства, начнут работать и получать доходы в полном соответствии со своими конкурентными возможностями, в том числе обновлять свою производственную базу. А люди начнут своевременно получать зарплаты, пенсии и пособия, соответствующие их вкладу в общественное благополучие.

Изменятся производственные отношения. Они уже не будут диктоваться борьбой за выживание, в которой сильному позволяется делать со слабым всё, что ему заблагорассудится. В их основу будет заложен принцип совмещения интересов индивидуумов, коллективов и общества, при реализации которого извлекать доход, нанося ущерб государству и людям, станет невозможно.

Оплата труда будет соответствовать создаваемой человеком стоимости. Каждый работающий сделается лично заинтересованным в конечных результатах производства вне зависимости от должности, которую он занимает, от собственности, которой он владеет. А поэтому исчезнет непримиримое противоречие между хозяевами частной собственности и наёмными работниками. Это позволит реализовать все возможности предприятий и работающих на них коллективов, оздоровить социальные отношения.

Деньги перестанут быть безответственными инструментами бизнеса, исчезнет их нехватка для исполнения любых прогрессивных действий. Они уже не будут бездушными хозяевами людей, а превратятся в их надёжных слуг. Их невозможно будет использовать не по назначению, украсть, вывезти за рубеж, давать ими взятки.

Налоговая система утратит свои чисто фискальные функции и сделается одной из наиболее продуктивных инструментов управления экономикой и всей жизнью территории.

Производственная администрация перестанет финансироваться бюджетом, начнёт сама зарабатывать себе на жизнь. А администрация, обеспечивающая удовлетворение общественных и коллективных потребностей граждан, сделается профессиональной, работоспособной, компактной и не будет испытывать недостатка средств для своей деятельности.

Повысится эффективность расходования бюджетных средств на удовлетворение коллективных и общественных потребностей граждан. В результате администрация утратит исторически присущие ей качества бессистемности и низкой продуктивности, перестанет работать преимущественно на себя. Начнёт подчиняться рыночным реалиям, а не просто извлекать доходы, пользуясь своим привилегированным монопольным положением. Данное обстоятельство резко повысит эффективность всей работы администрации в Ладземле.

— По мере исполнения изложенного социальная атмосфера в Ладземле начнёт выправляться. Появятся средства не только для технологического перевооружения предприятий, но и для решения социальных проблем. Природные и человеческие ресурсы, идущие на их разрешение, будут расходоваться с существенно большей отдачей, чем в настоящее время. Внедрение намеченных инновационных проектов позволит осуществить техническое перевооружение предприятий Ладземли, привлечь инвестиции, передовые технологические разработки.

— Реализация прогрессивных производственных отношений проявится во взаимодействии человека с окружающей средой. Это сделает экономически оправданным внедрение безотходных технологий, даст возможность оздоровить ареал проживания человека.

Создадутся условия для возникновения коммунистических производственных отношений, повысится моральный и нравственный облик всей жизненной экосистемы, что явится решающим условием для превращения индивидуума в культурного, образованного и гуманного человека будущего.

Экономика будущего - 30. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ГАРМОНИЧНО БЛАГОПОЛУЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ (ЛАДЗЕМЛИ)

Первая фаза Программы построения Ладземли рассчитана примерно на 3 года от начала её проведения. Она включает в себя 3 этапа. На первом из них, длительностью примерно 1 год, предполагается осуществить требуемые подготовительные работы: создать Центр управления, обучение персонала, начать восстановление и развитие производства. Подготовить всё необходимое для внедрения системообразующих мероприятий, решения организационных и финансовых проблем.

В течение следующего года будут завершены организационные и подготовительные действия, начато внедрение всех системообразующих мероприятий. Подготовлена база для реализации комплексных планов и проектов. Третий этап предполагается осуществить за оставшийся год. В этот срок намечается завершить все системообразующие мероприятия, воплотить в жизнь наиболее актуальные комплексные планы становления Ладземли. При этом объём требуемых ресурсов и конкретные проекты будет уточняться в процессе исполнения Программы.

Предполагается, что после реализации намеченных мероприятий состояние дел в Ладземле поменяется кардинально. Реальная экономика в ней заработает, безработица исчезнет, территория оживёт, а жизненный уровень населения по крайней мере удвоится с дальнейшим его увеличением в последующие годы. Но главное — у людей появится надежда, уверенность в своих силах и в светлое будущее, без которых возрождение никакого государства и общества невозможно.

Пилотный проект данной Программы может быть отлажен на любой достаточно крупной территории, даже проблемной, с тем, чтобы её результаты могли лечь в основу построение Ладземли на других территориях и во всём государстве.

Характерно, что в рамках Вспомогательных мероприятий могут быть реализованы многие Программы комплексного развития территорий, подготовленные учёными и общественными деятелями в настоящее время. А системообразующие мероприятия создадут для них благоприятные условия, чтобы внедрить их без особых затрат и сопротивления.

Разумеется, что представленная таким образом Программа является предварительной. И как только определится объект Ладземли, она потребует конкретизации.

Литература

1. Чабанов В. Е. Экономика XXI века или третий путь развития. — СПб, БХВ, 2007. — 735 с.;

2. Чабанов В.Е. Экономика Коммунизма — Изд. решение по лицензии Ridero, 2020, 500 с.;

3. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабалистической и розенкрейцеровской символической философии. (Manly YP. Hall. An encyclopedic Outline of Masonir, Germetir, Kabbalistir and Symboliral Philosopty) — СПб.: СПИКС, 1994. — 792 с.;

4. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 25. Финансовая система гармоничной экономики. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-25-finansovaia-sistema-garmonichnoi-ekonomiki-5f0f85b5448c72718e28451d;

5. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 27. Производственные отношения и оплата труда в гармоничной экономике. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-27-proizvodstvennye-otnosheniia-i-oplata-truda-v-garmonichnoi-ekonomike-5f1117da9b858370b6d9c59a;

6. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 28. Организация системы общественного потребления. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-28-organizaciia-sistemy-obscestvennogo-potrebleniia-5f11f706b437c579e5b281d2;

7. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 29. Административная система. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-29-administrativnoe-upravlenie-5f1271bc31a3502624208af3;

8. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 26. Структура цен в гармоничной экономике. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-26-struktura-cen-v-garmonichnoi-ekonomike-5f110ad9d51d43699cabfee1;

9. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 23. Труд и его характеристики. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-23-trud-i-ego-harakteristiki-5f0e62696e88bc18020fb59c;

10. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. (Smith A. Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Wealth of Nations, 1776) — М.: Москва, 1962. — 655 с;

11. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 12. Разделение и кооперация труда. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-12-razdelenie-i-kooperaciia-truda-5effaee96b822b6b24613b32;

12. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 3. Общины и русские артели как предтечи коммунистической организации. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-3-obsciny-i-russkie-arteli-kak-predtechi-kommunisticheskoi-organizacii-5ef38b36961b9571a3364724;

13. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 7. Кардинальная цель гармоничной экономики. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-7-fundamentalnye-osnovy-garmonichnoi-ekonomiki-chast-1-5ef773e7ef03f030a6986c59

14. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 4. Земства как успешный опыт работы местного самоуправления. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-4-zemstva-i-mestnoe-samoupravlenie-5ef4f7c80ee01058dfd29edb;

15. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 22. Общая теория экономических систем. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/ekonomika-buduscego-22-obscaia-teoriia-ekonomicheskih-sistem-5f0c97cfa04d3b2748ee948c.

Чабанов Владимир Емельянович
Чабанов Владимир Емельянович

Автор: Чабанов Владимир Емельянович, доктор технических наук, профессор физики, профессор в области экономики Международного Высшего ученого Совета МУФО-МВУС, академик, Гранд-доктор. Email: vtchabanov@mail.ru