СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

15 December 2020
СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ⅰ. Основные понятия

1. Недостатки ныне существующей экономики проистекают от того, что главная цель её – получение дохода частными лицами, а не всеобщее благополучие. И она блестяще справляется с этой задачей, поэтому несмотря ни на что богатые всё богатеют, а бедные – беднеют. И это чревато непоправимыми последствиями для государства и общества.

2. Как показал анализ, жизненный уровень населения увеличивается, прежде всего, путём повышения общественной производительности труда, а не технической его вооружённостью, природными ресурсами и даже не характером распределения доходов. А эта производительность устанавливается, в первую очередь, формой организации труда. Всё иное является лишь её следствием.

3. Под организацией здесь понимаются особенности структурирования производства, которые представляют собой рациональное сочетание двух диалектически противоположных факторов: разделения и кооперации труда. Именно они служат наиболее весомыми факторами прогресса, формируют известное «дерево организации производства», их состоянием отличаются между собой предприятия прогрессивные от примитивных.

4. Если рассматривать «дерево организации» предприятий сверху вниз, тогда прослеживается процесс последовательного разделения труда (как пример, заводы делятсяна цеха, последние – на бригады и проч.). А если рассматривать его снизу-вверх – тогда наблюдается процесс кооперациитруда (бригады объединяются в цеха, которые формируют заводы и т.д.). То есть данные факторы повышения общественной производительности труда всегда проявляются одновременно и одного из них без другого не бывает.

5. Причём если инструментом, обеспечивающим работу разделения труда, служит рынок, то кооперации – административное, разумное управление производством. При этом если для работы рынка используются деньги, то для обеспечения деятельности администрации – власть.

6. Вместе с тем как административные, так и рыночные регуляторы не являются ни универсальными, ни самодостаточными. У каждого из них имеется свой комплекс и достоинств, и недостатков. При этом нет и не может быть чисто рыночных и чисто административных экономик, поскольку одного из них без другого не бывает. Кроме того, любые ортодоксы не жизнеспособны. Причём оба инструмента управления являются асимметричными, т.е. сферы, где лучше работает рынок, там плохо работают административные регуляторы, и наоборот.

7. В капиталистических странах используются преимущественно рыночные регуляторы, так как частная собственность на средства производства позволяет осуществлять самостоятельную и не зависящую ни от кого хозяйственную политику. Неудивительно поэтому, что в таких странах активно проявляются достоинства и недостатки рынка, в то время как административные инструменты работают плохо.

8. В социалистических странах в основном работают административные регуляторы, за прямые товарные сделки можно было угодить в тюрьму. В этой связи в таких государствах активно проявляются как позитивные качества управления (социальность, управляемость, предсказуемость), так и негативные (бесхозяйственность, засилье бюрократии, её отрыв от народа и проч.).

9. Из асимметрии административного и рыночного регуляторов следует, что по своим потенциальным возможностям социалистические и капиталистические страны примерно одинаковы. Так, где-то лучше работает одни из них, а при исполнении других функций – другие. Что и давало им возможность столь долго и успешно конкурировать между собой.

10. В процессе осуществлённой в России реформы было ликвидировано административное её управление, но не создано как следует работающее рыночное. Вследствие этого она стала неуправляемой, а поэтому сконцентрировала в себе характерные недостатки как рыночного, так и административного регуляторов, но не унаследовала их достоинства. Такая система организации получила у нас наименование Неоколониальной и является сейчас самой распространённой в мире. В самом деле, именно данную форму организации приняли бывшие колонии, а также большая часть постсоветских государств, к ней тяготеют многие другие страны по мере примитизации их построения. Тем не менее, ни чёткого определения, ни описания её закономерностей нигде, кроме трудов автора, не существует.

11. Неоколониальные страны так же мало похожи на социалистические, как и на капиталистические. Так, используемая в них частная собственность и рыночные механизмы, составляющие основу капиталистической экономики, работают плохо. Банки превратились в ординарные ростовщические конторы, коррупция лишила логики всё хозяйственное устройство, засилье чиновников превышает всякие разумные пределы. И на социалистические страны они также мало похожи. В самом деле, в них отсутствует главное: социальность. Трудящиеся лишены всяких прав и защиты государства, олигархи правят всем, административное управление деградировало. Поэтому в неоколониальных странах не работают как следует никакие законы как капиталистической, так и социалистической экономики. Полный организационный хаос.

12. Неудивительно поэтому, что потенциальные возможности неоколониальных стран оказались крайне низкими. Так, если в начале рыночных преобразований экономика России буквально за несколько лет рухнула более чем в два раза, а затем начала выправляться на проценты, данное обстоятельство демонстрирует истинный уровень её производительности. Это – наинизшая форма организации общества, ниже её падать уже некуда.

13. Всякий специалист по управлению подтвердит, что наиболее совершенной является организация, в которой работают одновременно и согласованно оба регулятора: и рыночный, и административный. Взаимно дополняя, суммируя достоинства и компенсируя недостатки друг друга. Именно её и называем мы Гармоничной.

14. Анализ показывает, что по своим потенциальным возможностям Гармоничная экономика не менее чем в два раза будет эффективней всех существующих. В ней интересы всех слоёв общества будут совмещены, заработает не только конкуренция, но и кооперация, экономика будет работать на всех людей, а не только на некоторых. Правда и справедливость будут править в стране, а не алчность и порок. Такую экономику и предстоит строить.

ΙⅠ. Экономические системы и их особенности

1. Системаэто такая совокупность элементов, которая, будучи объединённой на основе определённого принципа, даёт новое качество, не сводимое к качествам входящих в неё ингредиентов. Это не смесь их, а новое состояние вещей. Система представляет собой противоположность хаосу, является именно тем, что называется «порядок». Она — не комплекс, в ней целое не сводится к сумме частей, её образующих (Аристотель). К системам относится всякая клетка человеческого организма, каждый его орган, сам человек и всё человеческое сообщество. А также Земля, биологическая и социальная жизнь на ней, экономические структуры, формы производственных и общественных отношений и ещё многое другое.

2. Отсюда следует, что всякая хозяйственная организация представляет собой системус присущими ей качествами, отличными от таковых у составляющих её элементов. То есть экономку нельзя собрать, как пазл, из отдельных факторов, какими бы привлекательными они ни были. Поэтому нельзя построить капитализм с человеческим лицом точно так же, как и социализм без засилья бюрократии и бесхозяйственности. Однако именно таковыми и являются практически все имеющиеся Программы исправления ситуации, что заранее обрекает их на неудачу.

3. На самом деле в системах нет ничего случайного, лишнего, избыточного. В них выживает лишь то, что соответствует их природе и отвечает заложенным в них принципам. Более того, всё, что мешает прогрессивному развитию России – это не аномалии, а суть работающей в ней экономической системы. Поэтому попытки придать системе какие-либо чуждые ей качества так же бесполезны, как воспитывать волка, чтобы он питался морковкой.

4. Из теории экономических систем следует, что в основе всякой хозяйственной организации лежат всего несколько системообразующих факторов, которые и определяют характерные её качества. Так, Капиталистическая система базируется на частной собственности на средства производства, на широком использовании рыночных регуляторов, на ростовщическом проценте за капитал, приоритете личного дохода над общественной пользой. Природные ресурсы используются в них в качестве бесплатной ренты, что и обостряет борьбу за них.

5. Социалистическая экономика основывалась на общественной собственности на средства производства, на отсутствии ростовщического процента, на всевластии администрации, использовании неэквивалентных производственных отношений и уравнительной формы оплаты труда. На подавлении личности во имя общества, на плановости и предсказуемости.

6. Неоколониальная экономика базируется на частной собственности, которая не заработана собственным трудом и талантом, а присвоена в процессе грабительской приватизации и мошенничества. На беспредельной эксплуатации трудящихся, лишении их всяких прав и свобод. Засильи бюрократии и безмерной деградации власти, полным отрывом её от народа.

7. Причёмвсякая система умеет себя защищать. Поэтому все образующие их системообразующие факторы настолько тесно завязаны друг на друга, что всякое воздействие на одни из них неизменно встречают противодействие всех остальных. В этой связи наивно полагать, что эволюция неоколониальной экономики в конечном итоге приведёт к её совершенствованию или какие-то локальные действия изменят её природу.

8. В этой связи чтобы ликвидировать имеющиеся недостатки существующей экономической организации бесполезно менять персоналии, собственников или вводить какие-либо организационные новшества. Для этого следует заменить её всю, целиком. То есть построить другую систему экономических отношений, в которой существующие изъяны не могут иметь места в принципе. Именно такой и являетс гармоничная организация.

9. Анализ особенностей экономических систем показал, что для перехода из существующей деструктивной экономической организации в гармоничную без социальных взрывов и революций требуется внедрить всего четыре системообразующие мероприятия, которые создадут условия для внедрения конкретных программ и гармонизации всего остального.

10. К ним относится, прежде всего, реорганизация финансового обращения. В ней деньги будут отключены от других навязанные им функций и будут использоваться только как мера стоимости и универсальный эквивалент обслуживания товарооборота. Для этого предлагается придать деньгам фиксированное трудовое содержание, а также ввести две формы денег. Одни из которых, как это было в Советском Союзе, будут предназначены для обслуживания только производства, а другие – только потребления.

11. Кроме того, предлагается внешнеторговый курс валют устанавливать не по итогам спекулятивных биржевых торгов, как сейчас, а путём регулирования внешней торговли так, чтобы сальдо страны было нулевым.

12. Тогда деньги сделаются фиксированной мерой стоимости и одновременно – мерилами общественного труда. В результате исчезнут хронический денежный дефицит, терзающий всё общественное хозяйство, ликвидируется инфляция. Такие деньги уже нельзя будет использовать не по назначению, украсть, вывозить за рубеж, давать ими взятки. Все предприятия будут наделены оборотными средствами и смогут конкурировать в полном соответствии со своими потенциальными возможностями. Деньги перестанут служить инструментом ростовщического дохода, сделаются покорными слугами людей, а не капризными их хозяевами.

13. Вторым системообразующим факторм является изменение производственных отношений и оплаты наёмного труда. Для этого предлагается фонд оплаты труда на предприятиях относить не к расходам, как сейчас, а сделать результатом совместного труда работников и работодателей. Тогда в совершенствовании работы предприятий и оптимизации их структуры уже будет заинтересован не только собственники, но и весь работающий коллектив. Это гармонизирует отношения между ними и придаст невиданный импульс развития всему производству.

14. Третьим системообразующим мероприятием является изменение налоговой концепции. То есть предстоит сделать так, чтобы налоги из инструментов финансирования государственных расходов стали способом оплаты собственных общественных и коллекторных потребностей налогоплательщиков. Тогда все будут лично заинтересованы в полной уплате налогов, все они будут целевыми, а значит расходование их будет оптимальным. Исчезнет дефицит государственного бюджета, появится надёжная финансовая база для организации и успешной работы не только государственного, но и местного самоуправления, от которого существенно зависит вся жизнь населения.

15. И четвёртым фактором является реорганизация системы формирования административного аппарата. Для этого предлагается ввести промежуточную систему выборов руководящих лиц. В ней низшее звено руководства избирается самим населением впрямую, а следующие должности избираются уже выбранными ранее ниже стоящими руководителями. Тогда уже случайный человек попасть во власть не сможет и чем выше будет пост, тем более знающими и квалифицированными будут избиратели. Сохранится вертикаль власти, и в то же время будут всецело соблюдаться демократические принципы подчинения меньшинства большинству.

16. Кроме того, предлагается изменить форму оплаты административных работников. Для этого предстоит разделить административный аппарат на две части, одна из которых предназначена для организации согласованной работы подчинённых им структур и оплачивается ими впрямую. А другая – для обеспечения общественных и коллективных потребностей населения и финансируется налогами. Тогда администрация начнёт подчиняться рыночным реалиям и будет стремиться к тому, чтобы деятельность производства и обслуживание населения были наилучшим.

17. Кроме того, во избежание чрезмерной поляризации окладов чиновников предлагается связать жёсткой градацией существующий Табель о рангах с величиной МРОТ страны или подчинённых им коллективов. Тогда управление сделается более адекватным, руководители будут лично заинтересованы в лучшем обеспечении граждан и в повышении результативности их труда. Власть из существующей ныне синекуры превратится в то, чем она и должна быть: в аппарат служения обществу. При этом квалификация её повысится, а численность - сократится.

18. Внедрение системообразующих мероприятий создаст благоприятные условия для реализации существующих Программ развития, разрабатываемых ныне разными учёными и специалистами для усовершенствования различных территорий, производства и всего общества. И тогда уже прогрессивные преобразования будут внедряться не вопреки существующей административной системе, а с помощью неё.

19. Чтобы предлагаемая реорганизация получила предварительную отработку, автором разработана пилотная Программа гармонизации отдельно взятых территорий. Тогда после отладки на ней всех требуемых мероприятий новая форма организации может быть рекомендована для всех остальных структур и всего государства.

ΙⅠΙ. Ожидаемые результаты построения Гармоничной экономики

После внедрения представленных системообразующих мероприятий будет сформирован генетический код гармоничной организации, т.е. костяк системы, на который можно будет наращивать всё остальное. А от того, каковым является костяк, зависит всё остальное. В самом деле, трудно ожидать, что на базе костной системы бегемота может вырасти лошадь с характерными её качествами.

Вследствие внедрения всего изложенного получатся следующие результаты:

─ экономика будет нацелена на создание, умножение богатств, а не на их деление. На повышение могущества государства и подъём жизненного уровня населения, а не на получение доходов частными лицами.

─ дефицит оборотных средств уже перестанет служить проблемой для работы предприятий. Производственные деньги будет невозможно оторвать от трудовых ресурсов, украсть, давать ими взятки, укрывать от налогообложения.

─в результате исчезнут безработица, инфляция, социальная напряжённость. Жизненный уровень населения начнёт стабильно повышаться.

─ формальные и истинные лидеры общества будут соответствовать друг другу, что придаст невиданный импульс развитию всему государству.

администрация из синекуры, всевластного и ни за что не отвечающего монстра превратится в аппарат обслуживания населения и производства. Начнёт подчиняться рыночным реалиям так же, как и всякий другой хозяйственный субъект.

─ налоги из инструментов финансирования государственных расходов превратятся в механизмы обеспечения собственных коллективных и общественных потребностей налогоплательщиков, что значительно повысит эффективность использования бюджетных средств.

─ исчезнет дисбаланс внешней торговли и Россия, наконец, выйдет из колониального состояния.

─ и ещё многое другое.

Программа рассчитана на 5 лет. После её реализации положение дел в стране поменяется кардинально. Реальная экономика заработает, жизненный уровень населения по крайней мере удвоится с дальнейшим его повышением в последующие годы. Но главное — у людей появится надежда, уверенность в своих силах и в светлом будущем, без которых никакое совершенствование государства и общества невозможно.

Пилотный проект Программы может быть отлажен на любой достаточно крупной территории с тем, чтобы его результаты могли лечь в основу построение Гармоничной экономики на других территориях и во всём государстве.

Автор – Чабанов Владимир Емельянович. Доктор технических наук, профессор физики, академик по экономике Международного Университета Фундаментального Образования (МУФО). Автор 12 монографии по теории Фундаментальной и Гармоничной экономикам, по исследованию Третьего пути развития России, по разработке гармоничной финансовой и налоговой системы, рационализации производственных отношений и оплаты труда, реорганизации административного управления.

Чабанов Владимир Емельянович
Чабанов Владимир Емельянович