Вести Единения - 32. Совершенствование предпринимательского дела в России

Вести Единения - 32. Совершенствование предпринимательского дела в России

Основные понятия и определения:

В соответствии с 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

Мик­ро­ пред­при­я­тие - работников до 15 че­ло­век, доход в год до 120 млн. рублей;

Малое предприятие - работников до 100 чел., доход в год 800 млн. рублей;

Среднее предприятие - работников до 250 чел., доход в год 2 млрд. рублей;

Индивидуальные предприниматели;

Коммерческие организации: хозяйственные общества (ООО, АО), хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства;

Некоммерческие организации: потребительские кооперативы.

Вышеуказанные субъекты действуют по федеральным законам: от 24.07.2007 N 209-ФЗ;

от 19.06.1992 N 3085-1; от 08.05.1996 N 41-ФЗ; от 11.06.2003 N 74-ФЗ; 08.08.2001 N 129-ФЗ.

К субъектам МСП не отнесены, действующие по федеральным законам:

- сельскохозяйственные кооперативы (от 08.12.1995 N 193-ФЗ);

- самозанятые граждане (от 27.11.2018 N 422-ФЗ),

которые фактически являются субъектами малого и среднего предпринимательства, а их надо отнести к субъектам МСП и внести изменения в соответствующие документы.

Реальная ситуация стране в сфере МСП:

Современная деятельность в сфере МСП характеризуется высокими рисками и разобщенностью деятельности субъектов, особенно в сфере производства и агропромышленного комплекса, а также очень низкой социальной защищенностью работников и предпринимателей, недостаточностью государственной поддержки, сложностью получения этой поддержки и необходимых финансовых средств на осуществление производства.

В настоящее время государство выделяет большие средства на развитие МСП, а также комплексное развитие сельских территорий и малых городов, которые расходуются по установленным правилам, но, не смотря на это, массового развития МСП не наблюдается, так как эти меры поддержки действуют локально, не меняя норм, правил и сложившейся системы выделения ресурсов для производства (кредиты) и сбыта продукции (торги, аукционы), основанной на конкуренции с большими производителями и торговыми сетями, которую по объективным причинам малые субъекты экономики проигрывают.

При выделении государственной поддержки на развитие МСП не ведется с участием профсоюзов этой сферы экономики мониторинг эффективности этих мер поддержки для развития производства и защиты социально-трудовых прав работников. По документам поддержка оказана, средства освоены, а какова эффективность от этих вложений для производства и работника никто не может сказать, так как нет учета выпущенной продукции в количественных и качественных показателях, а также нет сведений, на сколько увеличилось благосостояние работников в результате работы предприятия на основе полученной поддержки. Государство не знает, какую продукцию, в каком количестве, и какого качества выпускают малые предприятия и самозанятые граждане. Эффективным партнером в этом государству могут быть профсоюзы МСП.

Более того, правила и критерии по которым эта поддержка оказывается, установлены так, что большинство субъектов МСП не могут им соответствовать на практике для получения этой поддержки, и фактически лишены возможности развиваться с её использованием. Государство оказывает поддержку деятельности субъектов МСП субсидиями и льготными кредитами, но конкретно на работников этого сектора такая поддержка не оказывает положительного влияния.

Актуальные данные из открытых источников, подтверждающие необходимость и своевременность подготовки целевого проекта:

- два процента, добавленные к НДС, увеличили расходы предпринимателей на 6-8

процентов. В результате в Санкт-Петербурге к концу этого года власти недосчитались почти тридцать тысяч субъектов малого бизнеса. Сегодня в городе 350 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса вместо 380. При этом поступления от налога на прибыль за год выросла на 7%,

от налога на имущество - на треть;

- более 80 процентов россиян получают за свой труд прожиточный минимум, а менее 20 процентов убеждают нас, что ВСЕ ХОРОШО;

- государство поддерживает только тех, кто уже растёт и показатели роста соответствуют запросам государства, а как в условиях жесткой конкуренции с крупным растущим бизнесом, вырасти малому предприятию, если его рост государство не поддерживает;

- по данным Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга список компаний, которые получают субсидиарную поддержку, очень ограничен. Соответственно, сама поддержка выхолащивается. В городе всего 101 млн. рублей, 6 программ, разные по суммам, которые получало ограниченное количество предпринимателей. Получилась такая элитарная штука, для тех, кто хорошо знает процедуру конкурса и готовит документы из года в год. Это никакая не поддержка, это социальная история. Малый и средний бизнес необходимо подключать к большой промышленности, усиливать кооперацию между ними. Состояние малого бизнеса в Петербурге - это состоянием выживания. Официальный оборот - 2 трлн. рублей на миллион занятых, т.е. 2 млн. руб. на одного занятого в год;

- планируется, что в Санкт-Петербурге 2024 году более 23 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан получат поддержку в центре «Мой Бизнес». Это значит, что всего только 10% от числа всех зарегистрированных петербургских предпринимателей смогут воспользоваться услугами специалистов, центра;

- по данным исследования FinExpertiza, в 2019 году в России закрылась каждая пятая компания. Число закрывшихся коммерческих компаний составляет 611,8 тысяч, что в 2,3 раза больше числа открывшихся- 264,6 тысяч. В тройку «лидеров» вошел и Санкт-Петербург, где закрылось более 30 тысяч предприятий. При этом налоговая нагрузка на труд остается высокой. Малый и средний бизнес платит налоги наравне с крупным. И вводить прогрессивный налог власть не планирует;

- по мнению, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге количество жалоб от предпринимателей не уменьшается, а увеличивается, за 10 месяцев 2019 года поступило уже более 700 письменных и устных обращений. Число обращений к бизнес-омбудсменам в 2019 году в регионах России выросло на 24% и составило более 12200;

- по данным единого реестра субъектов МСП, по состоянию на 10 августа 2019 года количество малых и средних предприятий сократилось с 5 922 420 до 5 690 763;

- по данным Росстата, за период 2017-2019 гг. произошло значительное сокращение доли

малого и среднего бизнеса до 20,2% от всей экономики, а доля ВВП опустилась с 22 до 20,2%;

- потенциальные предприниматели указывают, что среда для ведения бизнеса становится все менее благоприятной;

- наиболее часто встречающаяся причина для отказа в регистрации юридического лица или причина для их принудительной ликвидации - это несоответствие адреса регистрации фактическому месторасположению юридических лиц, а если у малого бизнеса нет целесообразности и хватает средств, чтобы снимать офис в бизнес центре, то в этом случае оптимальной является инициатива Министерства экономического развития РФ в части замены обязанности по указанию адреса места нахождения юридического лица на обязанность по указанию номера почтовой ячейки юридического лица при его регистрации;

- по мнению Санкт-Петербургского Союза предпринимателей, помощь малому бизнесу оказывается, в основном, на словах и системности в этой помощи фактически нет. В 2021 году субсидии составят - 2,743 млрд. рублей, в 2022 году - 3,041 млрд. рублей, в 2023 году - 3,329 млрд. рублей, в 2024 году - 3,617 млрд. рублей. Суммы внушительные, учитывая, что в Петербурге в последние годы на всю поддержку малому бизнесу выделяли всего по 100 млн. рублей в год. В 2019 году выделили уже 258 млн, а до 2024 года предусмотрено выделить 13 млрд. Но на эти средства органы власти повсеместно создают новые государственные структуры поддержки, не оказывая финансовой поддержки деятельности общественных структур, которые уже есть на местах и успешно работают, оказывая предпринимателям те же услуги;

- по «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года» должен быть повышен вклад малых и средних предприятий в отечественную экономику до 40%. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна увеличиться с 22,3% до 32,5%,

25 миллионов рабочих мест должны обеспечить малые и средние предприятия ужен к 2024 году;

- по мнению Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу 70% выпускаемой продукции в стране производится на предприятиях, с участием государства. А чаще всего и вообще на государственных унитарных предприятиях и главными нарушителями антимонопольного законодательства являются органы власти;

- по мнению Ленинградской областной торгово-промышленной палаты необходимо обязать госкорпорации, работающие в Арктике, довести к 2025 году долю местного малого и среднего бизнеса в общем объеме закупок товаров/услуг до 50 процентов.

Как должно быть:

Профсоюзы МСП в современной социально-экономической ситуации должны стать эффективным партнером государства по развитию МСП, мотивации предпринимателей работать «в белую», нормализации социально-трудовых отношений и общественными контролерами правомерного расходования средств государственной поддержки, а для работодателей они должны стать партнером по подбору персонала, формированию эффективного трудового коллектива с высокой производительностью и качеством труда, нормализации трудовых отношений и минимизации социально-трудовых и других конфликтов на предприятиях.

В советское время профсоюзы этого сектора экономики были таковыми партнерами, имели специальные фонды, а также осуществляли социальное страхование самостоятельно. В настоящее время целесообразно использовать этот положительный опыт и вернуть утраченные полномочия профсоюзам МСП для реализации социально-трудовых прав работников, предпринимателей и самозанятых граждан, повысив при этом их ответственность перед обществом и государством, что вовлечет большое количество населения в производственный процесс нужных товаров и услуг.

В настоящее время очень важно осуществить совершенствование социального страхования в сфере МСП для повышения социальной защищенности работников и самих предпринимателей в виду малочисленности работников у субъекта МСП и специфики трудовых коллективов.

По действующему законодательству малое предприятие уплачивает взносы по социальному страхованию в Фонд социального страхования РФ по тем же тарифам, что и крупное предприятие. При этом малые предприятия расходуют на социальное страхование (больничные, пособие по беременности и родам, на рождение ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, погребенье и др.) не более 20 % уплаченных в Фонд сумм. Малые предприятия, имея более низкие показатели заболеваемости и травматизма, являются фактически донорами коллективов крупных предприятий. Это происходит в силу специфики самого малого предприятия. На крупном предприятии фонд зарплаты составляет значительную величину и отчисления на соцстрах позволяют выплатить все вышеперечисленные пособия непосредственно через кассу предприятия, а в ФСС РФ послать не деньги, а отчет. Малое предприятие при средней численности работающих 7,3 чел., когда страховые выплаты делать не надо, отправляет все деньги в ФСС РФ, а когда надо выплатить пособие, а отчислений не хватает, должно просить деньги у ФСС РФ, но на малом предприятии этим заниматься физически некому, т.к. директор обычно это управленец и работник одновременно, а бухгалтер обычно один на пять предприятий, более того индивидуальные предприниматели, и самозанятые, уплачивающие взносы в социальные фонды, вообще законодательно лишены возможности получать какие-либо пособия по социальному страхованию.

Для эффективного развития с использованием мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в связи с его спецификой, необходимо предоставить особые полномочия для профсоюзов МСП, подготовить и внедрить новую модель их деятельности, консолидирующую и мотивирующую предпринимателей, работодателей и работников на работу «в белую», производство качественной продукции мирового уровня и развитиепотенциала работников в профессиональной деятельности.

Если субъект МСП намерен воспользоваться государственной поддержкой для своего развития, то он должен соблюдать права работников, эффективно расходовать средства этой поддержки, и в этом случае должно быть обязательным по закону создание первичной профсоюзной организации на предприятии МСП и заключение коллективного договора, регулирующего социально-трудовые отношения, а сегодня это делается на основе добровольности и работодатель в этом не заинтересован. Поэтому для его мотивации к этому, создание на предприятии МСП первичной профсоюзной организации и заключение коллективного договора должно учитываться при выдаче субсидий, иной финансовой поддержки и преференций от государства. Профсоюзы МСП должны быть по закону, общественными контролерами качества продукции, доходов предприятий и расходования средств государственной поддержки, получаемых на производство продукции, а также создателями вместе с администрацией предприятий созидательных трудовых коллективов и формирователями кадрового резерва на основе диагностики способностей человека и проведения профессиональной ориентации в учебных заведениях при взаимодействии с территориальными службами занятости.

Для этого необходима финансовая поддержка профсоюзов МСП работодателями, которая может осуществляться, предусматривая в коллективных договорах необходимые выплаты профсоюзам на уставную деятельность, программы подготовки кадрового резерва, повышения профессионализма и оздоровления работников с отнесением этих расходов на себестоимость продукции в бухгалтерских балансах предприятий. В настоящее время статья 270 НК РФ обязывает это делать из прибыли.

В современной ситуации с развитием МСП необходимо комплексное совершенствование системы налогообложения в сфере МСП, в частности сохранение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности бессрочно, а также замены при государственной регистрации субъекта МСП обязанности по указанию адреса места нахождения юридического лица на обязанность по указанию номера почтовой ячейки юридического лица при его регистрации. Система налогообложения должна быть целесообразной, простой в применении и посильной для субъекта МСП, так чтобы он мог развиваться за счет своего дохода, а не кредита банка и господдержки, достойно оплачивая труд работников.

Малый бизнес и самозанятые граждане могут стать акселераторами социального благополучия, инноваций и качественной жизни, так как потенциал их развития и созидательной активности очень большой. Они могут действовать во всех сферах экономики, взаимодействовать в силу своей специфики с каждым гражданином страны, большим бизнесом и государственным сектором экономики. Из малого предприятия может вырасти среднее и большое, если к этой сфере экономики применить проектно-плановый кластерный подход для её развития по новой производственной организационно-экономической модели хозяйственной деятельности в сфере МСП, работающей по принципу «точно вовремя» на основании закона вертикальной интеграции в интересах человека, общества, государства.

В этом процессе государство и крупный бизнес должны быть основными заказчиками продукции, а субъекты малого бизнеса производителями и поставщиками этой продукции в соответствии с планами и критериями качества. Государству и крупному бизнесу надо знать, что надо производить малому бизнесу и самозанятым, для кого, в каком количестве и какого качества. Тогда планово-проектный подход позволит быстро решить актуальные задачи страны, в том числе по реализации доктрины продовольственной безопасности РФ и комплексному развитию сельских территорий, которые нельзя решить с помощью конкуренции за получение работы и потребителя, локальных конкурсов и аукционов.

Высокая результативность проектно-планового подхода к развитию отраслей экономики и других сфер деятельности была доказана в советское время, в том числе в деятельности министерства местной промышленности, и в настоящее время есть успешные результаты этого подхода в оборонно-промышленном комплексе страны, поэтому считаем возможным и целесообразным применить этот подход и опыт к развитию МСП.

Эту сферу экономики надо рассматривать как новую отрасль, которую нужно создать в плановом порядке для эффективной занятости населения, развития местных производств, практико-ориентированной подготовки кадров, практики и стажировки выпускников учебных заведений профессионального образования, стартапов инноваций и формирования кадрового резерва для крупного бизнеса и государства.

Для эффективного развития МСП этот подход может быть реализован на основе совершенствования законодательства, предоставления дополнительных полномочий профсоюзам МСП, оптимизации налогообложения (налоги должны быть такими, чтобы субъект МСП мог развиваться, достойно оплачивая труд работников), норм и правил ведения хозяйственной деятельности, подготовки и апробировании вышеуказанной новой модели в пилотных субъектах РФ для их социально-экономического развития с учетом мнений населения, работников и предпринимательского сообщества этой сферы деятельности.

Описание новой производственной организационно-экономической модели МСП

(далее Новая модель)

Предлагаемая новая модель создается в рамках реализации программы развития гражданского общества «От способностей Человека к эффективной экономике», представляющей собой комплекс действий, который позволяет сделать гражданское общество эффективным, а экономику инновационной на основе выявления, развития и реализации способностей и таланта Человека в сфере профессиональной предрасположенности с применением общественно-государственной многоуровневой комплексной системы просвещения, воспитания, образования и труда в интересах человека, общества, государства.

В соответствии с целями и задачами страны по повышению благосостояния и качества жизни населения страны необходимо малое и среднее предпринимательство, включающее в себя органическое сельское хозяйство, ремесленничество и самозанятость, рассматривать, как новую стратегически важную отрасль экономики и развивать её на основе проектно-планового кластерного подхода для решения актуальных задач на местном, региональном и федеральном уровне с максимальным вовлечением всего трудоспособного населения.

Идея новой модели заключается в том, что по закону профсоюзы МСП, защищая права и интересы работников, становятся участником производственного процесса и партнером для работодателя по формированию эффективного коллектива с высокой производительностью и качеством труда, а для государства партнером по воспитанию социально-ответственного патриотичного гражданина, развитию этого сектора экономики, обеспечению работы «в белую» и контролю за использованием работодателем средств государственной поддержки, при этом развитие МСП осуществляется на основе проектно-планового кластерного подхода, а хозяйственная деятельность субъектов МСП на кластерной территории (города, района и др.) строиться на основании закона вертикальной интеграции для всех участников процесса производства конечного продукта, согласно которому прибыль извлекается только из конечного продукта, произведенного на данной территории, а производственная деятельность осуществляется как единый социально-экономический комплекс действий для достижения плановых целевых показателей с использованием местных и привлеченных ресурсов.

При этом, на основе поправок в действующее законодательство, государство параллельно с поддержкой предпринимателей, оказываемой им через инфраструктуру созданную государством, должно начать оказывать финансовую целевую поддержку трудовым коллективам через профсоюзы МСП для выполнения ими работ по воспитанию социально-ответственного патриотичного гражданина и контролю за использованием работодателем средств государственной поддержки, а работодатель из оборотных финансовых средств на основе коллективного договора с профсоюзом МСП должен начать оказывать регулярно целевую поддержку профсоюзу МСП на формирование эффективного трудового коллектива с высокой производительностью и качеством труда, а также на подготовку кадрового резерва предприятия во взаимодействии с учебными заведениями профессионального образования и территориальными службами занятости населения.

В этом случае достигается социальный баланс на предприятиях, в обществе и государстве:

- члены профсоюза платят членские взносы и участвуют в профсоюзной жизни, а профсоюзы защищают их социально-трудовые права и интересы, представляя их перед работодателем и государством;

- государство на основе социальных договоров с профсоюзами оплачивает их работу по воспитанию социально-ответственного патриотичного гражданина и развитию гражданского общества, при этом граждане в процессе жизни трудятся, платят налоги и состоят в профсоюзах;

- работодатель на основе коллективных договоров оплачивает работу профсоюза по формированию эффективных трудовых коллективов и минимизирует конфликты на предприятии.

Важную роль для обеспечения работы в «белую» играет целесообразная и посильная для субъектов МСП налоговая нагрузка, учитывающая виды деятельности на кластерной территории, которая в процессе детальной подготовки и апробации новой модели создается на договорной основе во взаимодействии налоговых органов, работодателей и профсоюзов МСП. Эти договоры являются гарантией стабильности налоговых отчислений на стартовый, краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности субъектов МСП. В результате этого, будет баланс интересов всех участников процесса и все субъекты МСП на кластерной территории, будут платить налоги.

Новая модель вариабельна и представляет собой единый комплекс, состоящий из двух взаимосвязанных друг с другом частей (организационной и экономической), учитывает местные природные особенности территорий, интегрирует государственную поддержку с местными ресурсами, возможностями профсоюзов, НКО и заинтересованных лиц по привлечению инвестиций и человеческого капитала, особенно в сельские территории и малые города, с обеспечением баланса интересов, предполагает совершенствование законов, норм, правил и налогов в сфере, малого и среднего предпринимательства, в том числе в сельском хозяйстве.

В этом процессе государство и крупный бизнес должны быть основными заказчиками продукции, а субъекты малого бизнеса производителями и поставщиками этой продукции в соответствии с планами и критериями качества. Планово-проектный подход позволит быстро решить актуальные задачи страны, которые нельзя решить с помощью конкуренции за получение работы и потребителя, а также локальных конкурсов и аукционов.

В рамках новой модели Общероссийским объединением профсоюзов малого и среднего предпринимательства «Единение», выражающим интересы всех профсоюзов этого сектора экономики в социальном партнерстве с государством учреждается специальный Фонд социального страхования и страховые взносы субъектов МСП и самозанятых граждан накапливаются на текущих счетах в исполнительных органах этого Фонда в субъекте, городе, районе для их расходования на установленные выплаты. Фонд управляется через профсоюзные организации и в процессе его работы будет предусмотрена персонификация страхователей, накопление их средств, необходимые выплаты и возврат страхователю 77% средств, уплаченных страхователем для расходования их на установленные социальным страхованием выплаты. Как показывает опыт работы аналогичного Фонда в советский период, 100-120 субъектов малого, предпринимательства, объединенные на муниципальном уровне, имеющие 77 % средств от выплаченных ими сумм в Фонд, успешно осуществляют необходимые страховые выплаты.

Кроме повышения уровня социальной защиты, такой подход к социальному страхованию стимулирует страхователя (работодателя) выплачивать зарплату «в белую». Таким образом, при сохранении действующих размеров страховых взносов размеры страховых выплат возрастут не менее чем в 2 раза при расширении оснований для этих выплат.

Действующее законодательство (Закон № 165-ФЗ от 16.07.1999г.) позволяет Правительству РФ определять страховщика по социальному страхованию, в том числе в сфере МСП и самозанятости, а значит создание такого фонда возможно.

Для решения общенациональных задач указанный Фонд на основе соглашения будет взаимодействовать с Фондом социального страхования Российской Федерации, который лишившись взносов малых предприятий, не потеряет способности устойчиво работать, т.к. в его бюджете взносы малых предприятий составляют менее 15 %, а для социального страхования работников МСП и самозанятых, эта самостоятельность имеет существенное значение.

Новая модель реализуется на кластерных территориях, которыми по административному делению в РФ могут быть субъекты РФ, города, районы и агломерации муниципальных районов.

Применение этой модели будет эффективно для комплексного устойчивого развития сельских территорий с возрождением местных производств и органического сельского хозяйства.

На кластерной территории первоначально инвентаризируются местные ресурсы (трудовые, природные, земельные, инженерные, здания, сооружения, транспорт, технику и другие), а на основе этого создается производственно-экономическая часть модели для хозяйственной деятельности на кластерной территории с учетом потребностей в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также отдельных видов юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, которая определяет, что может производиться, в каком количестве, для каких заказчиков и в какой временной период, формируя потенциальные плановые задания для местных производителей.

Организационно на кластерной территории все субъекты МСП и АПК, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане, как производители, объединяются профсоюзом МСП в единый субъект коллективной хозяйственной деятельности, а именно в территориальное кластерное объединение (ТКО МСП), как вертикально интегрированный холдинг для производства местной продукции и услуг, включая натуральные продукты питания. Мониторинг и общественный контроль этой деятельности осуществляется территориальной организацией профсоюза МСП в партнерстве с другими профсоюзами, НКО и органами власти.

Все промежуточные производственные звенья передают свою продукцию ТКО МСП по технологической стоимости, включающей заработную плату работников и плановую рентабельность, а ТКО МСП реализует эту продукцию с необходимой добавленной стоимостью для обеспечения плановой прибыли от конечного продукта с учетом интересов всех участников процесса путем перераспределения по всему холдингу. При этом низкая рентабельность одних производств будет компенсироваться за счет синергии с другими, т.к. на конце цепочки будет качественный продукт с высокой добавленной стоимостью. Эта добавленная стоимость является обобществленной добавленной стоимостью, принадлежащей всем участникам процесса, и будет идти на снижение себестоимости продукции, капитальные инвестиции, бесплатные общественные блага (медицина, образование, развитие человека, спорт, культура, компенсации на отдых, оздоровление и повышение долголетия), иначе говоря, именно на борьбу с бедностью и повышение благосостояния семей работников. Рентабельность деятельности всех промежуточных производственных звеньев должна быть близка к нулю в разумных пределах и не должно быть паразитарных интересов ни в системе управления, ни в цепочке добавленной стоимости.

Экономическая система на кластерной территории вертикально интегрирована, настроена в интересах человека (трудящегося), общества (населения), государства и должна работать по принципу «точно вовремя». Это система, в которой доминирует социальный (обобществленный и принадлежащий всем участникам ТКО МСП) капитал, нацеленный на минимизацию социальных издержек, устранение безработицы, анархии цен и достижение того, чтобы успех каждого приумножал общий успех, который в свою очередь обеспечивал бы успех каждого. Это система с сочетанием прямых и косвенных методов регулирования и управления, причем на первом месте должны стоять прямые, планово-целевые и планово-нормативные с созданием условий для участия в этом процессе всех трудящихся соответственно возрасту, компетенциям и здоровью.

ТКО МСП производит продукцию, которая с добавленной стоимостью становиться товаром или услугой и продаются (реализуется) вне ТКО МСП, а на эту сумму проданных товаров и услуг приобретаются вне ТКО МСП нужные товары, услуги для ТКО МСП и семей участников.

Торговля товарами и услугами, которые производятся и продаются участникам ТКО МСП осуществляется по технологическим ценам с добавленной стоимостью необходимой для покрытия текущих затрат предприятий торговли, включая заработную плату их работников.

Система оплаты и производительности труда в ТКО МСП строится на почасовой основе, с привязкой к почасовым ставкам величины прожиточного минимума, пенсий, стипендий, социальных пособий и выплат; почасовая система позволит увязать заработную плату с результатами и производительностью труда, стимулируя работников на его эффективность через снижение себестоимости продукции. Для обеспечения качества продукции в ТКО МСП будет стандартизация производственных мощностей, продуктов и технологий, начиная с товаров потребительского спроса, в том числе пищевых и продовольственных на основе системы аналогично советским ГОСТам на продовольственные и другие потребительские товары.

Экономическую систему ТКО МСП можно считать территориально-кластерной экономикой, целью которой является увеличение благосостояния работников, повышение покупательной способности и обеспечение их семей всем необходимым, а также снижение себестоимости продукции. Основные средства производства обобществлены и являются общей собственностью всех участников процесса, поэтому каждый участник ТКО МСП от эффективности экономики ТКО МСП получает свою долю в форме социальных благ или денег.

ТКО МСП с учетом ситуации на рынке формирует по согласованию с потребителями (заказчиками) плановое задание на производство - план выпускаемой продукции с рядом целевых показателей, объемом и ценами для внутреннего и внешнего рынков ТКО МСП, определяемыми на основе договоров с заказчиками. Технологическая стоимость продукции определяется по предложениям производителей с учетом покрытия их затрат, плановой рентабельности и заработной платы работникам, которая должна быть достаточной для жизни.

Производители являются экономически самостоятельными субъектами, могут производить продукцию сверх плановых заданий и реализовывать её самостоятельно по рыночным ценам, но обязаны соблюдать стандарты качества, работать в «белую», обеспечивать необходимую охрану труда и достойно оплачивать труд работников, создать на своей базе первичную профсоюзную организацию и заключить коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения, так как профсоюз в этом случае является обязательным элементом производственного процесса.

Финансовая поддержка от заказчиков для производства продукции должна оказываться целевым образом ТКО МСП на основе беспроцентных займов (авансов) по установленным правилам под производство плановых объемов качественной продукции с учетом технологии, а продукция, в соответствии с плановым заданием, должна приобретаться заказчиками по ценам, установленным в договорах с учетом произведенных авансовых платежей, и обеспечивающим плановую рентабельность производителей в рамках ТКО МСП, как вертикально интегрированного холдинга.

Для субъектов МСП существующая практика льготных кредитов под производственные нужды не целесообразна и неэффективна, так как при отсутствии гарантированного сбыта произведенной продукции по адекватным ценам это обрекает производителя на большие риски и зависимость от третьей стороны (кредитора) который не является участником производственного процесса. Для крупного бизнеса кредитование посильный процесс, но для микро и малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и самозанятых это вредный процесс, который сдерживает производство и развитие, необходимо именно целевое авансирование под продукцию.

ТКО МСП совместно с профсоюзами ведет учет и следит за качеством выпускаемой продукции, товаров и услуг, обеспечивает их сбыт, а также предоставляет беспроцентные займы (авансы), материалы и оборудование для производства, которые предоставляются производителям целевым образом по установленным правилам под производство плановых объемов качественной продукции (товаров и услуг), за счет дохода и авансов по договорам от заказчиков продукции.

Структура ТКО МСП определяется с учетом местных особенностей, мер государственной поддержки, ресурсов территории, возможностей Профсоюзов, НКО и заинтересованных лиц по привлечению инвестиций и человеческого капитала для обеспечения баланса интересов, эффективного развития территорий и повышения качества жизни семей работников.

Главным инфраструктурным элементом ТКО МСП является Центр для управления (ЦУП), который выполняет следующие функции:

1. Анализ местных ресурсов на кластерной территории для развития производств, подготовка социально-экономического плана её развития на 5,10,15 лет и планов создания новых предприятий и рабочих мест с организацией их рекламы и деятельности на основе местных и привлеченных ресурсов в партнерстве с заинтересованными лицами.

2. Взаимодействие с местными субъектами МСП и АПК по их привлечению в состав ТКО МСП и развитию с использованием региональной и федеральной инфраструктуры поддержки, ресурсов и возможностей профсоюзов МСП и заинтересованных лиц.

3. Подготовка и организация реализации инвестиционных предложений по развитию местных производств с привлечением частных и корпоративных инвесторов.

4. Популяризация предпринимательства, производственной (сельскохозяйственной) деятельности, самозанятости и профессиональная ориентация с учетом потенциального планового социально-экономического развития территории и ТКО МСП с созданием новых рабочих мест для местного населения и приглашаемых специалистов из городов для жизни и работы.

5. Организация подготовки кадров и повышения квалификации с использованием дистанционной формы обучения, практик и стажировок во взаимодействии с организациями профессионального образования и профсоюзами.

6. Наставничество, коучинг, менторство, консалтинг для местных производителей с привлечением опытных специалистов практиков по видам деятельности.

7. Организация в рамках профсоюзных программ сбыта, переработки и хранения продукции местных производителей с использованием потребительской кооперации и профсоюзной системы взаимовыгодного взаимодействия.

8. Организация создания и координация деятельности ТКО МСП, как объединения существующих и вновь создаваемых субъектов хозяйственной деятельности, развития кооперации, привлечения необходимых ресурсов и инвестиций, производства и сбыта продукции, подготовки кадров и обеспечения поддержки участников ТКО МСП.

9. Организация создания и развития на кластерной территории оптово-распределительных центров ТКО МСП по закупке, переработке, хранению и сбыту производимой продукции.

10. Организация создания и деятельности информационно-демонстрационного комплекса с торговыми и выставочными павильонами продукции ТКО МСП.

Инвестиционные проекты на кластерной территории будут создаваться в рамках государственно (муниципально) - частного партнерства, опираясь на меры государственной поддержки в различных сферах деятельности.

Автор: Филатов С.И., председатель Общероссийского объединения профсоюзов «Единение»

Филатов Сергей Иванович
Филатов Сергей Иванович
Филатов Сергей Иванович

Официальный сайт съезда: http://dve100.com/vserossijskij-s-ezd-narodnyh-delegatov

Контакты Организационного Комитета Съезда:

edinenie2015@yandex.ru, +7 915 996 9345; +7 911 770 0158

Вести Единения - 32. Совершенствование предпринимательского дела в России