Вести Единения - 40. Комплексное развитие сельских территорий и малых городов

Вести Единения - 40. Комплексное развитие сельских территорий и малых городов

Комплексное развитие сельских территорий и малых городов как «ЭКОполисов» с высоким социально-экономическим стандартом жизни населения и отсутствием безработицы

Народная модель комплексного развития сельских территорий и малых городов «ЭКОполис на примере двух территориальных пилотных площадок, а именно:

- Площадка №1: территория Брейтовского, Мышкинского, Некоузского районов Ярославской области «ЭКОполис «Новая Молога»;

- Площадка № 2: территория Республики Абхазия «ЭКОполис «АБХАЗИЯ» с развитием местных производств и созданием территориальных центров комплексного развития, духовно-нравственного возрождения и патриотизма на основе проектно-планового кластерного подхода с целевым поэтапным авансовым финансированием предприятий на производство продукции для государственных и муниципальных нужд и компаний с государственным участием.

Каждый Человек от рождения наделён способностями и талантом, их необходимо выявить и реализовать в труде и общественной деятельности, что обеспечит благополучие Человека.

Необходимо, чтобы каждый человек в процессе своей жизни работал соответственно своему таланту и здоровью, становясь профессионалом, а помогать ему в этом должны профессиональные союзы и их объединения, которые в системе управления страной должны представлять интересы и защищать права каждого трудящегося и профессионального сообщества.

Россия имеет большую территорию, 153125 сельских населенных пунктов и 1117 городов из которых 800 имеют население не более 50000 человек. Во всех малых городах и сельских населенных пунктах должна быть работа и комфортные условия, чтобы там жили люди.

В настоящее время в малых городах и сельских поселениях нет достаточного количества рабочих мест и хороших бытовых условий, поэтому молодежь и трудоспособное население уезжает из них в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города. Поэтому территория России пустеет, зарастает мелколесьем и сорняками.

В современных социально-экономических условиях наш творческий и работоспособный многонациональный народ может реализовать свои конституционные права, укорениться на земле, изменить жизнь к лучшему на сельских территориях и в малых городах, развивая самозанятость, малое и среднее предпринимательство (МСП) в партнерстве с государством, объединившись в профессиональные союзы МСП и создав на их основе центр народной силы, как многочисленное сообщество профессионалов и созидателей, радеющих за благополучную жизнь на селе и в малых городах, объединяющих свою энергию и действия в интересах человека, общества государства.

Этот процесс должен быть эволюционным от идеи к её пилотной реализации, обобщению результатов и уточнению модели, апробации её на нескольких территориях и подготовки законодательных инициатив, норм и правил для нормативного применения на территории РФ.

На заседании Экспертного совета Программы развития гражданского общества «От способностей Человека к эффективной экономике», который состоялся в Государственной Думе 12 декабря 2019 был рассмотрен, одобрен и рекомендован для доработки и реализации целевой проект «ЭКОполис «Новая Молога», направленный на социально-экономическое развитие Некоузского, Мышкинского и Брейтовского районов Ярославской области, который является модельным по развитию сельских территорий и малых городов субъектов РФ с повышением качества жизни и благосостояния населения, производства местной продукции, духовно-нравственного возрождения и воспитания гражданина - патриота - творца - созидателя социального государства на основе народного потенциала, историко-культурного наследия, природных особенностей и привлечения дополнительного населения из больших городов и наших соотечественников из зарубежных стран для жизни и работы на земле по Программам развития «Укоренение народа на земле» и «От способностей Человека к эффективной экономике».

Реализации целевого проекта планируется на пилотных площадках, как модельных для опережающего развития сельских территорий и малых городов с повышением в них качества жизни и благосостояния населения, улучшения экологии, увеличения производства местной продукции, духовно-нравственного возрождения и воспитания гражданина - патриота - творца - созидателя социального государства на основе, историко-культурного наследия, народного потенциала, местных особенностей, привлечения дополнительного населения из больших городов и российских соотечественников из зарубежных стран в рамках реализации Национальных проектов и Государственных программ РФ, в том числе ГК «Комплексное развитие сельских территорий» с государственно-частным и муниципально-частным партнерством.

В России много сельских территорий и малых городов, все они имеют историко-культурную ценность, и развивать их надо именно в формате ЭКОполисов, которые гармонизируют природопользование на всей территории, повышают биоразнообразие, развивают органическое сельское хозяйство, самозанятость, ремесленничество, малое и среднее предпринимательство, реализуют эффективные локальные системы обращения с отходами производства и потребления.

Сельские территории основа для производства натуральных продуктов питания, а малые города основа для местных перерабатывающих производств и предприятий товаров народного потребления с местным и национально-культурным колоритом и традициями.

Малый бизнес в силу своей специфики охватывает все сферы экономики, взаимодействует с каждым гражданином страны и в основном социально ориентирован. Из малого предприятия может вырасти среднее и большое, если к этой сфере экономики применить проектно-плановый кластерный подход для её развития по новой производственной организационно-экономической модели хозяйственной деятельности в сфере МСП на основании закона вертикальной интеграции в интересах человека, общества, государства. Это позволит быстро решить актуальные задачи развития сельских территорий и малых городов страны, в том числе реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, которые нельзя решить с помощью конкуренции за заказы и потребителя, конкурсов, аукционов, действующей финансовой политики.

Для эффективного развития МСП, малых форм АПК и самозанятости на сельских территориях в формате ЭКОполисов этот подход может быть реализован на основе совершенствования законодательства, оптимизации налогообложения (налоги должны быть такими, чтобы субъект МСП мог развиваться без кредитов, достойно оплачивая труд работников), норм и правил ведения хозяйственной деятельности, разработки и апробирования разработанной новой модели с учетом мнений предпринимательского сообщества и работников этой сферы.

Общие положения народной модели развития малых городов и сельских поселений

Для эффективного развития экономики, предпринимательства и благосостояния населения в сельских территориях и малых городах предлагается применить проектно-плановый кластерный подход и на основе местных условий, оптимизации налогообложения, норм и правил ведения хозяйственной деятельности, разработать и апробировать производственную организационно-экономическую модель для комплексного социально-экономического устойчивого развития с реализацией народного потенциала, возрождением местных производств, повышением качества жизни и доходов населения, улучшением экологии и биологического разнообразия.

Целевым проектом предлагается развивать сельскую территорию и малый город по организационно-экономической модели, как территорию особого типа - ЭКОполис:

- с благоустроенным бытом для населения и особым укладом жизни в гармонии с природой, формирующим гражданина - патриота - творца - созидателя своей страны на основе развития и реализации его способностей и таланта в работе и общественной деятельности;

- с вертикально интегрированной экономикой, органическим сельским хозяйством и производством местных натуральных продуктов питания, товаров и услуг для населения, государства, крупных предприятий и корпораций на основе долгосрочных договоров.

ЭКОполис - это территория где производится продукция для населения и потребностей страны, организационно-экономическая система которого обеспечивает благополучие населения на основе реализации способностей и талантов в работе (труде) и общественной деятельности.

Приоритетная сфера экономики ЭКОполиса – это самозанятость, ремесленничество, малое и среднее предпринимательство, охватывающее все сферы деятельности, взаимодействующее с каждым гражданином и обеспечивающее удовлетворение потребностей человека в качественной жизни на основе местного производства продукции, товаров и услуг.

Главный капитал и ресурс ЭКОполиса - это сам человек и многодетная семья, как трудовой союз, формирующий в любви человека созидателя-творца и являющийся основой приумножения человеческого капитала для эффективного гражданского общества и развития экономики.

Житель ЭКОполиса - это человек, который осознает, что он от рождения наделен способностями и талантом, которые необходимо выявить и реализовать, что обеспечит его счастье и благополучие в процессе жизни, а человек, реализующий свой потенциал в профессии и жизни, есть основа эффективного общества и социального государства.

Создание ЭКОполиса при поддержке государства и заинтересованных лиц будет осуществляется его населением на основе базисных ценностей и нравственных принципов, проектно-планового подхода, учета всех ресурсов и произведенной продукции для обеспечения благополучия населения и экспорта достижений.

ЭКОполис - это место для укоренения народа на земле, в том числе:

- для реализации таланта, духовно-нравственного, физического развития и качественной жизни в гармонии с природой для многодетных семей, пенсионеров, молодых специалистов, ремесленников, фрилансеров, художников, литераторов, а также территория для практико-ориентированной подготовки кадров, практик и стажировок.

- для реализации Программы развития гражданского общества «От способностей Человека к эффективной экономике» и Программы развития «Укоренение народа на земле» как комплекса действий просвещения, воспитания, обучения и работы человека-гражданина, как патриота, творца и созидателя социального государства.

- для эффективной занятости населения и отсутствия безработицы, развития местных производств, практико-ориентированной подготовки кадров, практики и стажировки выпускников учебных заведений профессионального образования, стартапов инноваций и формирования кадрового резерва для крупного бизнеса, государства, предприятий и корпораций с госучастием.

Особая роль в строительстве и организации жизни ЭКОполисов отводится профсоюзам, как организаторам процесса, концентраторам и выразителям воли трудящихся (работников), защитникам их прав и интересов, общественных контролеров за соблюдением социальной справедливости и баланса интересов, создателям инновационной модели деятельности профсоюзов, консолидирующей общество на созидание в труде, и формирователей на территориях ЭКОполисов эффективного гражданского общества, созидательных трудовых коллективов и кадрового резерва для народного хозяйства и государственной службы.

Описание народной модели комплексного развития

сельских территорий и малых городов «ЭКОполис»

(далее Народная модель)

Идея Народной модели заключается в том, что на основе проектно-планового кластерного подхода, хозяйственная деятельность на территории ЭКОполиса строиться на основании закона вертикальной интеграции и осуществляется как единый социально-экономический комплекс действий для достижения плановых целевых показателей с использованием местных и привлеченных ресурсов, а профсоюзы (по закону), становятся участником производственного процесса и партнером для работодателя по формированию эффективного коллектива с высокой производительностью и качеством труда, а для государства партнером по развитию сельских территорий, воспитанию социально-ответственного патриотичного гражданина, обеспечению работы «в белую» и контролю за использованием средств государственной поддержки.

Народная модель вариабельна и представляет собой единый комплекс, состоящий из двух взаимосвязанных друг с другом частей (организационной и экономической), учитывает местные природные особенности территорий, интегрирует государственную поддержку с местными ресурсами, возможностями профсоюзов, НКО и заинтересованных лиц по привлечению инвестиций и человеческого капитала в сельские территории и малые города с обеспечением баланса интересов, предполагает совершенствование законов, норм, правил и налогов в сфере сельскохозяйственного производства, малого и среднего предпринимательства.

В этом процессе государство и крупный бизнес должны быть основными стратегическими заказчиками продукции, а субъекты малого бизнеса производителями и поставщиками этой продукции на договорной авансовой основе в соответствии с планами и критериями качества, так как население и свободный рынок, основанный на конкуренции и кредитах без гарантий сбыта продукции не могут быть по объективным причинам таковыми заказчиками.

В настоящее время государство выделяет большие средства на развитие МСП, а также комплексное развитие сельских территорий и малых городов, которые расходуются по установленным правилам, но, не смотря на это, массового развития МСП не наблюдается, так как эти меры поддержки действуют локально, не меняя подходов, норм, правил и сложившейся системы выделения ресурсов для производства (кредиты) и сбыта продукции (торги, аукционы), основанной на конкуренции с большими производителями и торговыми сетями, которую по объективным причинам малые субъекты экономики проигрывают, и всегда будут проигрывать.

Первоначально на территории ЭКОполиса инвентаризируются местные ресурсы (трудовые, природные, земельные, инженерные, здания, сооружения, транспорт, техника и другие), а на основе этого создается производственно-экономическая часть модели для хозяйственной деятельности на территории ЭКОполиса с учетом потребностей субъекта РФ в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также отдельных видов юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, которая определяет, что может производиться, в каком количестве, для каких заказчиков и в какой временной период, формируя потенциальные плановые задания для местных производителей.

Организационно на территории ЭКОполиса все субъекты МСП и АПК, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане, как производители, объединяются профсоюзом МСП в единый субъект коллективной хозяйственной деятельности, а именно в территориальное кластерное объединение (ТКО МСП), как вертикально интегрированный холдинг для производства местной продукции и услуг, включая натуральные продукты питания. Мониторинг и общественный контроль этой деятельности осуществляется территориальной организацией профсоюза МСП в партнерстве с другими профсоюзами, НКО и органами власти территории.

Все промежуточные производственные звенья передают свою продукцию ТКО МСП по технологической стоимости, включающей заработную плату работников и плановую рентабельность, а ТКО МСП реализует эту продукцию с необходимой добавленной стоимостью для обеспечения плановой прибыли от конечного продукта с учетом интересов всех участников процесса путем перераспределения по всему холдингу. При этом низкая рентабельность одних производств будет компенсироваться за счет синергии с другими, т.к. на конце цепочки будет качественный продукт с высокой добавленной стоимостью. Эта добавленная стоимость является обобществленной добавленной стоимостью, принадлежащей всем участникам процесса, и будет идти на снижение себестоимости продукции, капитальные инвестиции, бесплатные общественные блага (медицина, образование, спорт, культура, компенсации на отдых, оздоровление и повышение долголетия), иначе говоря, именно на борьбу с бедностью и повышение благосостояния семей работников.

Экономическая система в ЭКОполисе вертикально интегрирована, настроена в интересах человека (трудящегося), общества (населения), государства и должна работать по принципу «вовремя и качественно». Это система, в которой доминирует социальный (обобществленный и принадлежащий всем жителям ЭКОполиса) капитал, нацеленный на минимизацию социальных издержек, устранение безработицы, анархии цен и достижение того, чтобы успех каждого приумножал общий успех, который в свою очередь обеспечивал бы успех каждого. Это система с сочетанием прямых и косвенных методов регулирования и управления с созданием условий для участия в этом процессе всего населения соответственно возрасту, компетенциям и здоровью.

ЭКОполис производит продукцию, которая с добавленной стоимостью становиться товаром или услугой и продаются вне ЭКОполиса, а на эту сумму проданных товаров и услуг приобретаются вне ЭКОполиса нужные для его развития и населения товары и услуги.

Торговля товарами и услугами, которые производятся и продаются внутри ЭКОполиса для его жителей осуществляется по технологическим ценам с добавленной стоимостью необходимой для покрытия текущих затрат предприятий торговли, включая заработную плату их работников.

Система оплаты и производительности труда в ЭКОполисе строится на почасовой основе, с привязкой к почасовым ставкам величины прожиточного минимума, пенсий, стипендий, социальных пособий и выплат. Почасовая система позволит увязать заработную плату с результатами и производительностью труда, стимулируя работников на его эффективность через снижение себестоимости продукции, при сохранении качества (применил инновации и произвел качественную продукцию - заработал больше). Для обеспечения качества продукции в ЭКОполисе будет стандартизация производственных мощностей, продуктов и технологий, начиная с товаров потребительского спроса, в том числе пищевых и продовольственных на основе системы аналогично советским ГОСТам на продовольственные и другие потребительские товары.

Экономическую систему ЭКОполиса можно считать территориально-кластерной народной экономикой, целью которой является увеличение благосостояния населения и работников, повышение покупательной способности и обеспечение их семей всем необходимым, а также снижение себестоимости продукции. Основные средства производства обобществлены и являются общей собственностью всех участников процесса, поэтому каждый житель ЭКОполиса от эффективности экономики на его территории получает свою долю социальных благ или денег.

ТКО МСП с учетом ситуации на рынке формирует по согласованию с потребителями (заказчиками) плановое задание на производство - план выпускаемой продукции с рядом целевых показателей, объемом и ценами для внутреннего и внешнего рынков ЭКОполиса, определяемыми на основе договоров с заказчиками. Технологическая стоимость продукции определяется по предложениям производителей с учетом покрытия их затрат, плановой рентабельности и заработной платы работникам, которая должна быть достаточной для качественной жизни.

Производители являются экономически самостоятельными субъектами, могут производить продукцию сверх плановых заданий и реализовывать её самостоятельно по рыночным ценам, но обязаны соблюдать стандарты качества, работать в «белую», обеспечивать необходимую охрану труда и достойно оплачивать труд работников, создать на своей базе первичную профсоюзную организацию и заключить коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения, так как профсоюз в этом случае является обязательным элементом производственного процесса.

Финансовая поддержка от заказчиков для производства продукции должна оказываться на договорной основе целевым образом ТКО МСП на основе беспроцентных займов (авансов) по установленным правилам под производство плановых объемов качественной продукции с учетом технологии, а продукция субъектов МСП, в соответствии с плановым заданием, должна приобретаться заказчиками по ценам, установленным в договорах с учетом авансовых платежей, и обеспечивающим плановую рентабельность производителей в рамках ТКО МСП, как вертикально интегрированного холдинга. Для субъектов МСП существующая практика льготных банковских кредитов не целесообразна и неэффективна, так как при отсутствии гарантированного сбыта произведенной продукции по адекватным ценам это обрекает производителя на большие риски и зависимость от третьей стороны (кредитора - банка) который не является участником производства, но хочет заработать на производителе и получить максимальную прибыль.

ТКО МСП совместно с профсоюзами ведет учет и следит за качеством выпускаемой продукции, товаров и услуг, обеспечивает их сбыт, а также предоставляет беспроцентные займы (авансы), материалы и оборудование для производства, которые предоставляются производителям целевым образом по установленным правилам под производство плановых объемов качественной продукции (товаров и услуг) и получаются ТКО МСП от заказчиков продукции на эти цели.

Структура ТКО МСП определяется с учетом местных особенностей, мер государственной поддержки, ресурсов территории, возможностей профсоюзов МСП, НКО и заинтересованных лиц по привлечению инвестиций и человеческого капитала с обеспечением баланса интересов для эффективного развития территорий и повышения качества жизни населения.

Главным инфраструктурным элементом ТКО МСП является Центр для управления проектом (ЦУП), который выполняет следующие функции:

1. Анализ местных ресурсов для развития производств и подготовка социально-экономического плана развития ЭКОполиса на 5,10,15 лет, а также планов создания новых предприятий и рабочих мест с организацией их рекламы и деятельности на основе местных и привлеченных ресурсов в партнерстве с заинтересованными лицами.

2. Взаимодействие с местными субъектами МСП, АПК, ИП, КФК, ремесленниками, самозанятыми по привлечению их для собственного развития в состав ТКО МСП.

3. Подготовка и организация реализации инвестиционных предложений по развитию местных производств с привлечением частных и корпоративных инвесторов.

4. Популяризация предпринимательства, самозанятости населения, производственной и сельскохозяйственной деятельности, а также профессиональная ориентация с учетом потенциального планового социально-экономического развития ЭКОполиса с созданием новых рабочих мест для населения и приглашаемых специалистов из городов для жизни и работы.

5. Организация подготовки кадров и повышения квалификации с использованием дистанционной формы обучения, практик и стажировок во взаимодействии с организациями профессионального образования, профсоюзами и наставниками.

6. Наставничество, коучинг, менторство, консалтинг для местных производителей с привлечением опытных специалистов практиков по видам деятельности.

7. Организация в рамках профсоюзных программ сбыта, переработки и хранения продукции местных производителей с использованием потребительской кооперации и профсоюзной системы взаимовыгодного взаимодействия.

8. Организация создания и координация деятельности ТКО МСП, как объединения существующих и вновь создаваемых субъектов хозяйственной деятельности, развития кооперации, привлечения необходимых ресурсов и инвестиций, производства и сбыта продукции, подготовки кадров и обеспечения поддержки участников ТКО МСП.

9. Организация создания и развития на территории ЭКОполиса оптово-распределительных центров ТКО МСП по закупке, переработке, хранению и сбыту производимой продукции.

10. Организация создания и деятельности информационно-демонстрационного комплекса ЭКОполиса с торговыми и выставочными павильонами, а также инфраструктурой гостеприимства.

Инвестиционные проекты на территории ЭКОполиса создаются в рамках государственно и муниципально - частного партнерства, опираясь на меры государственной поддержки в различных сферах деятельности, в том числе:

- промышленности на основе местных ресурсов, включая легкую промышленность для импортозамещения и экспортной деятельности;

- органического сельскохозяйственного производства, которое эффективно на территории ЭКОполиса по современным технологиям с переработкой, хранением и сбытом;

- ремесленничества и ярмарочной деятельности;

- транспорта, логистики, сервиса техники, машин и механизмов;

- гостеприимства и экскурсионной деятельности;

- бытовых услуг и создания комфортной среды обитания;

- оздоровления и повышения активного долголетия;

- практико-ориентированной подготовки кадров;

- экологии и создании эффективной системы обращения с отходами;

- формирования патриотичного созидательного гражданского общества.

Автор: Филатов С.И., председатель Общероссийского объединения профсоюзов «Единение»

Филатов Сергей Иванович
Филатов Сергей Иванович
Филатов Сергей Иванович

Официальный сайт съезда: http://dve100.com/vserossijskij-s-ezd-narodnyh-delegatov

Контакты Организационного Комитета Съезда:

edinenie2015@yandex.ru, +7 915 996 9345; +7 911 770 0158

Вести Единения - 40. Комплексное развитие сельских территорий и малых городов