Вести Единения -8. Развитие человеческого капитала в инновационной экономике

<100 full reads
218 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 10% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Вести Единения -8. Развитие человеческого капитала в инновационной экономике

Человеческий капитал, под которым принято понимать совокупность знаний, навыков и умений, использующихся для удовлетворения потребностей человека и общества в целом, является основой любой компании, которая способствует ее стратегическому развитию. С помощью него компания выстраивает и реализует большинство своих бизнес- процессов. Вне зависимости от стадии развития, в которой находится компания, прилагаются значительные усилия для развития человеческого капитала организации.

Современные компании решают проблему развития человеческого капитала разными способами. Некоторые компании создают специальные подразделения, которые обучают сотрудников самостоятельно, организуют повышение их квалификации в сторонних организациях, другие разрабатывают системы менторов и наставников, а где-то это функция остается в ведении дирекции по персоналу [14]. Управление человеческим капиталом компании направленно на максимизацию производительности труда путем развития навыков сотрудников. Эффективность управления человеческим капиталом отражается на позиции компании на рынке, ее развитие и достижению лидерства среди конкурентов.

Существует множество примеров компаний-лидеров, известных своим уникальным подходом к человеческому капиталу, например, компания Яндекс и Mars. На формирование человеческого капитала оказывают влияние такие факторы как уровень образования, здоровье индивида, культурные особенности и внешняя среда. Управление человеческими ресурсами может быть приемлемым для определенного периода времени и условий, но изменение условий внешней конкуренции, стремительные экономические перемены и новые технологии требуют перехода к управлению человеческим капиталом.

Сегодня общество развивается так быстро, как никогда ранее. И все большее внимание в экономике уделяется модернизации и развитию материально-технической базы, внедрению инноваций в производство, а также усложнению трудовых процессов. В связи со всем этим важность человеческого капитала, набирает огромный вес в экономике, как связующее звено, проходящее через все этапы производства. Становясь фактором, который обеспечивает эффективное функционирование всей экономической системы. Во времена рыночной экономики, когда большинство компаний и стран вынуждены конкурировать между собой именно человеческий капитал становиться основным конкурентным преимуществом. Поскольку именно он является источником тех самых инноваций, которые дают конкурентное преимущество в той или иной отрасли [8-13]. Именно поэтому компании и страны заинтересованы в развитии творческого и интеллектуального потенциала личности, путем инвестирования в человеческий капитал.

Необходимо определить, что же считать инновацией. Есть множество подходов к этому понятию, но все они так или иначе приводят нас к следующей формулировки. Инновации это – знания, в результате применения которых формируется устойчивая добавочная стоимость. Таким образом, инновационная деятельность — это поиск и внедрение инноваций в производственный процесс.

Сама инновационная экономика в отличии от традиционной представляет из себя новый тип взаимоотношений между субъектами в процессе производства. Основой такого типа является развитие производительных сил субъекта экономики, то есть человека. Главным ресурсом выступает человеческий капитал творческого человека за счет создания и применения новых знаний, этапы развития экономики нового и новейшего времени представлены в приложении А. Для перехода к инновационной экономики должны быть подходящие условия, которые позволят в наибольшей мере задействовать человеческий капитал каждого члена общества. К сожалению, на практики такие условия не всегда реализуемы, примерами тому могут быть люди, идущие работать не по специальности, которую осваивали. Активный переход к инновационной экономике и её обсуждение начались после второй мировой войны.

В основе инновационной экономики принято выделять 3 составляющих: кросс- институциональные связи, знания и навыки, и внешнюю среду с которой взаимодействуют специалисты по инновациям.

Человеческий капитал является одной из фундаментальных составляющих инновационной экономики [3]. Сегодня большинство исследователей человеческого капитала сходятся во мнении, что процесс создания человеческого капитала представляет собой создание производительных способностей человека, за счет своевременных инвестиций. Инвестиции в данном вопросе рассматриваются, как действия направленные на повышение квалификации, развитии способностей и увеличение производительности труда субъекта. Этим обуславливается необходимость компаниям вкладывать ресурсы в своих сотрудников, которые впоследствии и формируют эту компанию. Инвестиции могут быть временными, трудовыми и финансовыми. Наиболее интересны последние, так как они проще поддаются измерению, и именно здесь присутствует возможность выражения возврата инвестиций в денежном эквиваленте [2].

Человеческий капитал является главным постулатом Стратегии социально- экономического развития Российской Федерации до 2030 года [5-6]. Его формирование должно производиться через достижение высокого качества жизни в целом и в частности на микроуровне – путем создания комфортных и безопасных условий труда, высокооплачиваемой занятости, возможности самореализации. Основная задача заключается в стимулировании спроса на инновации и, как следствие, на человеческий капитал.

Качество человеческого капитала ощутимо зависит от уровня образования его носителя [1]. Сегодня явно прослеживается тренд образования на протяжении всей жизни. Кембриджский словарь определяет понятие «lifelong learning», как процесс получение знаний и навыков, которые зачастую способствуют улучшению трудовой деятельности. Сегодня человеку жизненно необходимо постоянно совершенствовать свои навыки и получать новые знания, чтобы не отставать от научно-технического прогресса [7].

Необходимость повышения уровня образования обусловлена изменением условий труда в связи с применением новых технологий и возможностями широкого использования информационно-коммуникационных систем.

Многочисленные исследования последних двух десятилетий показывают, что успеха в современном мире добиваются те города и регионы где достигнут высокий уровень человеческого капитала, и где он накапливается. Величина этой суммы имеет огромное влияние на экономический рост и результаты экономического развития.

В России существует стратегия инновационного развития до 2030 года, она входит в концепцию долгосрочного социально-экономического развития в РФ до 2030 года, и является одним из оснований обеспечивающих достижения целей долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года.

В рамках Стратегии инновационного развития России до 2020 года и Стратегии инновационного развития России до 2030 года важнейшим понятием становится понятие человеческого капитала. Важнейшие отрасли инновационной экономики ориентированы именно на развитие человеческого капитала, в областях медицины, образования, информационных технологий, новых медиа и фундаментальной науки. Предлагается увеличение финансирования областей, способствующих развитию человеческого капитала на 4% ВВП. Поступление этих средств планируется распределить на:

- совершенствования существующей системы рынка труда,

- финансирование профессионального образования, а также

- улучшение системы охраны здоровья,

- сокращение социального неравенства и

- преодоление бедности.

Все эти мероприятия включены в стратегию и должны привести к росту человеческого капитала на территории Российской федерации.

На сегодняшний день цели, определенные в программе, были достигнуты лишь частично, а сама программа в целом неоднократно критиковалась ведущими экономистами страны. Но можно выделить сферы и направления, которые реально поспособствуют развитию человеческого капитала.

1) Улучшение демографической ситуации путем повышения эффективности системы здравоохранения, выделению большей доли ВВП на эту сферу. Создания программ мотивации на ведение здорового образа жизни. Поскольку здоровье человека является его естественным капиталом на протяжении всей жизни и подвержено износу, что влечет за собой затраты на восстановление, превентивные меры в этой области поспособствовали бы более быстрому росту других сфер.

2) Улучшение качества образования на всех этапах. Поскольку именно инвестиции в образование способствуют росту и развитию человеческого капитала, на протяжении всей жизни. Именно образование формирует квалифицированных специалистов, оказывающих влияние на инновационное развитие страны.

3) Повышение эффективности систем оплаты труда, пенсионного и социального страхования. Мотивация к занятию умственным творческим трудом, эффективное управление человеческими ресурсами, организация качественной инфраструктуры для труда и отдыха. Все эти действия направленны на раскрытие и развитие человеческого потенциала, от которого зависит развитие страны.

В итоге можно сказать, что достижение стратегических целей России в области инновационного развития напрямую зависит от качества человеческого капитала внутри страны. И главной целью должно стать создание условий, в которых будет развиваться человеческий капитал.

Факторы, влияющие на развитие человеческого капитала

Основным фактором, оказывающим влияние на развитие человеческого капитала, являются инвестиции в этот вид капитала. Именно инвестиции связывают классическое понятие капитала и человеческий капитал между собой. Под инвестициями в человеческий капитал мы понимаем действия направленные на повышение производительности труда работника, например, повышение квалификации или обучение. Как и другие виды капитала человеческий капитал способен генерировать доход, выгоду от которого получает носитель человеческого капитала. Начальным или стартовым человеческим капиталом принято считать личные качества человека, доставшиеся ему от природы, здоровье, предрасположенность к какой-либо деятельности и другие. Инвестиции в человеческий капитал должны быть достаточными для раскрытия человеческого потенциала, что в свою очередь даст толчок в развитии экономики предприятия и страны в целом.

Выделяют три наиболее важных направления инвестиций в человеческий капитал:

1. образование, включая освоение профессиональных навыков;

2. медицина и здравоохранение и

3. социальная мобильность, возможность смены места работы и локации.

Эти три направления взаимодействия между собой, образуют систему, формирующую человеческий капитал.

Принято считать, что человеческий капитал формируется после получения профессионального образования работником, поскольку, здоровье, начальное образование и доходы лишь создают предпосылки к формированию человеческого капитала, но не формируют его. Рассматривая человеческий капитал как систему, мы приходим к выводу, что человеческий капитал является, аккумулированным капиталом, выраженным совокупностью факторов.

Особую роль в данной модели играет система профессиональной подготовки и переподготовки, она представляет собой ключевую часть человеческого капитала [7]. Эта система выполняет две важнейших функции: экономическую и функцию социального-развития. Экономическая функция системы профессиональной подготовки и переподготовки наделяет человека уже накопленными знаниями, а также дает возможность освоить новые знания в ходе трудовой деятельности, с возможностью их дальнейшего воспроизводства. Функция социального развития отвечает, за мотивационные аспекты трудовой деятельности человека, получение морального удовлетворения от работы, ощущение причастности и собственной полезности обществу. Образование существенно увеличивает человеческий потенциал, что позволяет назвать её важнейшим фактором развития человеческого капитала.

Для того, чтобы охарактеризовать основные институты, оказывающие влияние на развитие человеческого капитала, воспользуемся понятием фондов человеческого капитала которое в своей работе «Формирование человеческого капитала: учебное пособие» рассматривают Н. Н. Даниленко и И.С. Долгополова [2]. К ним относятся:

- образовательный фонд;

- фонд подготовки на производстве;

- фонд здравоохранения;

- фонд социальной мобильности;

- мотивационный фонд.

На основе этих фондов определяются институты, оказывающие влияние на их формирование. Для удобства использования, разделим их по степени формализации, и рассмотрим ниже в таблице 1.

Таблица 1 – Влияние институтов на фонды человеческого капитала
Таблица 1 – Влияние институтов на фонды человеческого капитала
Таблица 1 – Влияние институтов на фонды человеческого капитала

Очевидно, что влияние менее формальных институтов гораздо шире на человеческий капитал, но это связано в первую очередь с тем, что при создании формальных институтов, так как, у них четко сформулирована цель и область влияния. В то время как неформальные институты формировались эволюционным путем, вбирая в себя разнообразные аспекты.

Факторы, которые оказывают влияние на развитие человеческого капитала, непосредственно на производстве более подробно мы рассмотрим во второй главе, поскольку разнообразие подходов и концепций требует более детального обзора. Сейчас же мы рассмотрим, как образование и здравоохранение оказывают влияние на человеческий капитал.

Как мы уже выяснили ранее, именно профессиональное образование занимает наиболее значимую роль в формировании человеческого капитала на раннем этапе его становления. Ученые сходятся во мнении, что дифференциация экономической эффективности стран, на макроуровне, обусловлена эффективностью действующих систем образования и уровня образованности населения. Для того, чтобы достичь максимизации эффективности человеческого капитала, необходимо максимально оптимизировать полезность затрат ресурсов на образование населения. Для достижения этой цели необходима согласованность множества факторов. Вот наиболее значимые из них:

- высокое качество институционального фундаментального образования;

- согласованность целей системы образования с потребностями бизнеса;

- привитие культуры lifelong learning (образования на протяжении всей жизни);

- использование лучших методологических практик отечественного и зарубежного образования;

- активный обмен международным опытом, как в преподавательской, так и в студенческой среде;

- отказ от устаревших практик и внедрение инновационных практик, диджитализация образования;

- развитие надпрофессиональных навыков (soft-skills);

- ориентация образовательных продуктов на поколение Z.

Указанные факторы, согласно исследованиям, являются ключевыми трендами текущего десятилетия. Повышенное внимание к ним, позволит добиться наилучших результатов в системе образования, что в дальнейшем приведет к росту качества человеческого капитала, как на макро- и микро-уровнях, так и на индивидуальном уровне.

Здравоохранение стоит рассматривать, как фактор, оказывающий влияние на человеческий капитал, со стороны его поддержки. Само по себе здоровье не увеличивает производительность труда, но оно оказывает влияние на возможности использования накопленных знаний и навыков, на продолжительность срока использования человеческого капитала. Здоровье является капиталом человека, даже при отсутствии его реализации, то есть при отсутствии трудовой деятельности. Прежде чем рассматривать саму систему здравоохранения, стоит понять, какие факторы влияют на здоровье населения страны, которая соответственно включает в себя и всех сотрудников всех предприятий, расположенных в стране. Таким фактором, несомненно, является экология.

Экологическая деградация планеты и отдельных стран наносит урон всему сообществу, это и ущерб здоровью вызванный плохой экологической обстановкой и экономический ущерб связанный с мероприятиями по восстановлению экологии.

Следовательно, экология напрямую влияет на здоровье людей. Можно перечислить направления, в которых государству необходимо развиваться, для улучшения экологической ситуации.

- привлечение бизнеса и общества, для решения экологических проблем;

- поддержка экологических инициатив и программ, на региональном, государственном и международном уровнях;

- разработка и реализация долгосрочных стратегий устойчивого развития;

- совершенствование нормативно правовой базы в области природоохраны и использование не возобновляемых ресурсов;

- повышения уровня экологической осознанности населения.

Напрямую же на здоровье работников оказывают влияние такие факторы, как условия труда и характер производства, например, по данным ВОЗ, свыше 100 000 химических веществ, 200 биологических и около 50 физических факторов могут оказать негативное влияние на здоровье работника. А концентрация опасных веществ на производстве во много раз превышает их концентрацию в окружающей среде, что может привести к более скорому наступлению негативных последствий, даже при соблюдении необходимых санитарных мер. Конечно, полностью исключить негативно влияющие факторы из производства невозможно, но необходимо принимать всевозможные меры по их контролю и снижению негативного влияния.

Для характеристики работающего населения применяются два основных показателя: производственный травматизм и профессиональная заболеваемость. Профессиональные заболевания – это заболевания, которые развились в результате воздействия факторов риска, которые обусловлены трудовой деятельностью (определение МОТ). Доля профессиональных заболеваний в России относительно невысокая даже в сравнении с развитыми странами Европы, например, в 3.5 раза ниже, чем тот же показатель в Германии. И продолжает снижаться, за последние десять лет снизилась примерно на тридцать процентов. Но при этом доля рабочих мест несоответствующих санитарным требованиям продолжает расти.

Производственный травматизм – это все виды травм, возникшие в рабочее время на производстве. Этот показатель наиболее высок у мужчин в возрасте 20-49 лет, но также достаточно существенен и у женщин в возрасте 30-59 лет. Показатель травматизма в России ежегодно снижается на 5-10%.

Все эти условия оказывают существенное влияние на здоровье население, а значит и на человеческий капитал. Также важно помнить о качестве воды и продуктов питания, потребляемых населением, они так же влияют на общее состояние здоровья населения.

Говоря непосредственно о системе здравоохранения, стоит отметить, что качество медицинских услуг и их доступность существенно возросли за последние несколько лет. Получает распространение телемедицина, которая дает возможности получить консультационные-медицинские услуги даже в труднодоступных районах. Расходы населения на медицинские услуги растут с каждым годом, что говорит нам о понимании значимости данной сферы среди населения.

Из всего вышесказанного мы понимаем значимость здоровья, как фактора человеческого капитала. Данный фактор важен, поскольку улучшение здоровья населения увеличивает уровень производительности труда и уменьшает издержки от нетрудоспособности вследствие заболеваемости или инвалидности. Инвестиции в здравоохранение способствуют снижению амортизации человеческого капитала, связанной со старением человеческого организма, а также увеличивают период трудоспособного возраста населения.

Выводы. Таким образом, в современных условиях постоянного развития и изменения рынков, усиленной конкурентной борьбы и повышения требований к навыкам сотрудников компании, благодаря развитию теорий человеческого капитала, становится возможным формировать инструменты развития этого капитала, которые дают конкурентное преимущество компании. Это связано с основными выгодами: увеличение прибыли, сокращение издержек, рост лояльности персонала, снижение текучести персонала, повышение эффективности выполнения различных бизнес - процессов.

Поэтому каждая компания устремляет свое внимание в сторону формирования и развития человеческого капитала своих сотрудников и компании в целом. Но важно не просто сформировать подход к управлению им, используя различные инструменты и методы, важно учитывать множество других аспектов, таких как стратегические цели компании, конъюнктуру рынка и прочее.

Развитие человеческого капитала определяется совокупностью различных факторов. Среди основных факторов: уровень образования, степень владения профессиональными навыками, личные качества человека, состояние здоровья, а также культурные особенности. При этом образование лишь основа человеческого капитала, но не определяет его в целом. Человеческий капитал может быть как объективно-измеримый, так и иррациональный, поэтому важно комплексно подходить к его формированию и учитывать оба аспекта, и разделять их, чтобы по-разному воздействовать на каждый из них в отдельности, повышая качество человеческого капитала.

Также стоит правильно оценивать человеческий капитал, используя для каждого аспекта соответствующие метрики измерения, чтобы четко понимать, какие мероприятия лучше использовать для улучшения текущего положения.

Подходить к развитию человеческого капитала можно с разных сторон, в зависимости от необходимого конечного эффекта. Поэтому необходимо четко его определять, чтобы подстраивать каждую составляющую подхода к управлению под процессы компании и изменять ход управления.

В зависимости от обстоятельств. Необходимо обращать внимание и на внешнюю среду, а именно, на устройство бизнес-процессов у конкурентов и у других российских и зарубежных компаний, лидирующих в своей отрасли, проводить сравнение и выделять лучшие практики, которые можно применить в своей организации. А также учитывать мировые тенденции, связанные с развитием человеческого капитала.

Подводя итог, хочется ещё раз отметить, что человеческий капитал и его развитие становятся доминирующей силой, двигающей компанию вперед и дающей ей конкурентные преимущества, особенно это очевидно в отраслях экономики основанных на знаниях.

Список литературы

1. Гаврикова А.В. Человеческий капитал и развитие информационного общества [Электронный ресурс] / Е.А. Сафиуллина, А.В. Гаврикова // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: материалы IХ Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН. – 2017. – С. 169–172.

2. Даниленко Н.Н. Формирование человеческого капитала: учеб. пособие / Н.Н. Даниленко, И.С. Долгополова.— Иркутск: Изд-во БГУЭП, — 2009. — 120 с.

3. Егорова Е.О. Капитал здоровья как компонента человеческого капитала // Экономика России в XXI веке. – 2015. – С. 387-392.

4. Лобачева Е.Н. Роль человеческого капитала в инновационной экономике. / Е.Н. Лобачева, Л.Н.Борисенкова // Гуманитарный вестник. – 2013. – № 8. – С. –. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/econom/hidden/101.html

5. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ // «Консульнтант Плюс»: справочная правовая система. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года утверждена Президентом РФ 30 марта 2002 года № Пр-576, установки послания Президента РВ Федеральному Собранию 2003 года о необходимости повышения конкурентоспособности отечественной продукции, ускорения темпов экономического роста и удвоения ВВП.

7. Ишмуратова Д.Ф. Роль системы образования в обеспечении устойчивого развития общества // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Уфа: Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН. – 2016. – С.270-273.

8. Баранников А.Л., Протасов Ю.М., Юров В.М. Статистика.

учебное пособие / А. Л. Баранников, Ю. М. Протасов, В. М. Юров ; Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, Московский фил.. Москва, 2011.

9. Баранников А.Л., Бутов А.В. Снижение рисков за счет развития организационных форм взаимодействия участников проекта. В сборнике: Российское государство и социально-экономические вызовы современности. Сборник научных статей. 2015. С. 162-168.

10. Баранников А.Л. О государственной политике в сфере регулирования кризисных ситуаций. В сборнике: Ценности и интересы современного общества 2015. С. 395-398.

11. Баранников А.Л., Данилина М.В., Багратуни К.Ю. Программы поддержки предприятий в РФ. Компетентность. 2016. № 4 (135). С. 33-39.

12. Баранников А.Л., Бутов А.В. Современные представления о кризисах в социально-экономических системах. В сборнике: Российское государство и социально-экономические вызовы современности 2015. С. 3-7.

13. Баранников А.Л., Данилина М.В., Багратуни К.Ю. Программы поддержки предприятий в РФ. Компетентность. 2016. № 5 (136). С. 16-21.

14. Костенко Е.П. Современные тренды в управлении персоналом: отечественный и зарубежный опыт // Вопрос регулирования экономики. Экономика и бизнес. – 2018. – С. 108-123.

15. Becker G. S. Investment in Human Capital: Theoretical Analysis // Journal of Politikal Economy. Supplement. – 1962. 6 Gary S. Becker Human capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education / Becker Gary S. – University of Chicago Press. Third edition, 1994. – 412 p.

16. Schultz Theodor W. Investment in Human Capital / Theodor W. Schultz. – N.Y., The Free Press, London, Collier- Macmillan Limited, 1971. – 272 p.

Автор: Баранников Александр Лукьянович,

к.т.н., доцент Российской академии народного хозяйства и

государственной службы (РАНХиГС)

Официальный сайт съезда: http://dve100.com/vserossijskij-s-ezd-narodnyh-delegatov

Контакты Организационного Комитета Съезда:

edinenie2015@yandex.ru, +7 915 996 9345; +7 911 770 0158

Вести Единения -8. Развитие человеческого капитала в инновационной экономике