Педагог – это теперь «обслуживающий персонал». Никогда не думала, что доживу до этого.

27 August 2020
21k full reads
4,5 min.
34k story viewsUnique page visitors
21k read the story to the endThat's 61% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Я проработала в школе учителем 30 лет, но никогда раньше не сталкивалась с тем, что ни по одному предмету нет единой государственной программы. Практически полностью отсутствуют требования к объёму знаний учащихся.

Наблюдаем, как уже начиная с начальной школы по 5-6 уроков ежедневно. Дети вынуждены отказываться от дополнительного образования: бросают художественные, музыкальные школы, спортивные секции.

Учителю дается программа, которая совсем не конкретизированная, в ней нет выделения основных, важных тем, нет по часовой разбивки. Получается – рабочую программу пишет сам учитель, сам определяет на какую тему сколько отвести часов, а на какую можно просто в пару слов вместить.

Замечу, что составлять программы учителей никто не учит ни вуз, ни методисты. Что касается методистов, так это вообще отдельная тема. Эта категория призвана помогать учителю, консультировать, знакомить с новыми программами и т.д. Но по факту, методисты – это больше контролирующий орган или вообще – формальный аппендицит. Если к ним обратится за помощью, ответ один: им некогда, у них своей работы и отчетов завались. Поэтому, они проверяют программы те, что им составили учителя.

И думаете, их интересует содержание программы, ее правильность и точность? Отнюдь! Их больше интересует интервал между строчками, эстетичность оформления титульного листа, чтобы все было распечатано на цветном принтере и прочая бумагомарательная дребидень.

Если, предположим, я учитель литературы и мне совсем не интересно творчество Блока, то могу его вообще не включать в рабочую программу, а значит и не изучать.

И никто этого не заметит, ведь главное- оформление!

Давайте немного поговорим об учебниках.

Помните те времена, когда учебники были одинаковые для все школ, по единой программе. Не помню ни одного клееного учебника, все прошитые! И обложки твёрдые, жёсткие. Бумага — сероватая, но натурального происхождения и лёгкая. То есть учебники были «повышенной прочности» и экологически безвредные.

О содержании учебников можно слагать легенды: все конкретизировано, интересно изложено в доступной и понятной форме. Каждая тема «разжевана» так, что даже если не захочешь понять тему – все равно все поймешь.

А что предлагается детям сейчас… Книги нужно купить самим. Книги — не просто дорогие, они имеют неимоверно высокую цену! Книги для школы – это разорение для родителей. Прошитые учебники — мечта, все — клееные, обложки — яркие, но тоненькие, углы обложек задираются буквально через несколько дней.

А теперь о главном — что в этих книжонках написано. Это проявление полной некомпетентности тех, кто их писал. Отсутствует поэтапная схема изучения вопроса по принципу: от простого к сложному. А что уж говорить о подачи материала – это хаос. Абсолютно хаотичная подача материала. Такое ощущение, что авторы действуют по принципу: вали все в кучу, а ученик сам разберется.

Это они, наверно, пишут такие книги, чтобы образование наших детей не котировалось на мировом уровне.

Не буду подробно рассказывать про учебники литературы, откуда изымают классику и втыкают туда нечто унылое и негодное из современной литературы… И что делать, и когда это кончится.

А в интернете нередко можно встретить истории об озадаченных родителях, читающих задачи в учебнике.
Так, например, автор одного из учебников по математике предлагает третьеклассникам такую задачу:

«Отец на 6 лет старше сына. Через 12 лет возраст отца и возраст сына будут прямо пропорциональны числам 13 и 5. Найдите возраст отца и сына».

А как насчет такой задачки? По-моему, ей не суждено решиться никогда:

«В одном пенале 6 карандашей, а в другом – 2 карандаша. Сколько кисточек в двух пеналах?»


Вот что получается: если раньше выпускался один учебник, который редко переиздавался, то сейчас издатели заинтересованы в постоянном печатании. То есть год от года один и тот же учебник отличается.

И, выходит, что не качество учебников главное, а их количество. Это переросло в просто бизнес.

Напиши учебник, пройди комиссию, получи одобрение, и – стриги чистую прибыль.

Конечно же, родители от много откажутся, но учебник ребенку купят за любые деньги.

Бизнес на интеллектуальном развитии страны – прибыль превыше всего!

Когда я оканчивала школу, и стоял вопрос о поступлении и выборе вуза, я не задумываясь решила в педагогический. Я всегда с восторгом смотрела на учительницу математики, которая, цокая каблучками и держа под рукой журнал с циркулем, шла по коридору школы. Я хотела так же.

В начале моей карьеры все так и было. Я гордилась своей профессией.

А сейчас, как не прискорбно, но следует признать, что педагог – это теперь «обслуживающий персонал».

Приближается тот самый важный день.   фото:https://umnyesovyata.ucoz.net
Приближается тот самый важный день. фото:https://umnyesovyata.ucoz.net

У учителя всегда было два направления деятельности: обучение и воспитание.

Так вот теперь воспитания больше нет, школа только обучает.

От учителя требуют поменьше говорить, а больше слушать и корректировать ответ учащегося. Откуда ученик возьмет знания – не важно, есть интернет, найдет.

Современный учитель завален чудовищной бумажной работой: программы, поурочные планы, отчеты, отчеты, отчеты.

Про оплату труда учителя вообще много можно говорить, причем ни в самых радужных красках. Зарплатой это назвать нельзя. Больше это похоже на 1001 плевок в лицо в лицо учителя.

Любимчики администрации школы получают прекрасную нагрузку, а все остальные – косточку на случай голода.

Моя коллега, учитель физкультуры, любима всеми школьниками, а вот для администрации – как кость в горле. Из-за своего сильного и волевого характера, разоблачения «кумовства» в коллективе, пострадала: дали такую нагрузку на два дня работы. И поставили условие: хочешь работать – закрой рот, а нет – на твое место много желающих за дверью.

А самое главное – дети. Сколько они уже выдержали реформ? А вот Интернет подкосил.

По наблюдениям не трудно заметить, что подростки стали меньше курить, чем 10-15 лет назад. У них просто нет времени.

Вы думаете, что все время они загружены учебой? Совсем нет. Они все уходят в интернет пространство и играю, и играют…

Во дворах не слышно детей, никто не играет в резиночку, классики, волейбол или футбол.

Вчера наблюдала на детской площадке такую картину: пять мальчишек сидят рядком на скамейке и каждый в своем телефоне с наушниками в ушах.

С друзьями весело гулять!  источник фото:https://www.nastroy.net/pic/images/201907/247430-1563969612.jpg
С друзьями весело гулять! источник фото:https://www.nastroy.net/pic/images/201907/247430-1563969612.jpg

Как на это смотреть: у детей нет общих тем для общения, каждый находится в своем мире.

А кто их ввел в такое состояние, кто их приучил изолироваться от окружающих и погружаться в иллюзорный мир телефона, компьютера? Школа?

Конечно, снять с себя ответственность – самый простой способ. Еще проще – найти виноватого.

Никогда ни думала, что доживу до этого.

В организме образования развивается «злокачественная опухоль». И если вовремя не реанимировать, то с качественным и бесплатным образованием можно будет попрощаться уже в ближайшее время.

Нет образования – нет будущего!

Какое видение образования будущего у вас, мои подписчики? Пишите в комментариях.

Если данная тема вам была интересна, поставьте "нравится".

Советую почитать так же:

Будущее за гендерно- нейтральным воспитанием? Или это путь против природы?