«Имена Победа». Улица Михаила Агибалова: памяти летчика

23 March

В Самаре множество улиц носят имена героев Великой Отечественной войны, есть много других топонимов, увековечивающих память войны. Но не все жители и гости города знают, какие подвиги они совершили, какой вклад внесли в дело победы. Проект "Имена Победы" рассказывает о событиях ВОВ, их героях и об истории нашего города.

Сначала Ленская, потом Полевая, Продольная и Вокзальная улица в Железнодорожном и Ленинском районах Самары 4 апреля 1985 г. к 40-летию Великой Победы получила имя Михаила Агибалова.

Михаил Павлович Агибалов родился 26 октября (8 ноября) 1911 г. в селе Зуевка (ныне в Нефтегорском районе). В 1914 г. умерла мать, через 4 года – отец. Детям пришлось рано зарабатывать себе на жизнь. В 1920 г. он приехал в Самару к своему старшему брату Ивану, инвалидом вернувшемся с гражданской войны, и определившему Михаила в детский дом №1.

Михаил окончил в Самаре 7 классов школы, школу ФЗУ, железнодорожное училище (ныне это СПТУ-28, где открыт музей Героя) в 1928 г. Паровозным слесарем он устроился в локомотивное депо станции Самара.

На 2 года его в числе 1200 самарских добровольцев отправили на Сахалин на заготовки леса, где он в 1930-2 гг. работал десятником Пильвовского леспромхоза.

В 1932 г. его призвали в Красную армию, служил в 26-мартиллерийском полку в г. Николаевске-Уссурийском. К 1936 г. он отучился в Ульяновском бронетанковом училище, и был направлен в Забайкальский военный округ командиром танкового взвода 1-го танкового батальона 32-й механизированной бригады. В его подчинении было 5 танков. В 1938 г. его назначили помощником начальника штаба 1-го танкового батальона 11-й легкотанковой бригады.

С 11 мая по 16 сентября 1939 г. Агибалов участвовал в боях на реке Халхин-Гол, 6 раз его танк БТ-5 подбивали, 2 раза приходилось покидать горящую машину. С 3 июля ему доверили командование танковой ротой. В его подчинении было 10 танков. В Баин-Цаганского сражения 4-5 июля из-за нехватки снарядов он приказал подчинённым отойти на исходные позиции для пополнения боезапаса, а сам остался на удерживаемой высоте. Отбивались от японцев с минами на бамбуковых шестах и противотанкового орудия гранатами и гусеницами танка. Обожжённый старший лейтенант Михаил Павлович добрался до своих, спасшись из горевшего танка. 29 августа 1939 г. он получил звание Героя Советского Союза, став таковым одним из первых из наших земляков (номер его Золотой Звезды 129!). Монгольской правительство наградило Агибалова боевым орденом Красного знамени.

В 1940 г. он поступил слушателем Академии бронетанковых войск в Москве. Осенью 1941 г. состоялся ускоренный выпуск академии. Капитан Агибалов был направлен на фронт командиром 1-го танкового батальона 21 танкового полка 21-й отдельной танковой бригады. В его подчинении было 30 средних танков Т-34. Он участвовал в танковом рейде, сорвавшем на одном из направлений наступление немцев на Москву: они уничтожили 170 автомашин, 38 танков, 34 орудия, 28 миномётов, 20 автобусов, 2 самолёта, 70 мотоциклов, 2 радиостанции, 12 цистерн с горючим, разгромили 3 полевых штаба и истребили около 1000 врагов.

17 октября в бое у села Напрудного в 8 км от Калинина танк Агибалова остался прикрывать огнём из пулемёта отход товарищей. Батальон был разбит, его танк – также. На счету танка Агибалова было 20 машин с пехотой, 3 орудия, 3 огневых точки и до 50 врагов. Когда немцы приблизились к танку, он застрелился из табельного пистолета ТТ, предпочтя смерть плену.