«Имена Победы». Улица Гастелло: на крыльях подвига

6 February

В Самаре множество улиц носят имена героев Великой Отечественной войны, есть много других топонимов, увековечивающих память войны. Но не все жители и гости города знают, какие подвиги они совершили, какой вклад внесли в дело победы. Проект "Имена Победы" рассказывает о событиях ВОВ, их героях и об истории нашего города.

Ряд самарских улиц назван в честь героев Великой Отечественной войне, получивших звание Героя Советского Союза.

Первой из них – 3 марта 1949 г. – была названа улица Гастелло. Ранее она называлась Третья улица Безымянки. Потом улица исчезла в городской застройке. Причём, произошло это до 1965 г.

22 апреля 1965 г. часть бывшего Девятого проезда и Седьмой Радиальной улицы были названы улицей Николая Гастелло. Улица проходит в Октябрьском и Советском районах между улицами Ново-Садовая и Центральной. Её протяжённость – 4,3 км.

С Самарой Гастелло ничего не связывало. Николай Францевич родился 23 апреля (6 мая) 1907 г. в Москве. Отучившись в мае 1932 г. – декабре 1933 г. 11-ю авиашколу лётчиков в Луганске, он служил в 1933-8 гг. на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3 82-й тяжелобомбардировочной эскадрильи 21-й тяжелобомбардировочной авиабригады в Ростове-на-Дону. Сначала он стал 2-м пилотом, с ноября 1934 г. – 1-м пилотом и командиром воздушного корабля.

В 1938 г. после реорганизации соединения, Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 г. он стал командиром звена, пересев на новый ДБ-3ф, а в 1940 г. – зам. командира эскадрильи. В 1939 г. он участвовал в боях на монгольской р. Халхин-Гол в 150-м скоростном бомбардировочном авиационном полку, которому придали эскадрилью 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка.

Гастелло принял участие в советско-финской войне 1939-40 гг. и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 г.). Осенью 1940 г. его 207 дальнебомбардировочном авиаполку перебазировалась в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 г. он получил звание капитана и должность командира 4-й эскадрильи. Уже тогда он был награждён орденом Ленина.

22 июня Гастелло принял первый бой. Первым в своей 42-й дальнебомбардировочной дивизии 24 июня он сбил первый вражеский самолёт – «Юнкерс-88» пулемётом из турели из стоявшего на земле самолёта. Это – большая редкость, обычно самолёты сбивали истребители, а вот чтобы бомбардировщики…

26 июня по Молодечненскому шоссе двигались колонны нацистских танков и мотопехоты. Два советских бомбардировщика обрушили смертоносный груз на противника. Топливный бак самолёта Гастелло подбили огнём вражеского зенитного орудия. Попытки сбить огонь итогов не дали, и экипаж решил направить пылающий бомбардировщик на скопление вражеских автомашин, среди которых было немало цистерн, двигавшихся по шоссе.

Гастелло был не один – в его экипаж входили лётчик лейтенант Г.Н. Скоробогатый, штурман лейтенант А.А. Бурденок (родился в деревне Кармалка Похвистневского района) и стрелок-радист младший сержант А.А. Калинин. Однако, 26 июля звание Героя Советского Союза было присвоено только командиру экипажа, его товарищи лишь в 1958 г. получили ордена Отечественной войны 1-й степени посмертно.