Второй день по соцсетям - ВК, Фейсбуку и Одноклассникам гуляет любопытная образовательная инициатива. Если вы ещё про неё не слышали, то суть вот в чём. Курсивом - мои комментарии.
В реалиях ситуации с коронавирусом стране грозит достаточно долгая изоляция и карантинные меры. Вполне может наступить такой момент, когда материал по основным предметам для учеников могут записывать и преподавать дистанционно по всей России. Для этого понадобится не более 1000 учителей на всю страну. (Не знаю, откуда взяли эту цифру, но допустим).
Учитывая большое количество часовых поясов, преподавание предметов может вестись в записи. Если у обучающихся возникнут вопросы, то отвечать будут отвечать чат боты с привлечением искусственного интеллекта. Это уже интереснее. Кто будет следить за компетенцией чат-ботов? И какого уровня должен быть ИИ?
Если инициатива будет успешно реализована все ученики получат идентичный базовый образовательный минимум, проверяемый тестированием с использованием современных технологий, тех же гугл-форм. А само тестирование может быть легко автоматизировано, что предоставит мгновенную беспристрастную оценку. (Ну не знаю, опыт ЕГЭ подсказывает, что опять в дело включится нехилый компонент везения. Да и коллективный разум у детей по принципу "сдал сам - помоги другу" ещё никто не отменял. ). Все результаты будут хранится в электронном дневнике и при окончании дистанционной школы уровень каждого ученика будет более объективен и понятен, чем при индивидуальном дистанционном обучении или обучении в классе.
Также, при успешном или досрочном прохождении курса по тому или иному предмету, ИИ сможет предложить те области дальнейшего обучения, к которым у ученика есть большая склонность.
В конце этой инициативы предлагают выявить возможные подводные камни. Что уже высказано:
- подмена ученика другим лицом
- скачанные ответы из сети (или списанные из учебника, суть одна)
- подмена оценок в итоговом аттестате
По-моему упускается вот такой вопрос. Ведь есть такой предмет, как физкультура. И хоть она зачастую является нелюбимым у множества детей, это гарантированная двигательная активность растущего организма три раза в неделю. А если у ребёнка нет возможности посещать спортивные секции по выбору и он не любит гулять, то зачастую - единственная. Значит, в режиме постоянного дистанта, мы получим ухудшение состояния здоровья у детей, гиподинамию со всеми вытекающими прелестями.
Психологи, в свою очередь, говорят, что инициатива несет больше вреда, чем пользы, т.к. общение, особенно в подростковом возрасте особенно важно, и в первую очередь "живое", с одноклассниками и другими учениками в школе. Не у всех есть друзья и круги общения за пределами школы. И перевод общения исключительно в режим онлайн может привести к депрессивным состояниям у детей, провалам в коммуникативных навыках.
И кто при этом будет нести ответственность за результаты обучения, да и за сам процесс? Сейчас это учитель. И если что-то идёт не так - то педагог плохой, ребёнка не любит, материал преподнести не может и заинтересовать не умеет. В случае всеобщей дистанционки на он-лайн учителя спихнуть всё будет сложно. Во-первых из-за отбора лучших учителей для начитки тем. А во-вторых потому, что будут ещё миллионы параллельных респондентов. И если 1000 детей поняла тему, а тысячепервый ребёнок "не понял" даже после неоднократного просмотра, то претензии к учителю будут выглядеть по-меньшей мере глупо. Родители? Школа? Индивидуальный тьютор? ИИ?
В целом, инициатива интересная. Вопрос, как всегда, в подходах, методах, продуманности и реализации.
Но я против. Не потому, что боюсь потерять место, как начали утверждать в обсуждении в соцсетях (куда девать толпу педагогов и т.д.). А потому, что с точки зрения интересов детей, минусов больше, чем плюсов.
А вы что думаете, уважаемые читатели?
Кстати, статья про обучение во время недавнего карантина по гриппу, вполне актуальна и во время нового карантина. Уже всероссийского.