Черепановы - изобретатели паровоза

19 February
Ефим Алексеевич Черепанов (слева) и Мирон Ефимович Черепанов (справа)
Ефим Алексеевич Черепанов (слева) и Мирон Ефимович Черепанов (справа)
Ефим Алексеевич Черепанов (слева) и Мирон Ефимович Черепанов (справа)
Ефим Алексеевич Черепанов (слева) и Мирон Ефимович Черепанов (справа)

Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы - русские промышленные инженеры-изобретатели. Известны тем, что построили первый паровоз и железную дорогу в России. Были родом из крепостных рабочих Демидовых — знаменитой династии владельцев уральских заводов.

Черепановы - изобретатели паровоза

По легенде, карьера Ефима Черепанова началась с того, что он сумел отремонтировать замок, который один из опытных мастеров выбросил как нерабочий. На смышленого недоросля обратили внимание, и всего через два года обучения он был назначен «мастером слесарных дел при плотинном смотрителе», проявив на новом месте недюжинный талант.

Черепановы - изобретатели паровоза

К 1820 году он создал две первые паровые машины, приводившие в движение мельницу и токарный станок. После успешных испытаний Николай Демидов принял решение отправить крепостного мастера в Англию, чтобы тот изучил особенности производства и применения паровых машин в самой передовой в техническом отношении стране того времени.

Черепановы - изобретатели паровоза

В Лидде Черепанов впервые увидел и паровую машину, движущуюся по рельсам. В своем докладе в заводскую контору о результатах поездки он описал ее так: «Смотрел паровую машину Меррея. Машина сия зело диковинна, но для нас она негожа по той причине, что аглицкие мастера хошь и скоры до дела, но машины их служат недолго, а потому часто стоят в ремонте».

Черепановы - изобретатели паровоза

В 1835 году Ефим и Мирон Черепановы разработали улучшенную версию своего паровоза. Она отличалась большей надежностью и мощностью — 43 лошадиные силы позволяли перевозить до 17 тонн различных грузов. Также была построена новая железная дорога, связавшая Выйский завод и Меднорудянский рудник. Ее протяженность составила 3,5 км. Весной 1837 года ее осмотрел будущий император Александр II, и остался более чем доволен увиденным.

Черепановы - изобретатели паровоза

После того как был создан «сухопутный пароход», Россия стала единственным европейским государством, разработавшим собственную модель паровоза, а не импортировавшим технологию из Англии. Поэтому для отца и сына Черепановых очень тяжелым ударом стало известие о том, что для строящейся железной дороги между Москвой и Петербургом будут закуплены паровозы английского производства.

Памятник Черепановым в Нижнем Тагиле
Памятник Черепановым в Нижнем Тагиле

Подлинное русское - в историях, местах и людях, на странице "Русский контур". Подписывайтесь ❤

Читайте так же:

Россия - родина электричества
Евгений Сергеевич Боткин - лейб-медик императорской семьи
Григорий Ефимович Распутин
"К нам едет ревизор..."
Забытые пограничники Дальнего Востока
80 лет в строю или Винтовка столетия
Лермонтов - командир царского спецназа
Юмористические открытки в Российской империи
История крепостной крестьянки Прасковьи, ставшей графиней Шереметьевой
Куприн в Балаклаве