ФИНКОНТ
168 subscribers

Вредные и бесполезные сотрудники: что с ними делать и как выявить?

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Не все сотрудники одинаково полезны для организации. Часто вред от них проявляется в самый неподходящий момент. И держать таких сотрудников нужно постоянно на виду. Но прежде их нужно выявить.

7 вредных для компании типажей

  1. «Ходячий конфликт». Постоянно портят отношение в коллективе, распускают слухи, «сталкивают лбами» коллег.

Выявить таких сотрудников просто. Нужно просто понаблюдать и побеседовать со всеми сотрудниками.

2. «Саботажники». Могут действовать скрытно и явно. «Явным саботажникам» обязательно нужно высказать мнение поперёк слов руководства. «Скрытые» ведут «партизанскую войну». Внешне соглашаются с руководством, а за глаза рассказывают, как в организации всё плохо. Их основными жертвами становятся новички. «Саботажники» снижают их мотивацию и усложняют работу.

Выявить «явного саботажника» поможет их непосредственный руководитель. Часто «выступления» не остаются незамеченными внутри отдела. Чтобы выявить «скрытых саботажников», нужно пообщаться с новичками, у которых вдруг пропала мотивация.

3. «Антипродавцы» Из-за таких сотрудников часто уходят клиенты. Они ведут себя некорректно, говорят о минусах сотрудничества, подсказывают, куда ещё можно обратиться за аналогичными услугами.

Часто клиенты сами сигнализируют о подобных случаях. Нужно лишь проверить информацию и собрать обратную связь по конкретному сотруднику.

4. «Жалобщики». Создают сложности с трудовой, налоговой инспекцией и другими проверяющими органами. Открыто высказывают желание отправиться в суд.

Вычисляются по озвученной угрозе, а иногда только по приходу проверки.

5. «Ренегаты». Передают за пределы компании конфиденциальную информацию.

Выявить их можно только путём масштабного интервьюирования всех сотрудников и тотального наблюдения с помощью технических средств.

6. «33 несчастья» Такие сотрудники постоянно всё портят. Случайно теряют документы, форматируют жёсткие диски, обесточивают офис. Часто это происходит не по злому умыслу, а по глупости. Но накопившимся «случайностям» уделить внимание стоит.

7. «Воришки». С радостью присвоят себе всё, что плохо лежит. Выявить их можно путём случайных проверок и контроля.

Часто причина вредности кроется в демотивация и ситуацию можно исправить. Если проступок серьёзный, с сотрудником лучше незамедлительно расстаться.

Какие сотрудники бесполезны для компании

Бесполезные сотрудники не приносят особого вреда, но и пользы от них нет. Они здорово «маскируются» под обычных сотрудников. Но есть ряд особенностей, характерных для их поведения.

  • Занимаются сибурдой (симуляцией бурной деятельности). Могут глубокомысленно смотреть в экран монитора, делают много лишних движений, высказывают много инициатив, но по факту не делают ничего.
  • Дублируют функции. Считают себя чьим-то «помощником», выполняя работу, которую и так уже кто-то делает.
  • Искажают информацию и распускают слухи.
  • Доброжелательны и готовы помогать в мелочах, охотно берутся за непрофильные функции, вроде закупок для корпоратива.

Как выявить бесполезных сотрудников: 6 способов

  1. Проанализируйте результаты работы.
  2. Проведите мини-аттестацию. Ориентируйтесь на проверку практических навыков. Оценить их помогут различные задания, ролевые игры и бизнес-кейсы.
  3. Проведите внешний аудит. Поможет «свежий» взгляд человека со стороны. Это может быть стажёр или простой наблюдатель
  4. Соберите обратную связь – проинтервьюируйте персонал, спросите, чем сотрудник занимается в течение рабочего дня.
  5. Предложите составить отчёт по любому дню. Основой для отчёта могут послужить ежедневник, рабочие записи, отправленные письма, заполненные отчёты. Если подобных документов нет или сотрудник вписал не свои функции– есть повод задуматься.
  6. Попросите составить фотографию рабочего дня. Вносить нужно даже мелкие и незначительные действия, в том числе личные дела. Такой метод поможет выявить поглотителей времени, подсчитать, сколько времени уходит на одну задачу, выявить основные блоки действий и научить сотрудника относиться к рабочему времени экономно.

Как поступить с бесполезными сотрудниками

От бесполезных сотрудников не обязательно сразу же избавляться.

  • Проведите беседу. Приведите аргументы (итоги аудита, аттестации, выводы из фото рабочего дня). Спросите, что на этот счёт думает сотрудник, насколько понятен функционал, какими видит свои перспективы.
  • Если сотрудник видит себя именно в данной должности, опишите, каких результатов вы от него хотите, проговорите цели и функционал.
  • Если сотруднику сложно работать на занимаемой должности, он не справляется и видит это. Рассмотрите возможность ротации.
  • Составьте план развития, определите сроки следующей оценки.

Если сотрудник по-прежнему не справляется, это повод принять кардинальные решения.

А вам приходилось сталкиваться с бесполезными или вредными сотрудниками. Делитесь опытом под публикацией.

Читайте также: как сделать бизнес перспективным и быть на шаг впереди конкурентов.