Она была влюблена в погоню за ним. Нежный сюрреализм "Актрисы тысячелетия".

9 February

«Актриса тысячелетия» - это одна из самых известных полнометражек в стиле аниме. И одно из гениальных творений японского аниматора Сатоси Кона, подарившего миру «Паприку».

Творческий стиль Сатоси Кона сюрреалистичен и причудлив. Очень многое о происходящем в картине говорят не мимика и диалоги персонажей, а символы, одухотворенные подсознанием героев и двигающие сюжет вместе с ними. Да, всё верно. Люди в мультипликации Кона довольно часто не то страдают, не то наслаждаются проблемами с восприятием реальности. То весь город заразиться массовыми галлюцинациями по вине молодой дизайнерши с психотравмой из детства, то чудо техники, позволяющее проникать в чужие сновидения, попадает не в те руки, то чары обаяния поп-идола играют с ней жестокую шутку. Иллюзии делают персонажей Сатоси Кона очень несчастными, но в них и только в них они обретают истинное счастье. А главная героиня «Актрисы тысячелетия» отыскала в них смысл жизни.

«Актриса тысячелетия», пожалуй, наименее «безумная» работа Кона. Нет, в ней больше преобладают лирические настроения, нежели сюрреалистические. Но и здесь реальность легко подменяется вымыслом. Настолько, что сходу одно от другого не отличишь. Сюжет строится на том, что постаревшая актриса по имени Чиёко Фудзивара рассказывает историю своей жизни своему преданному поклоннику, снимающему о ней документальный фильм. И тут…реальность картины раскалывается на три пласта прямо на глазах у зрителя.

Первый пласт – настоящее, процесс беседы бывшей актрисы с документалистами. Второй пласт – флэшбеки из биографии Фудзивары. И, наконец, третий – фрагменты из кинофильмов, в которых она когда-то снималась. Последние два настолько гармонично переплетаются между собой, что порой путаешься где фрагменты жизни реальной Чиёко, а где судьбы её многочисленных киновоплощений, придуманные для неё другими людьми.

Сам сюжет закручивается ровно с того момента, когда совсем юная Чиёко Фудзивара встречает загадочного незнакомца и неожиданно для себя помогает ему укрыться от полиции, которая преследует его сейчас и будет преследовать до конца его дней только лишь из-за инакомыслия, которое было преступлением в милитаристической Японии. Героиня никогда не узнает его имени и даже толком не запомнит лицо, но полюбит этого человека с самой первой их встречи, а он полюбит её. Она знает о нем только то, что он сам ей рассказал. Неназванный незнакомец представляется художником и красиво рассказывает героине о заснеженных пейзажах и полной Луне, а перед прощанием вручает ключ от «самой важной вещи в жизни». Он просит Чиёко сохранить его до их следующей встречи. Однако ей не суждено будет возвратить ключ его владельцу.

Незадолго до разлуки художник говорит Чиёко, что он направляется в Манчжурию. И та соглашается на контракт с киностудией, которая предлагала молодой девушке центральную роль в фильме, но от которой она отказалась под давлением матушки и собственной неуверенности в себе. Ведь съемки новой ленты будут проходить именно на том острове. Кто знает, возможно, что «пламя вечной любви» в сердце Чиёко Фудзивары разожгли лишь амбиции, нуждавшиеся в красивой истории для их претворения в жизнь.

Чиёко трепетно относится к ключу, который будет носить практически всю жизнь, не расставаясь с ним. На протяжении сюжета он будет открывать ей как истинных врагов, так и преданных друзей. Земной путь Фудзивара проведет в нескончаемой погони за тенью едва знакомого человека. Необъяснимая страсть принесет ей славу, зажжет её звезду на небосклоне, поможет построить блестящую карьеру в киноиндустрии и даже в определенной момент посвятит в политическую жизнь Японии 20-ого века. Однако от Чиёко, красивой и притягательной до конца её дней на земле, ускользнет то, чего она хотела больше всего на свете. Её последняя фраза в картине, впрочем, проливает свет на смысл человеческого бытия – быть влюбленным в погоню за иллюзорным счастьем и смириться с неизбежностью его утраты или вовсе недостижимостью.

Самой сильной сценой в полнометражном аниме мне показалась встреча взрослой Чиёко Фудзивары, уже талантливой актрисы и народного идола, с бывшим высокопоставленным полицейским, кошмарившего её и неизвестного художника долгие годы. Юной девушке человек со узнаваемым шрамом на лице казался почти всемогущим, но сейчас он стар, бедно одет и искалечен кровопролитной борьбой за власть. Восхождение к корыстным целям по головам и трупам оставило его в полном одиночестве и в тщетных попытках успокоить собственную совесть. В сцене, однако, читается вовсе не мотив торжества справедливости и кармического возмездия за содеянного. Напротив.

Зритель тяготиться мыслью о том, что погоня героини окончена прямо здесь и прямо сейчас. Ведь от мира когда-то отважной и трогательно влюбленной бунтарки Чиёко ничего не осталось кроме поверженных противников, сломленных тяжестью собственных пороков и крушением фальшивых идеалов. Даже извечная соперница актрисы Эйко Симао, объективно более утонченная и зрелая, под конец признается в своем поражении в их борьбе и том, что она всегда была лишь «старухой», встающей на пути у вечно юной Чиёко. Преграды, стоящие перед протагонистом, рассыпались в мелкую пыль. Больше нет никакой борьбы. Конец бегу за иллюзией, который принес в её жизнь так много смысла и света.

Однако лишь в погоню за мечтой была влюблена госпожа Фудзивара. Не стало погони – не стало в ней и практически потустороннего внутреннего огня, озарявшего поколения. Но, закрывая глаза в последний раз, Чиёко отправляется в новую жизнь, чтобы из века в век бежать за своим возлюбленным, у которого она не знает ни имени, ни лица, и никогда не угнаться за ним.