Самолеты ВВС Северного флота. АНТ-40/СБ/ПС.

10 April

По тем данным, которые у меня есть на сегодняшний день, в годы Великой Отечественной войны в составе ВВС Северного флота самолеты СБ были в составе 72-го САП (в дальнейшем - 2-го ГвСАП), 118-го МРАП (под вопросом) и 16-го ТрАО. Это без учета авиации БелВФ.

Хотя на этой фотографии в основном изображены самолеты из 151-го авиакрыла Британских Королевских ВВС "Харрикейн" на аэродроме Ваенга в 1941 году, над ними можно увидеть пролетающий самолет СБ из состава ВВС Северного флота.
Хотя на этой фотографии в основном изображены самолеты из 151-го авиакрыла Британских Королевских ВВС "Харрикейн" на аэродроме Ваенга в 1941 году, над ними можно увидеть пролетающий самолет СБ из состава ВВС Северного флота.

Кратко напишу, что из себя представлял самолет СБ.

Работы по его проектированию были начаты в начале 1934 года в ЦАГИ в КБ А.А. Архангельского. В КБ самолет получил обозначение АНТ-40.

10 февраля 1934 г. А.Н. Туполев направил докладную записку на имя И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова и Г.К. Орджоникидзе, в которой сообщал, что на базе приобретаемых за рубежом авиадвигателей Райт "Циклон", "Испано-Сюиза" и "Гном-Рон" можно спроектировать и построить двухмоторный бомбардировщик со скоростью 300 - 320 км/ч на высоте 4000 - 5000 м и дальностью 700 - 1100 км. 14 февраля 1934 г. в ЦАГИ поступил уточненный план опытного строительства на 1934 - 1935 гг., где уже совершенно конкретно значатся два АНТ-40 - первая машина с двигателями Райт "Циклон" (АНТ-40 РЦ), вторая - с "Испано-Сюиза" (АНТ-40 ИС).
Информация с сайта pro-samolet.ru/

Имеется мнение, что обозначение самолета как АНТ-40 относится только к двум опытным экземплярам. В дальнейшем, и особенно после ареста А.Н. Туполева в 1937 году, обозначение машины меняется на СБ - скоростной (или, иногда - средний) бомбардировщик.

Прототип АНТ-40 РЦ в ходе испытаний потерпел аварию, был восстановлен и в дальнейшем использовался как экспериментальный для отработки новых технических решений. А вот опытный экземпляр АНТ-40 ИС после испытаний стал эталоном для производства серийных машин.

СБ представлял из себя цельнометаллический двухмоторный среднеплан. Экипаж состоял из трех человек - летчика, штурмана и стрелка-радиста. Вооружение - 4 пулемета ШКАС и бомбы до 600 кг.

На серийных машинах, в отличие от опытных экземпляров, устанавливались моторы В.Я. Климова (М-100, М-100А, М-103, М-105Р). Хотя, нужно отметить, что мотор М-100 являлся лицензионной копией того же французского авиамотора "Испано-Сюиза" 12Ybrs (Hispano-Suiza 12Y).

Первый серийный самолёт СБ был выпущен весной 1936 года. За годы серийной постройки СБ неоднократно модернизировался. Всего до момента прекращения серийного выпуска в 1941 году было выпущено 6656 самолётов различных модификаций.
Информация из Википедии

Выпускались самолеты СБ на Московском заводе № 22 им. С.П. Горбунова и в Иркутске на заводе № 125 им. И.В. Сталина.

Бомбардировщик СБ-2М-103 ВВС Северного флота, 1942 год.
Бомбардировщик СБ-2М-103 ВВС Северного флота, 1942 год.

Среди множества модификаций СБ были варианты учебного самолета - УСБ и и пассажирские версии - ПС-40 (для Аэрофлота) и ПС-41 (вариант ПС-40, переделанный в почтовый). Пишу об этом исключительно потому, что, по имеющимся у меня данным, эти модификации СБ так-же были на Севере.

О модификации ПС-41 есть только одно упоминание о его наличии в июле 1941 года во 2-ой авиагруппе Главного управления Северного морского пути, переданной в дальнейшем в Беломорскую военную флотилию.

А вот учебный вариант СБ - УСБ записан у меня в списке потерь ВВС Северного флота 23.12.1942 года, как пропавший без вести при перелете с аэродрома Ягодник на аэродром Ваенга (или наоборот). По имеющимся данным, он был из состава 28-ой ОРАЭ. Члены экипажа - летчик капитан Зарубин Николай Ефимович, летчик-наблюдатель ст. лейтенант Белов Павел Осипович и воздушный стрелок-радист сержант Богуславский Александр Михайлович - вероятнее всего погибли.

Но кроме данных о потерях (где упоминание модификации УСБ может быть и ошибочным) еще имеется фотография, на которой запечатлен именно УСБ среди других самолетов ВВС СФ.

Самолеты ВВС Северного флота. В светлом овале выделен самолет УСБ. 
На переднем плане, вероятнее всего, Пе-3бис (хотя, может быть это Пе-2 поздних модификаций), на заднем плане - самолет Пе-2 б/н 51.
Самолеты ВВС Северного флота. В светлом овале выделен самолет УСБ.
На переднем плане, вероятнее всего, Пе-3бис (хотя, может быть это Пе-2 поздних модификаций), на заднем плане - самолет Пе-2 б/н 51.

По тем записям, которые у меня есть, основные потери самолетов СБ из состава ВВС СФ (в основном - из 72-го САП) были в 1941-1942 годах. Я насчитал 17 машин.

А 14 сентября 1943 года при перелете с аэродрома Ягодник в Нарьян-Мар потерпел катастрофу самолет СБ из состава 16-го ТрАО ВВС СФ. Погибли командир отряда майор Крестьянов Иван Александрович, штурман старший лейтенант Петухов Василий Арсентьевич и авиамеханик старший техник-лейтенант Карцев Николай Иванович.

P.S. Хочу добавить, что самолеты СБ в Заполярье были не только в военно-воздушных силах Северного флота, но и в армейских ВВС - в137-ом СБАП 1-ой САД и в 72-ом СБАП 55-ой САД. Они активно использовались для бомбардировки финских аэродромов и уничтожения войск противника. Позже оставшиеся СБ из этих двух полков были переданы в 80-й БАП.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки и пишите комментарии. И если вдруг кто-то в комментариях решит дополнить изложенные в этой статье сведения, я буду только рад! Особенно мне будут интересны фотографии самолетов СБ, и именно из состава ВВС Северного флота. Спасибо!