Самолеты ВВС Северного флота. Которых не было...

17 April

За время Великой Отечественной войны через подразделения военно-воздушных сил Северного флота прошло огромное количество различных типов и модификаций самолетов. Причём, как отечественного производства, так и поставляемых из-за рубежа в рамках Ленд-лиза.

Именно про них, в основном, и пишется цикл статей "Самолеты ВВС Северного флота".

Но когда я попробовал составить для себя список машин, о которых планирую здесь писать, я вдруг понял, что проще составить список самолетов, которых в составе ВВС Северного флота не было.

Самолеты, которых, по моим данным, не было в составе ВВС СФ (коллаж автора).
Самолеты, которых, по моим данным, не было в составе ВВС СФ (коллаж автора).

И если опустить упоминания о редких и одиночных модификациях и экземплярах, то такой список будет очень коротким.

На сегодняшний день у меня нет никаких данных об использовании в Североморской авиации в годы войны следующих самолетов:

  • Отечественного производства: бомбардировщика Ту-2, пикировщика Ар-2, тяжелого бомбардировщика Пе-8, и самое поразительное - истребителей Лавочкина серии Ла (5, 5Ф, 5ФН, 7).

Причем самолетов Ла-5 (и его модификаций) в течение войны не было до конца 1944 года и в составе подразделений ВВС Красной армии, воевавших в Заполярье. Что для меня кажется немного странным - вроде неплохой самолет был...

Место падения самолета Ла-5 из состава 191-го ИАП 7-ой воздушной Армии, сбитого 18.10.1944 г. в Норвегии. (фото с сайта tihlde.org/~ktsorens/flyvrak/index.html). 
Летчик 191-го ИАП младший лейтенант Зеленский Иван Федосеевич остался жив, покинув самолет с парашютом, и на следующий день уже вернулся на свой аэродром, не смотря на полученное ранение. За проявленные при этом смелость, мужество и отвагу, Приказом Командующего 7-ой ВА № 065 от 5 ноября 1944 года Зеленский И.Ф. был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Место падения самолета Ла-5 из состава 191-го ИАП 7-ой воздушной Армии, сбитого 18.10.1944 г. в Норвегии. (фото с сайта tihlde.org/~ktsorens/flyvrak/index.html).
Летчик 191-го ИАП младший лейтенант Зеленский Иван Федосеевич остался жив, покинув самолет с парашютом, и на следующий день уже вернулся на свой аэродром, не смотря на полученное ранение. За проявленные при этом смелость, мужество и отвагу, Приказом Командующего 7-ой ВА № 065 от 5 ноября 1944 года Зеленский И.Ф. был награжден орденом Отечественной войны I степени.
  • Иностранного производства, поставлявшихся в нашу страну по ленд-лизу: бомбардировщиков B-25 Mitchell , A.W.41 Albemarle, истребителей P-63, P-51, разведчика-наблюдателя Curtiss O-52 Owl и учебного самолета T-6 Texan.

Есть еще интересный самолет - разведывательный гидроплан OS2U Kingfisher, предназначенный для запуска с корабля с помощью катапульты.

Упоминаний о его использовании в составе ВВС Северного флота у меня нет. Но в Сети есть данные, что два таких корабельных разведчика были на лёгком крейсере "Мурманск" (бывший американский "Milwaukee", в 1944 году передан СССР) который базировался в Архангельске. И что эти самолёты участвовали в учебных полётах.

OS2U-3 в СССР на борту крейсера "Мурманск" (фотография с сайта airpages.ru)
OS2U-3 в СССР на борту крейсера "Мурманск" (фотография с сайта airpages.ru)

Были ли эти машины как-то связаны с ВВС Северного флота или нет, я не знаю. Хотя сам крейсер "Мурманск" входил в состав Северного флота.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки и пишите комментарии. И если вдруг кто-то в комментариях решит дополнить изложенные в этой статье сведения, или предложить для ознакомления фотографии самолетов, я буду только рад! Особенно мне будут интересны фотографии самолетов из состава ВВС Северного флота. Спасибо!