Внезапное повышение цен на лекарства в марте 2020 года

9 February

Спешно состряпанный депутатами Единой России в ответ на критику Президента законопроект о регулировании деятельности аптечных сетей вызывает даже не вопросы - недоумение.

Чего стоит хотя бы пункт о ежеквартальной перерегистрации цен в аптеках.

В России уже много лет как функционирует система госрегулирования цен на лекарственные препараты. В рамках данной системы государство определяет перечень жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), утверждает методику расчёта и осуществляет государственную регистрацию предельных отпускных цен производителей, устанавливает предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей ЖНВЛП.

В данных обстоятельствах введение заявительного порядка регистрации отпускных аптечных цен на всю продукцию выглядит как минимум избыточным.

Сам же механизм реализации данного предложения вызывает уйму вопросов: почему регистрация осуществляется раз в квратал, а не раз в месяц или год, например? Заявительный порядок предусматривает контроль за предельным уровнем розничных надбавок к отпускным оптовым ценам? Регистрировать цены должна каждая отдельная аптека или регистрируются единые цены для всей аптечной сети? В целом по стране или в каждом отдельном регионе? И кто в конце концов будет все это мониторить и контролировать?

Складывается впечатление, что в пылу законодательного рвения народные избранники оказались далеки не только от народа, но и от чаяний фармацевтической отрасли, чьи интересны они традиционно отстаивают всей силой депутатского мандата. 

Но что действительно вызывает вопросы, так это предложение «ограничить количество организаций, которые может иметь аптечная сеть в стране».

Причём речь идёт не об ограничении доли на рынке, как это действует в отношении торговых сетей (не более 25 % в границах одного субъекта), а именно количестве организаций (мы специально нашли комментарий Андрея Исаева и перепроверили, см. видеоинтервью).

Преложение настолько глупое, что невольно возникает вопрос: действительно ли это банальная некомпетентность или же разработчики законопроекта преследуют свои, им одни известные цели. И против кого и под кого в конечном итоге пишется данный закон?

Что же до медицинских масок, переживать раньше времени не стоит. На данный момент ежедневно в России производится 900 тысяч масок в сутки и потенциально их выпуск может быть увеличен до 1 миллиона штук. Этого объема вполне достаточно, чтобы обеспечить внутренний спрос.

Ограничения же на продажу в аптеках медицинских масок вводиться не будут.