История самолёта началась с заказа военных на самолёт сопровождения бомбардировщиков, так как предполагали, что люфтваффе станут очень серьезным противником Б-17 "Летающей крепости".
Заказом занялась фирма Северского и Картвелли.
Картвелли главный конструктор фирмы взял самый мощный двигатель звездообразный воздушного охлаждения Прайт энд Уитни R-2800 развивший мощность 2000 л. с. с турбокомпрессорами работавшими от энергии выхлопных газов. Позднее устанавливали и более мощные двигатели.
Создатели назвали машину "Тандерболт" в переводе Громовержец. В войсках самолет прозвали Джаг - кувшин.
Опытный XB47B чем то напоминал И-16, самолёт строился вокруг мотора. Самолёт весил почти 6 тонн, в крыльях размещались 4 пулемета 12,7-мм.
На испытаниях самолёт разогнали до скорости 660 км/ч.
Самолёт был цельнометаллический, низкоплан, с убирающимся шасси, кабина пилота бронированная, баки протектированные. Сначала за кабиной был гагрот, потом установили каплевидный фонарь для лучшего обзора.
В марте 1942 г. строятся первые 140 самолётов серии B. В 1943 г. Тандерболт вступает в бои с немецкой авиацией. В августе впервые экскортирует бомбардировщики.
Тандерболты для лучших показателей по скороподьемности старались максимально облегчить, снимали 4 пулемета, сокращали боекомплект, снимали краску и полировали самолет. Заправляли высокооктановым бензином. Даже переднюю бронезащиту снимали.
Потом на этом поприще в Европе его заменили Мустанги, у них радиус действия был выше, да и маневренные качества.
Тем не менее самолёты использовались на всех театрах военных действий, кроме Аляски. Тандерболты в претендовали на сбитие больше 3700 самолётов, сами потеряли 3499 машин. По другим данным, они сбили 7000 самолётов, уничтожили 9000 локомотивов и 6000 транспортных средств.
Наиболее подходящим вариантом был истребитель-бомбардировщик самолёт имел мощное вооружение у модификации P-47N было 8 пулеметов 12,7-мм. Помимо этого он мог взять три 454 кг бомбы (или другие бомбы 45, 113 и 227 кг), 10 ракет 127-мм. Бомбовая нагрузка была просто огромной - 1361 кг.
Причем скорость была немаленькой 750 км/ч на высоте 9750 м.
Самолёт мог брать подвесные баки для увеличения дальности полета.
В СССР пришли 203 машины P-47D, их отправили в части ПВО.
Насчёт летных качеств М. Галлай вспоминал, что самолёт тяжелый, медленно разгонялся, маневрировал в горизонтальной и вертикальной плоскости плохо.
Выпуск составил больше 15600 машин всех модификаций.
Подводя итог можно заключить, что самолёт был очень удачный для использования в качестве истребителя-бомбардировщика, благодаря мощному мотору и использованию металла в конструкции.
Спасибо за прочтение. Всего хорошего.