Почему в Церкви всё за деньги? Почему Спаситель самодельным бичом изгонял торгующих из храма, а сегодня при каждом храме открыта церковная лавка? Зачем Церкви столько денег? Куда уходят все наши пожертвования? Почему у батюшки дорогая машина? На эти и другие популярные вопросы мы вместе найдём ответы в заметках цикла "Церковь и деньги".
Начнём с ответа на вопрос сегодняшней публикации - "Почему в храме всё за деньги?".
Прежде всего давайте вспомним о том, что такое Церковь. С одной стороны, Церковь это установленный Богом институт сохранения и передачи новым поколениям неповреждённого учения Господа Иисуса Христа. С другой - Церковь это мистическое тело самого Господа а все верующие - части этого тела, через Церковь сообщающиеся с нашим Создателем. Наконец, Церковь это организация, созданная для обеспечения двух своих первых основных задач. И как всякой организации, для поддержания своей структуры и функций, ей требуются определённые средства.
Уже в первом веке от Рождества Христова, верующие брали сначала апостолов, а потом и поставленных ими во главе новосозданных христианских общин епископов, а также свои молитвенные помещения на содержание общины. Это никогда не понималось верующими, как покупка или продажа религии.
Проповедь Евангелия давала христианам неизмеримо больше того, чем они обладали до этого – надежду на Вечную жизнь в Царствии Божием. Все они понимали, что "трудящийся достоин пропитания", а собранная епископами милостыня может быть использована также для нуждающихся и больных в других христианских общинах. Верующие отдавали толику своего материального достатка ради того, чтобы Церковь могла поддерживать своё существование и продолжать миссию.
Вот как эту мысль в девятой главе Первого послания к Коринфянам выразил святой апостол Павел: “Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования”.
Таким образом мы, называющие себя верующими, должны участвовать в жизни Церкви своим доходом, если хотим поддерживать её существование и пользоваться накопленными Церковью духовными сокровищами. А мы хотим этого.
В древние времена, как отмечал в своей статье “Откуда у Церкви деньги?” протодиакон Андрей Кураев, устройство жизни имело известную простоту. Во-первых, при каждом храме складывалась постоянная община из живущих поблизости верующих, в которой все друг друга знали и все уделяли значимую часть дохода (церковную десятину) на нужды храма.
Во-вторых, большая часть вещей, которые использовались в храме, изготавливалась самими верующими в рамках их хозяйств. Крестьяне сами сеяли злаковые и, как следствие, мололи зерно в муку и выпекали хлеба и просфоры. Виноделы лично изготавливали богослужебное вино и приносили его в храм. То же самое происходило с материей для облачений, ладаном, свечами, елеем (маслом) и т.п. – это были продукты домашних хозяйств верующих, которые они приносили и жертвовали в храм.
Сегодня общественное устройство значительно усложнилось. Теперь сам храм занимается изготовлением просфор, закупкой вина, ладана, елея, облачений и утвари, изготовлением свечей. А мы – программисты, врачи, пожарные, лётчики, логопеды, фрезеровщики и прочие – не способны использовать прямые продукты своего труда для совершения богослужений.
Мы конвертируем свой труд в деньги, которые приносим в церковную лавку и на которые заказываем записки и свечи, а уже сама Церковь берёт на себя труд обратить нашу непрямую жертву во всё, потребное для Таинств.
Кроме того, развитие транспортной инфраструктуры в городах “размывает” общину. Сегодня я хожу в один храм, а завтра захотел, сел на метро и поехал в другой, расположенный от моего дома за несколько километров или вообще на другом берегу огромной реки, но легко мне доступный.
Также отрицательно на жизнь общины влияет и ритм сегодняшней жизни. Если я, к примеру, работаю по сменам два через два, работа не позволяет мне посещать воскресное богослужение не то, чтобы каждую неделю, а хотя бы и каждую вторую.
Таким образом, в постоянной “обойме” храма остаются лишь немногие, что не позволяет содержать его за счёт десятины. Поэтому её и не собирают с верующих. А деньги на содержание храма нужны… Так что не стоит удивляться указанным в храме “рекомендуемым суммам пожертвования” за записки, свечи и разные требы. Это современная замена той десятой части доходов, которую мы, верующие, должны бы отдавать в Церковь.
Кроме того, всё самое важное в Церкви можно получить даром! Не верите? А давайте вспомним, когда и где вы в последний раз видели платное Причащение?
Центральным местом православного богослужения является Таинство Евхаристии. В нём по молитве епископа или священника на предложенные хлеб и вино сходит Бог Дух Святой и таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Причащаясь (употребляя их в пищу), мы сообщаемся с Богом, напитываемся даруемой им энергией благодати. И это главнейшее для верующих Таинство всегда и везде, абсолютно в любом храме является бесплатным.
Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!
Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!