Брак с точки зрения Карла Густава Юнга. Ч. 2. Зрелый возраст.

Карл Густав Юнг с женой Эммой.
Карл Густав Юнг с женой Эммой.
Карл Густав Юнг с женой Эммой.

Карл Густав Юнг полагал, что «середина жизни представляет собой время высочайшей психологической важности», «моментом величайшего расцвета».

В  труде: «Брак как психологическое отношение» К.Г.Юнг подчеркивает, что изменение сознания начинаются «с наступлением второй половины жизни». 

Психологическая жизнь ребенка проходит под влиянием взрослых

«По мере созревания горизонт и сфера собственного влияния расширяются». 

Зрелость Юнг сравнивает с перебродившим вином, начавшим светлеть.

Благополучие способствует проявлению консервативных наклонностей.

Оглядываясь назад, человек пытается осмыслить, как сложилась его жизнь,

«познать собственное своеобразие». 

Такое познание достигается ценой потрясений.

Середина жизни - это время разлада с самим собой.

Определяются новые цели, которые вступают в противоречие с  юношескими установками. «Появляется рассогласование воли», «разлад с самим собой».

«А поскольку его внутренний источник не осознается, то причины, как правило, проецируются на партнера». Это приводит к кризису в отношениях».

Супруги приходят к кризису среднего возраста не одновременно и могут реагировать на него по разному.

Тот из партнеров, которого связывали с родителями позитивные отношения, в браке быстрее приспособится к партнеру. Но тот, кто дольше приспосабливается, будет сильнее держаться за связь, так как далась она ему тяжелее. 

На характер кризиса оказывает влияние не только «темп приспособления», но и 

«объем духовного развития личности». Юнг понимает под этим «определенную сложность духовной натуры, сравнимую с камнем со многими гранями в отличие от простого куба». 

Каждая грань - это «врожденные психические единицы». Многосторонним  людям сложно приспособиться к более простым. 

Иногда сложные личности способны «отщеплять на длительное время несовместимые черты характера и благодаря этому казаться простыми».

Более простая личность «попадает в плен» более сложной. 

«Жена, которая духовно целиком поглощена своим мужем, и муж, полностью эмоционально поглощенный своей женой, - это вполне обычное явление». 

Юнг назвал это «проблемой поглощенного и поглощающего».

Для наглядности своей теории Юнг прибегает к помощи метафоры, сравнивая натуры супругов с помещениями или комнатами.

Простая натура предоставляет  слишком маленькое помещение своему более сложному партнеру, и он ощущает нехватку пространства.  Сложная натура, напротив, подобна огромному помещению, в котором теряется поглощаемый

«Более сложный человек содержит в себе более простого». Но он и сам 

имеет «потребность быть окруженным».  Это приводит его «к конфликту с сознанием». Он «чувствует себя вне брака».

Потребность быть понятым не удовлетворяется в таком браке.

«Поглощающий всегда как бы «наблюдает из окна», сначала, правда, бессознательно. Но когда он достигает середины жизни...он осознает, что ищет дополнение - «поглощенность» и цельность, которых ему всегда недоставало».  

Союз двух личностей: поглощающей и поглощаемой находится в постоянной динамике, в попытке достичь психологической приспособленности.

Кризис среднего возраста, хоть и по разному, но переживают оба супруга, и, в какой-то момент каждый из них вынужден искать цельность в самом себе.  

Поглощенный должен «вернуться к самому себе» и открыть недостающие грани. Он «обретает самого себя и вместе с тем обнаруживает в своей простой натуре все те сложности, которые тщетно в нем искал поглощающий».

«Если поглощающий не будет сломлен... ошибкой брака», примет свое     «стремление к единству», то может «справиться с раздробленностью»,

и осознать «возможность внутреннего объединения». 

«Он обнаруживает как свое достояние цельность в самом себе». 

В середине жизни происходит превращение «из состояния, где человек является лишь инструментом своей инстинктивной природы, в другое состояние, когда он уже является самим собой, а не инструментом - добивается превращения природы в культуру, инстинкта - в дух».

Такой процесс благотворен только если он протекает естественно.

Юнг призывал не «извращать дух в чувственность, а чувственность в дух; должно жить и то и другое, потому что существование одного зависит от существования другого».

Гармония брака первой половины жизни базируется на проекции архетипов.

Мужчина ищет архетип женщины, который является «сгустком всех впечатлений о женщине». 

«Поскольку этот образ является бессознательным, он всегда бессознательно проецируется на фигуру любимого человека и является одной из главных причин ее страстной привлекательности». Юнг «назвал такой образ Анимой».

Женщины «тоже имеют врожденный образ мужчины». «Женщина имеет не Аниму, а Анимуса». 

«Анима носит эротически-эмоциональный характер, Анимус - «рассуждающий».

«В браке поглощенный всегда проецирует этот образ на поглощающего, тогда как последнему удается спроецировать соответствующий образ на партнера лишь частично. Чем тот однозначнее и проще, тем меньше удается проекция». 

Образ «ожидает того, чтобы заполниться реальным человеком».