Инвайронментализм, как новая социальная парадигма. Или еще раз об экологии.

12 March 2020
148 full reads
1,5 min.
499 story viewsUnique page visitors
148 read the story to the endThat's 30% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Репродукция картины Александра Шаталова "Братская ГЭС строится". 1959 год.
Репродукция картины Александра Шаталова "Братская ГЭС строится". 1959 год.
Репродукция картины Александра Шаталова "Братская ГЭС строится". 1959 год.

Сегодня  взгляд на существующие проблемы во взаимоотношениях между человеком и средой все больше принимают радикальный характер.

Инвайронментализм, (от англ. environment - окружение), как социальное движение за спасение среды обитания, нам больше известно, как Движение Зеленых.

Инвайронментализм - слово для нашего уха не очень благозвучное, и оно не прижилось, несмотря на ту легкость с какой старые русские понятия  уступают место заимствованиям из иностранного словаря.

В переводе на  понятный нам язык мы имеем дело со «средологией».

Общество вынуждено было обратить внимание на проблемы экологии еще пятьдесят лет тому назад. Неконтролируемая урбанизация, перенаселение, дефицит природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, и прочие беды цивилизации   стали актуальны еще в 70-х годах ХХ столетия.

Постепенно все эти проблемы были объединены и сформулированы в понятие экологического кризиса. 

Эта проблема в первую очередь социальная, так как речь идет  о выживании не отдельного человека, а целых сообществ, и, в печальной перспективе, человечества в целом.

За прошедшие десятилетия экологический кризис стал более глубоким, а полемика вокруг него более острой.

Само появление философии инвайронментализма свидетельствует о том, что совершился поворот в отношении «экологического вопроса».

Мы по инерции продолжаем жить в системе старых парадигм, но сама природа будет нас разворачивать  лицом к среде обитания, требовать коллективного принятия новой концепции существования.

Радикальные  инвайронменталисты требуют восстановить гармонию человека и природы, представая перед мыслящей частью общества, как утописты.

Примитивный инвайронментализм пытается все свести к обнулению отношений человека и природы, но это не достижимо, и не пойдет на пользу ни человеку, ни природе. Разворот вспять вызывает тектоническое противодействие, которое трудно спрогнозировать.

Оставим в стороне «зелёный» экстремизм. Средология сегодня должна пытаться сохранить не только первозданность природы, но и привычную для человека среду обитания.

В этой связи экологические проблемы приобретают междисциплинарный  характер.

Помимо естественных наук экология требует внимания экономики, правовой сферы и претендует на участие в политике. Что мы и наблюдаем в последнее время.

Что в этой связи делать отдельно взятому человеку? Менять свой взгляд на предмет. Именно: менять психологию своего существования в среде.

Ещё раз остановимся на том, чего мы не должны делать. Прежде всего поддаваться кликушеству.

Радикальный инвайронментализм претендует на то, чтобы узурпировать право определять направления и способы решения экологических проблем.

При этом способы решения не предлагаются. Пока дело ограничивается делом массового внушения человечеству чувства вины за научный прогресс. 

Каждый, кто хоть раз в своей жизни проехал в поезде, должен ответить перед историей наравне с Джорджем Стефенсоном, изобретшим паровоз. Но следуя этим путём, недолго разделить вину с далеким предком, который вынужден был вырубить участок леса, чтобы согреться, приготовить пищу и расчистить участок земли, для того, чтобы эту пищу вырастить.

Зелёное движение упорно не желает дружить с наукой. Сегодня полемика между представителями «зелёных», выкрикивающих очередные громкие обличения, и представителями науки, которые пытаются вернуть полемику в русло коллоквиума, напоминает перебранку нахального студента с профессором.

Несмотря на крики: «шеф, все пропало», - транслируемые СМИ, проблемами экологии уже много лет занимаются ученые, и стоит доверять именно их выводам и советам.

Без участия науки нам не осознать масштаб проблемы и не выработать стратегию. Кто может с цифрами в руках доказать, что наносит больший вред природе: вырубка лесов под плантации бананов и маиса или стадо овец, пасущихся на участке такого же размера?  Это относится и к промышленности и добыче полезных ископаемых. Соотношение пользы для человека и вреда для природы должно быть жизненно обоснованно. Не говоря уже о том, что нанесенный вред должен быть компенсирован, что невозможно сделать без помощи науки.

Практическому участию каждого человека в инвайронментальном процессе должно предшествовать  образование и воспитание. Формирование экологической культуры - непростой процесс. Отношение к среде должно быть осознанным, только тогда оно сможет быть правильно сформировано.  

Дети, надо признать, сегодня в сфере защиты окружающей среды просвещены больше, чем их родители. 

Взрослым остаётся подтягиваться до современного уровня понимания основ социоэкологии.

Новая  инвайронментальная парадигма потребует от каждого человека отношения к окружающей среде (в широком смысле), как исключительному, жизненно важному фактору. Природные аномалии, экологические  катастрофы, эпидемии могут коснуться каждого человека, повлиять на его жизнь и даже изменить коренным образом.

Жизнь каждого человека индивидуальна. Существование отдельных общественных формаций также определяется сформированными на протяжении длительного времени факторами и привычками. Общим для всех может стать одно: сохранение среды обитания, разумное существование в рамках симбиоза интересов триады: Человек-Общество-Природа.