155 подписчиков

Обмен "премудростями", или Каждый родитель может

204 прочитали

Наступили не очень лёгкие времена для всех нас. Про привычный ритм жизни, когда дети ходят в садик, в школу и с ними занимаются педагоги, придётся на время забыть. Это время не должно пройти впустую. Надо взять себя в руки и продолжить начатое, Вы согласны?

Меня иногда спрашивают, почему система логопедических занятий с дошкольниками и младшими школьниками на этапе автоматизации звуков, предлагаемая мною, такая непривычная для большинства. Потому, что таким образом возможно усилить интерес детей к занятиям, стимулировать их к собственному словесному творчеству. Как это работает? Постараюсь объяснить это не столько для специалистов, сколько для родителей. Потому что, в моём понимании, родитель - самый главный педагог для своего ребёнка.

Повествование не из коротких, а потому устраивайтесь поудобнее - будем рассуждать и учиться.

Кто такой логопед?

Не конкретно я, а вообще.

Логопед- это специалист, занимающийся коррекцией нарушений речи.

Вот какое значение вкладывает в это слово С.А. Кузнецов:

В помощь родителям, чьи дети имеют нарушения речи

Да, можно сравнить логопеда с лекарем:

Логопед – это лекарь души,

Будто мостик в счастливое детство!

Он дарит радость каждому ребёнку,

Заботливо приняв над детворою шефство.

Но, всё же, логопед - это педагог, который "лечит" не столько самих детей, сколько неправильно произнесённое или употреблённое слово малыша словом. Логопед работает в тесном содружестве с врачами: неврологом, психиатром, отоларингологом и другими. Если рассматривать основную клинико-педагогическую классификацию нарушений устной речи, то можно отдельной строкой выделить дислалию, дизартрию и ринолалию.

Основная клинико-педагогическая классификация нарушений устной речи

Дислалиянарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Дизартрия нарушение звукопроизношения и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата в результате органического поражения нервной системы.
Ринолалиянарушение звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба .

Не буду подробно останавливаться на каждом из этих нарушений речи, Обобщу лишь, специально подчеркнув текст, что у них есть один общий симптом - нарушение звукопроизношения. Поэтому одной из задач, стоящих перед специалистом и перед родителем, является формирование у детей умений и навыков правильного воспроизведения звуков.

Логопедическое воздействие при коррекции произношения звуков осуществляется поэтапно.

Этапы коррекции звукопроизношения

Традиционно выделяют три основных этапа:

  • Подготовительный этап.
  • Этап постановки звука.
  • Этап автоматизации звука.

Можно образно представить себе все эти этапы в виде строительства фундамента доброго дома, когда мы сообща, беря в заботливые руки кирпичик за кирпичиком, строим РЕЧЬ наших детей.

В помощь родителям, чьи дети имеют нарушения речи-2

Подготовительный этап и этап постановки звуков при серьёзных нарушениях речи чаще требует помощи специалиста.

Успех в "построении" этапа автоматизации звуков больше зависит от родителей, а логопед может в это время лишь задавать верное направление.

Цель заключительного этапа - правильное употребление звуков в свободном речевом общении, в различных внешних ситуациях, а также в спонтанной речи ребёнка.

Как правильно построить занятия на данном этапе? Обычно предлагают такой подход;

Автоматизация звука в словах — это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове — в начале, середине, конце — подбирают по 20—30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т.е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных) Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребенку должно быть предложено не менее 60—90 картинок. За одно занятие дается 10—16 слов, при этом каждое проговаривается 4—5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно (1)

Да, можно открыть орфографический словарь, выписать необходимые слова и проговаривать их. Можно распечатать картинки и работать с ними. А можно проявить творчество. Если вы за творческий подход к занятиям, то вновь обратите внимание на подчёркнутый текст. 10-16 слов берётся на каждое занятие и повторить слова надо по 5 раз.

Основная идея успешной автоматизации звуков

Попробуем мысленно ответить на некоторые вопросы.

  • Как вы понимаете фразеологизм "капля в море"?
  • Как вы понимаете выражение "море слов"?
  • Что такое одно слово в море слов?
В помощь родителям, чьи дети имеют нарушения речи-3

Спасибо за ответы!

Запутала вас немного? Ничего страшного - сейчас распутаемся.

В последние годы и родители, и педагоги все чаще сталкиваются с тяжелыми нарушениями речевой функции у детей, при которых этап автоматизации звуков немного затягивается.

Что можно предпринять для успешной автоматизации звуков?

  • Увеличить количество слов?
  • Увеличить количество занятий?
  • Или что-то другое?
В помощь родителям, чьи дети имеют нарушения речи-4

Когда-то я задала себе подобные вопросы. А в ответ на них разработала такую систему занятий, при которой, уменьшив количество слов, чтобы избежать утомления ребёнка, постаралась улучшить качество за счёт интересной формы организации занятий и разнообразного сочетания специальных приемов работы со словом – основной единицей языка.

Что такое слово?

Чтобы со всем этим разобраться, прежде всего, вспомним, что такое слово и чем оно отличается от других единиц языка (звука, слога).

В помощь родителям, чьи дети имеют нарушения речи-5

Итак, слово имеет фонетическую оформленность (звуковую оболочку), имеет значение (внутреннее содержание), в качестве строительного материала выступают морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание). Да, так получается, что мы всегда строим.

В зависимости от цели занятия мы можем воспользоваться любой из этих основных характеристик слова.

Овладев приёмами работы над словом, каждый родитель сможет помочь своему ребёнку в усвоении правил родного языка. КАЖДЫЙ - поверьте мне на слово.

Сейчас я постепенно, по мере сил и возможностей, выкладываю на канале систему упражнений по автоматизации поставленных звуков. Но, это не сборник готовых конспектов, а просто общая канва занятий. Вы сами можете строить (опять строить) свои занятия, можете дополнять, видоизменять, использовать лишь фрагменты этого материала - не важно. Важно то, что мы вместе будем идти к одной общей цели. И мы дойдём до неё. Обязательно дойдём!

Будем учиться строить?

Например, нам надо автоматизировать звук [п], а заодно и поговорить о грибах. На примере одного слова ПОДОСИНОВИК я постараюсь донести до вас весь смысл работы с детьми.

О рифмовках

Сейчас мы попробуем вместе сочинить рифмовку о подосиновике, воспользовавшись приёмами ТРИЗ, и максимально наполним её изучаемым звуком [п].

Стишок, как упражнение,
Мобилизуя всё своё воображение,
Сейчас мы сочиним,

В помощь родителям, чьи дети имеют нарушения речи-6

Например, ребёнок считает, что шляпка похожа на яркий праздничный колпачок, который он надевал на дне рождения друга.

Начнём со слова КОЛПАЧОК,
Тогда рифмуйте всё на "ок".

Примерная загадка:

Ярко-красный колпачок,

Тёмно-серый сапожок,

Подосиновик так ярок,

Словно праздничный подарок.

Её можно выучить с помощью мнемотаблицы. Здесь картинки помогают запомнить.

В помощь родителям, чьи дети имеют нарушения речи-7

Дети любят проговаривать и запоминать различные рифмовки. Именно поэтому на своих занятиях я часто их использую и вам рекомендую.

О загадках

Ещё дети очень любят отгадывать загадки. Почему бы нам не доставить им удовольствие и не предложить на занятии загадку, где в отгадке есть нужный нам для автоматизации звук [п]? Тем более, что при данном виде упражнений мы параллельно развиваем у ребёнка аналитические способности.

Где растёт подосиновик? Что из него можно приготовить?

В помощь родителям, чьи дети имеют нарушения речи-8

А сейчас рассмотрим слово ПОДОСИНОВИК с точки зрения словообразования.

Под осиной – подосиновик, под берёзой – подберёзовик, под дубом – поддубовик.

А как будет называться гриб, выросший под малиной? Под абрикосом? Посредством данной игры мы не только знакомим ребёнка с приставочно-суффиксальным способом словообразования, но и привлекаем детей к словотворчеству. А, может, мы вырастим будущих генетиков,которые потом выведут нам такие сорта грибов?

В помощь родителям, чьи дети имеют нарушения речи-9

Уясните простую истину, что все занятия по автоматизации звуков должны быть насквозь пронизаны играми и упражнениями, направленными на развитие творческого воображения, мышления, памяти.

Потренируйтесь сами в составлении загадок. Это очень интересно.

Самостоятельно придумайте загадку о шампуне, используя простую схему:

В помощь родителям, чьи дети имеют нарушения речи-10

У меня получилась так:

Жидкий он, но не вода.

Щиплет, если попадёт в глаза.

Пенистый он, но не квас.

Волосы отмоет враз. (Шампунь)

Эту загадку я использовала в занятии по автоматизации звука [ш]

Мало того, с помощью загадок можно практически всё рассказать о предмете. Послушайте:

Вылупился я в чужой семье,

В уютном, тёпленьком гнезде.

На груди моей тельняшка.

Прокормить меня так тяжко:

Ведь в еде разборчив я,

Гусеницы – вот еда моя.

Растит меня другая мать с пелёнок.

Угадай- ка, кто я?... (Кукушонок)

Правда? Почти всё, что ребёнку интересно знать о кукушонке уместилось в одну короткую загадку. Загадали, отгадали, поговорили о предмете, при этом проследили за правильным произношением автоматизируемого звука.

О других играх для развития высших психических функций

Очень рекомендую игру "Четвёртый лишний".

Откройте занятия и посмотрите, что многие из них я начинаю именно с этой игры.

Например. при автоматизации звука [л]. Какая картинка или какое слово лишнее?

лось, лама, лошадь, ласточка

ладонь, лоб, локоть, ломтик

Или при автоматизации звука [с]:

сом, сова, сойка, соловей

соболь, сайгак, собака,, сокол

Проговаривая лексический материал, уделяйте особое внимание значению слов. Объясняйте ребёнку, для чего необходим тот ли иной предмет, из чего он сделан, если рукотворный,

Например, вы автоматизируете звук [р]. Пусть ребёнок повторит за вами слова и запомнит их: сарафан, рукав, рубашка, сорочка , - отражённое проговаривание слов.

В помощь родителям, чьи дети имеют нарушения речи-11

Затем пусть назовёт слова самостоятельно. Выберет лишнее слово и объяснит, почему он так считает. В данном случае, лишим он, скорее, назовёт слово "рукав".

Подумайте, что мы можем дальше предложить ребёнку? Мы все значения слова рукав с вами рассмотрели?

Рукавом мы называем часть одежды, шланг для подачи воды у пожарных, рукав реки, рукав для запекания. Тут мы знакомим ребёнка с многозначностью слова "рукав".

В помощь родителям, чьи дети имеют нарушения речи-12

Очень полезны не только для автоматизации звука, но и для развития ассоциативного мышления задания по составлению похожих пар слов. Нужно выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов. Объяснить, чем похожи эти пары.

Вот одно из таких упражнений в задании по автоматизации звука [ш]

Нога - обувь, колесо - (дорога, шина, руль).

Карандаш - рисунок, нитка - (пуговица, шов, иголка).

Спицы - вязать, иголка - (шить, читать, спать).

Футбол - мяч, хоккей - (шайба, хоккеист, ворота).

Можно предложить детям упражнение для развития памяти:

1) Запомни и повтори два слова:

мешок – пушок; мышонок – лягушонок; дыши – пиши;

шина – машина; галоши – лошадь; крыша – мыши;

груша – уши.

2) Послушай первое слово, вспомни и назови второе:

мешок -…, мышонок -…, дыши -…, шина -…, галоши - ...,

крыша - …, груша - ….

И многие другие игры и упражнения.

Предлагаемая форма занятий:

- сохраняет здоровье ребенка, предупреждая утомление;

- уменьшает сроки коррекции, т.к. приближает развивающую среду к ситуации непроизвольного формирования речи.

О главном

Но, самое главное, ребёнок должен чувствовать, что вы заинтересованы в правильности его речи, что вы радуетесь вместе с ним каждому новому шагу на сложном пути по преодолению нарушений, что вы рядом, что смотрите в его глаза, а не в экран смартфона.

Говорите с ребёнком даже тогда, когда готовите ужин, пеките вместе с ним пироги, нарезайте салаты - общайтесь с ребёнком при каждом удобном случае. Читайте вместе сказки, рассказы, смотрите любимые мультфильмы и обсуждайте сюжет. И не забывайте следить за правильностью как своей, так и его речью.

Как-то так.

Подписывайтесь на канал Говорливый ручеёк. Будем играть и учиться.

И, чтобы было понятно, кто автор канала Говорливый ручеёк, то вкратце я рассказала о себе в небольшой заметке - кто не видел публикацию, то можете поинтересоваться:

О "Говорливом ручейке" и обо мне. Я - логопед

Вместе мы - сила! Успехов! Татьяна

Использованная литература:
1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил