146 subscribers

Почему ребенок использует эхолалию?

Почему ребенок использует эхолалию?

Если мы проанализируем, как и когда дети используют эхолалию, окажется, что для этого есть определенные причины. Некоторые из них связаны с коммуникацией и процессом освоения языка, другие нет. Во всяком случае, на первый взгляд – нет. А возможно, мы просто не понимаем сообщение, которое нам пытается передать ребенок.

Какие причины могут заставлять ребенка использовать эхолалию?

Причина первая

Ребенок не понимает речь, но он видит и слышит, что люди вокруг как-то «звучат», и старается, как может, поддержать коммуникацию.

Причина вторая

Мозг ребенка медленно обрабатывает то, что слышат уши. Ребенок понимает, что собеседник что-то сказал, но мозг не успевает достаточно быстро «переварить» услышанную информацию и сформировать ответ. Эхолалия позволяет выиграть время.

Причина третья

Ребенку трудно сгенерировать и произнести свой собственный ответ на вопрос из-за нарушений речи. Он использует готовый шаблон – эхолалию в качестве доступного средства общения.

Причина четвертая

Бесконечное повторение слов, фраз или звуков может быть следствием поиска сенсорной стимуляции. Ребенку нравится звучать. Возможно, у него снижена сенсорная чувствительность слуховой системы и мозг требует больше звуков для стимуляции. Может быть, мозг требует больше стимулов от мышц речевого аппарата (проприоцептивная стимуляция).

Причина пятая

Это способ успокоить самого себя. В этом случае, возможно, у ребенка повышена чувствительность к каким-то звукам или другим сенсорным стимулам. Он пытается заглушить неприятные стимулы, используя эхолалию, или использует ее для саморегуляции.

Какие из этих целей являются коммуникативными, а какие нет? Пытается ли ребенок нам что-то сообщить своими эхолалиями или разговаривает сам с собой? На эти вопросы ответить не просто. Дело в том, что с определением самих терминов «коммуникация» и «общение» нет никакой ясности.

Диалог – это всегда ДВОЕ. Поэтому важно не только коммуникативное намерение ребенка, но и ваша готовность считать его эхолалию попыткой поддержать диалог с вами.

Готовы ли вы этому?

В первые месяцы жизни, когда у малыша начинают формироваться паралингвистические средства общения, взрослые автоматически приписывают ребенку коммуникативные намерения. Это часто происходит еще до того, как ребенок способен к намеренной коммуникации. И это пусковой механизм для развития диалога: взрослый

СЧИТАЕТ действия ребенка, его мимику, все звуки, которые он издает, НАМЕРЕННЫМИ попытками передать какое-то сообщение. Такая интерпретация действий ребенка является мостиком к тому, что он действительно со временем начинает использовать все это для намеренной коммуникации со взрослыми.

То же самое с детьми постарше, которые застряли на стадии эхолалий. Речь нужна для коммуникации, и ее появление становится результатом коммуникации. Поэтому, если взрослые реагируют на эхолалии ребенка как на попытки что-то сообщить, они помогают ему развивать навыки коммуникации, а значит, и инициативную речь. В большинстве случаев эхолалия не является бессмысленным поведением. Она может играть важную роль в коммуникации.

Причины можно разделить на три более крупные группы:

— причины, связанные с низким уровнем понимания речи;

— причины, связанные трудностями поддержания диалога;

— причины, связанные с сенсорными особенностями.

Фрагмент из книги Виктории Ефимовой "Эхолалия для логопедов, дефектологов и родителей"