Советские автобусные остановки в фотографиях Кристофера Хервига.

9 February

За 12 лет канадский фотограф проездил более 30 000 километров на машине, велосипеде, автобусе и такси по 14 странам бывшего Советского Союза. Всё ради того, чтобы отыскать и запечатлеть неожиданно возникающие вдоль дорог жемчужины социалистического искусства – советские автобусные остановки.

Кристофер Хервиг (Christopher Herwig) начал работать над своим проектом в 2002 году, бросив вызов самому себе и решив делать по одному хорошему снимку каждый час во время велосипедного тура из Лондона в Санкт-Петербург.

Позже фотограф проехал от берега Чёрного моря до бескрайних казахских степей, снимая необыкновенные автобусные остановки советских времён. Он побывал в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Украине, Молдове, Армении, Абхазии, Грузии, Литве, Латвии, Эстонии и Белорусси.

«Несмотря на все мои старания не вызывать подозрений, несколько раз меня обвиняли в шпионаже и я чудом избегал неприятностей, – пишет Хервиг. – В Абхазии мой водитель обвинил меня в том, что я грузинский шпион и фотографирую щекотливый материал. Он потребовал взятку, а иначе я бы оказался "в милиции, а оттуда прямиком к расстрельной команде"».

Скульптор и архитектор Зураб Церители, спроектировавший автобусные остановки в Абхазии, сказал, что остановки задумывалась таким образом, чтобы народ получал удовольствие. На первый план выступало искусство и художественность объекта. А белорусский архитектор Армен Сардаров объяснил фотографу, почему именно автобусные остановки в СССР создавались с таким креативом:

«Так случилось, что тема моей архитектуры – это дороги. Тема интереснейшая. То есть дорога, которая не ставит своей целью попасть из одной точки в другую, а получить удовольствие. Почему автобусные остановки? Мы жили в социалистическом мире. В социалистическом мире индивидуальный транспорт не поощрялся, он не сильно развивался, мы не имели массово автомобилей, а сообщения должны были быть. Вся система строилась на автобусных маршрутах. Именно они соединяли страну. Те, кто работал в дорожной системе, встречались 1-2 раза в год. Я думаю, их посыл был примерно такой: они хотели индивидуальности в архитектуре, пытались уйти от серийности, от какой-то брутальности к некой индивидуальности... Всё-таки всходили ростки настоящей культуры».

После своих путешествий Кристофер Хервиг опубликовал фотокнигу «Советские автобусные остановки», которая стала настолько популярной, что фотограф издал её продолжение. Предлагаем оценить полёт фантазии создателей остановок советских времён в 30 снимках из фотопроекта Хервига.


Удинск, Бурятия.

Удинск, Бурятия.

Дубно, Украина.

Дубно, Украина.

Иваново, Россия.

Иваново, Россия.

Новая Любомирка, Украина

Новая Любомирка, Украина

Омск, Россия.

Омск, Россия.

Ростовановское (Ставрополье), Россия.

Ростовановское (Ставрополье), Россия.

Саранск, Россия.

Саранск, Россия.

Широкий, Россия.

Широкий, Россия.

Шляхтинцы, Украина.

Шляхтинцы, Украина.

Старый Оскол, Россия.

Старый Оскол, Россия.

Киргизстан.

Киргизстан.

Гагра, Абхазия.

Гагра, Абхазия.

Пицунда, Абхазия.

Пицунда, Абхазия.

Аральск, Казахстан.

Аральск, Казахстан.

Пицунда, Абхазия.

Пицунда, Абхазия.

Ниитсику, Эстония.

Ниитсику, Эстония.

Горный Алтай, Сибирь.

Горный Алтай, Сибирь.

Эчмиадзин, Армения.

Эчмиадзин, Армения.

Ивенец, Беларусь.

Ивенец, Беларусь.

Чарын, Казахстан.

Чарын, Казахстан.

Мариямполе, Литва.

Мариямполе, Литва.

Балыкчы, Киргизия.

Балыкчы, Киргизия.

Таджикистан.

Таджикистан.

Украина.

Украина.

Армения.

Армения.

Шымкент, Казахстан.

Шымкент, Казахстан.
Пицунда, Абхазия.
Пицунда, Абхазия.