335 subscribers

Рассказ очевидца о посещении Среднеуральского монастыря.

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. (1 Пет. 5:8).

ГЛАВА 1.

В конце двухтысячных годов, мы, с прихожанами свято-Георгиевского храма, возымели традицию посещения святых мест в качестве паломников, посредством автопутешествий. Ежегодно принимали участие в Крестном Ходе с Табынской иконой Богородицы в Башкирии. Регулярно посещали Далматовский монастырь в Курганской области. Так же ежегодно ездили в Екатеринбург на Крестный Ход в честь Царственных страстотерпцев.

В 2008 году прихожанин вышеупомянутого храма Александр Куликов предложил мне составить ему компанию для поездки в Среднеуральский женский монастырь Екатеринбургской епархии. Он был основан в честь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов".

Об этой обители у нас на Приходе бытовали разные мнения, в том числе и негативные. Суть претензий состояла в том, что духовник обители, якобы, даёт рекомендации, противоречащие святоотеческим традициям.

В былые времена, в Челябинске, проходила ежегодная Православная выставка-ярмарка. На неё съезжались со всей страны коробейники, продавцы одежды, мёда, вина, свечей, книг и прочей атрибутики. Так же в ней принимали участие представители монастырей и приходов храмов. Однажды, я там увидел группу, состоящую, приблизительно, из пятнадцати человек. По экипировке вполне Православные, но их поведение настораживало. Они глазами "сверлили" проходящих, выискивая тех, кто попроще. Их поведение носило навязчивый характер. Экзальтация зашкаливала. Это были т. н. "кочетковцы". Секта, деятельность которой была запрещена официально Патриархией. Как они пробрались на ярмарку, которая работала по благословению епархии, было непонятно. Вели они себя вполне по-сектантски. Назойливо предлагали купить книги, видео и аудионосители с проповедями своего гуру - бывшего священника РПЦ Кочеткова. Своей агитационной деятельностью они привлекали новых адептов в свои ряды. Смотреть на эту картину, творящуюся на Православной ярмарке, было отвратительно.

Рассказ очевидца о посещении Среднеуральского монастыря.

Поэтому, предложение Александра посетить пользующуюся сомнительной репутацией обитель, я встретил без восторга. Решил, что если дадут добро на приходе, то поеду. Я подошёл к одному из приходских священников и попросил благословение на поездку. Он благословил и рекомендовал повнимательней присмотреться к обстановке в монастыре для объективной оценки.

От Челябинска до Среднеуральска ехать около четырёх часов, но нам пришлось долго петлять, т. к. дорога запутанная. Приходилось не раз останавливаться на трассе и узнавать нужное направление. Автомобилисты, которых мы спрашивали, тоже не знали где находится интересующий нас объект. Мы стали читать акафист святителю Николаю, и с горем пополам, к вечеру, доехали до места назначения. Проблема состояла в том, что для достижения цели, необходимо многократно менять направление движения. Никаких указателей нет, а навигаторы в то время не были так распространены.

Рассказ очевидца о посещении Среднеуральского монастыря.

Обитель находится в сосновом бору, и на тот момент, представляла собой большую стройку. Кругом стояли пачки кирпича, бетонных плит, досок и прочих материалов. Нас накормили. Всем паломникам предлагалось принять участие в чтении акафистов. Учинённая монахиня в тетрадь записывала желающих и распределяла время - по два часа на каждого человека. В Притворе все входящие снимали уличную обувь и ходили по храму в тапочках, или босиком. На ночлег паломникам выдавали матрац, одеяло и подушку. Ночевать предлагалось в храме, на полу. Я дерзнул лечь спать возле солеи, рядом с Царскими Вратами. Электричества в храме не было. По периметру помещения стояли аналои, паломники и насельницы читали девять акафистов, при свечах, круглосуточно. Сон был такой, как будто в Раю побывал. Благодать, исходящая от Находящегося на Престоле, благотворно воздействовала на душу, врачуя страсти-мордасти.

Наутро я начал обследовать территорию и окрестности. Само по себе место, где устроен Среднеуральский монастырь, идеально для духовной жизни. Лес, удалённость от города, свежий воздух, тишина, пение птиц. Отсутствие лавок, торгующих табаком и алкоголем, аптек, со стимулирующими сознание веществами. Нет пьяных, наркозависимых, сквернословящих. Богослужение совершается ежедневно, плюс каждую ночь, в храме, освящённом в честь Казанской иконы Богородицы, совершается ночная Литургия. Акустика в храмах такая, что слышно каждое слово, хор поёт благоговейно, на Дивеевский манер. Богослужения уставные, продолжительные, без сокращений. Кормят паломников два раза в день - после утренней и вечерней служб. Хлеб пекут сами, бездрожжевой.

Духовника обители, схиигумена Сергия (Романова), на тот момент не было. Он, по словам паломников, часто находился в разъездах. Навещал своего духовника архимандрита Кирилла (Павлова), собирал пожертвования на монастырь, посещал скиты, которые находились глубоко в лесу, и до которых добраться можно было только посредством вездехода.

Я прогулялся по лесу. Обратил внимание, что на несколько километров вокруг нет ни соринки. Иногда, встречались "стайки" послушниц, собирающих лесные травы. Часть шла на приготовление супов, часть использовалась в качестве лекарственных растений.

Большинство насельниц молодого возраста, миловидной внешности. Что их привело в место добровольного отречения от радостей мира сего, только Бог весть. Выражения лиц приветливые, без претензий на избранность. Разговаривают доброжелательно, без заносчивости.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Народу в монастыре много, такое чувство, что попал в муравейник. Сама территория разделена на две части: женскую и мужскую. На женскую без благословения никто не заходит. Там же находится школа для детей.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

А на мужской располагались маленькие домики-кельи для местных священников и монахов. Мы с Александром заглянули в одну из таких избушек, т. к. дверь была приоткрыта для проветривания. Топчан-сундук, стол-тумбочка, иконы, лампада, на стене висят чётки, ряса и клобук. В углу маленькая дровяная печь. Вот и все радости жизни, остальное монаху будет мешать, рассеивать внимание. Площадь жилища была такая, что вдвоём находиться было бы уже тесно.

Были дома и побольше, комфортабельные. Как нам объяснили, они предназначались для священнослужителей, приезжавших в обитель. Профессиональные строители-миряне жили отдельно, через дорогу от мужской половины. Для их питания выращивали живность, у них была своя трапезная, и баня.

Часть территории, на которой проживают рабочие-миряне.
Часть территории, на которой проживают рабочие-миряне.

Пробыли мы с Александром на святом месте двое суток и возвратились восвояси.

Рассказ очевидца о посещении Среднеуральского монастыря.

Прошло немного времени, и Александр предложил повторить путешествие. На этот раз нам дали нарисованную вручную карту, на которой было указано, где, когда и куда поворачивать. Но, как мы ни старались, всё равно, заблудились. История повторилась, и после определённых блужданий мы были на месте.

В этот раз духовник был в поле зрения и Александр поспешил с ним познакомиться. У меня не было такой цели, поэтому я просто подошёл под благословение.

Сам отец Сергий не производил впечатление старца. Скорее всего, он, по своей натуре, организатор. строитель, администратор, трудяга. Каким-то чудным образом, под его руководством, на пустом месте, в лесу, за короткий срок, выросла полноценная обитель с пятьюста насельницами.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

В 2005 году отца Сергия, с несколькими послушницами, тогда ещё архиепископ, ныне митрополит Викентий (Морарь), послал в лес, на выделенный участок, и благословил устроить обитель. Жили они в вагончиках, молились, ежедневно совершали обход территории по периметру с иконами и с пением тропарей. И постепенно, милость Божия сотворила чудо. "Выросли" два больших храма, строился третий, огромная четырёхэтажная больница, сестринские корпуса, огромная трапезная, школа, пекарня, прачка, и много чего ещё. В хозяйстве было большое стадо коров. Отец Сергий организовал детский приют, в который собирал беспризорников. "Храм не строй, а сироту пристрой" - гласит народная мудрость.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Отношение к отцу Сергию в монастыре не было фанатичным. Ну идёт он куда-то и идёт, люди подошли, благословились и дальше пошли, никакого ажиотажа. Разве что дети, завидев его издали, бежали к нему и обнимали за ноги, не давая прохода, чем приводили всех присутствующих в умиление. Абсолютно несравнимо с отношением паломников к таким известным духовникам как отец Иоанн (Крестьянкин), отец Николай Гурьянов, отец Власий (Перегонцев), отец Илий (Ноздрин). Вышеперечисленные старцы не могли просто так появиться среди народа, тут же начиналась давка. А отец Сергий свободно везде перемещался, не привлекая особого внимания.

Монастырская больница. Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Монастырская больница. Фото из открытого доступа в сети Интернет.

На Двунадесятые праздники весь монастырь причащался. Всех насельниц отец Сергий знал по имени. На проповедях он говорил тихо и коротко. Говорил по делу, о спасении. Пять минут, не более. После этого всех паломников приглашал на трапезу. Еду готовили на дровяной печи. Этой едой было невозможно насытиться, поэтому паломники брали по два раза добавки, до того она была вкусная! Если кто-то из гостей привозил провизию, то её тут же готовили для паломников. И не важно, был ли это мешок карасей, или мешок сёмги. По амбарам ничего не пряталось.

Пекарня, она же просфорня. Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Пекарня, она же просфорня. Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Как мне сказали паломники, отец Сергий оплачивал аренду автобусов, они еженедельно доставляли желающих посетить обитель из Екатеринбурга и обратно.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

В 16 часов началось вечернее богослужение. На Исповедь к отцу Сергию стояло много народу, все приезжие. Исповедь длилась девять часов. В час ночи он уже стал просить отпустить его, т. к. ему было необходимо делать капельницу, вычитывать правило, а в шесть утра служить водосвятный молебен. Но народ не расходился, пришлось ему смиряться. Я заметил, что отношение к нему приезжих было явно потребительским. Было видно, что он уже валится с ног от усталости, но никого это не заботило, своя боль была куда важнее. За этот вечер, у него исповедовались около шестиста человек.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Рано утром, отец Сергий уже служил водосвятный молебен. Было ясно, что ночью он не спал. Вода у них была из артезианской скважины, очень вкусная. На молебне в одержимых нечистыми духами возникало беспокойство. Кто-то из них подпрыгивал, кто-то исторгал разные звуки, имитировавшие рычание. Особенно, когда отец Сергий стал мазать всех участвующих в молебне миром и кропить святой водой. Обычная реакция на благодать Святого Духа.

Во время Литургии, во время пения Херувимской песни, как и положено по уставу, отец Сергий вышел на амвон и сказал: "Простите меня, родные". У многих присутствующих брызнули из глаз слёзы, т. к. голос у него был особенный, очень родной, я бы так выразился. Было ощущение, что находишься в большой дружной семье, где тебя любят и не предадут. После Литургии, с амвона, отец Сергий сказал пару слов на потребу. Рассказал об образованной девушке, с университетским образованием, которая, родив ребёнка, ничтоже сумняшеся, утопила его в унитазе. Этим примером он дал понять, что некоторые моральные нормы светского общества в корне разнятся с православными ценностями.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

После благословенной трапезы, я продолжил обследовать территорию. Таких как я было несколько сотен человек, и все мы разбрелись по лесу, вознося мысли горе́. Забора, в то время, вокруг монастыря ещё не было. Я стал выспрашивать у паломников об отце Сергие. Люди говорили о том, что ему открыты наши мысли. У меня возник резонный вопрос - кем открыты? Стали приводить примеры из своей жизни, как приезжая на Исповедь, они слышали от духовника обители факты из жизни, о которых знали только они одни. Причём, это было не просто констатация события, а стимуляция к раскаянию. Я поинтересовался, есть ли польза от его духовного руководства? на что получил утвердительные ответы. Некоторые говорили, что зашли в жизненный тупик, и после обращения к отцу Сергию, и его консультаций, вышли из ступора и продолжили полноценную жизнь в социуме.

Рассказ очевидца о посещении Среднеуральского монастыря.

По поводу открытия мыслей. Митрополит Антоний Сурожский писал, что в его духовной практике наступило время, когда он стал слышать мысли окружающих его людей. Он очень обрадовался, т. к. теперь он мог своей духовнической деятельностью приносить огромную пользу окружающим. Но, со временем, в его душе закрались сомнения - а достоин ли он такого дара? Он стал горячо молиться Богу. Суть его молитвы была такова: "Господи, если это от Тебя, то благослови этим даром послужить ближним, если не от Тебя, то убери это от меня". И этот "дар" пропал. Поэтому вопрос от кого это явление у отца Сергия остаётся открытым. Я за трезвое отношение к происходящим событиям, без предвзятости. "Будьте мудры, яко змии..." (Мф. 10:16).

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Почему Среднеуральский женский монастырь получил всероссийскую известность? Многие мною опрошенные отвечали на этот вопрос однозначно: потому что верующие устали от бессмысленной демагогии, обрядности, формализма, царящих на приходах. От часовых проповедей, после которых в голове "каша". От слов, которые заменили действия. Душа жаждет живого, а не показного Православия. Вот и находили люди в "Спорительнице" искомое. Того, что требовала голодная до настоящего, а не поддельного, душа.

Подземный храм обители. Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Подземный храм обители. Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Люди, видя дела отца Сергия, о которых будет сказано ниже, проникались к нему доверием. Точнее сказать, наши души сами тянутся к кому-то, а от кого-то отворачиваются, умом эти направления не регулируются. Основа этих процессов - доверие. В этом и состоял феномен духовника обители, ему доверяли. Поэтому и тянулись к нему со всей России жаждущие чистоты души.

Так мы с Александром стали, периодически, посещать описываемое святое место. Освящено оно было, прежде всего, христианским отношением к людям.

Александр был частным предпринимателем. Его жена, Раиса, торговала на рынке фруктами в розницу, которые он закупал оптом. Он в своей машине убрал задний ряд сидений, и его и без того немаленький минивэн Dodge Caravan, уже мог вмещать тонну груза. Ежемесячно, он нагружал до отказа автомобиль яблоками, апельсинами, арбузами, рыбой и прочей снедью, и возил в "Спорительницу". По дороге мы читали акафисты святителю Николаю и Царственным Страстотерпцам.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Однажды, я зашёл к Александру домой за очередными книгами, т. к. у него была обширная библиотека. Находясь на кухне, он натирал филе свежей форели крупной солью и складывал готовую продукцию в трёхлитровые банки. Готовил гостинцы в "Спорительницу". Причём, его персты, при втирании соли, были сложены как при совершении крестного знамения. В этот раз он поехал один, т. к. мне не позволили обстоятельства.

Рассказ очевидца о посещении Среднеуральского монастыря.

По приезду обратно, он рассказал, что когда постучался в дверь кельи отца Сергия, тот его узнал и окликнул по имени, хотя, глазка в двери не было. Когда Саша презентовал ему банку рыбы, он сложил три перста и, с улыбкой, продемонстрировал, как Александр натирал рыбу. Наш паломник был немало удивлён. Но на меня этот рассказ не произвёл впечатления. Объясню, почему. Вроде бы, двести километров их разделяло, откуда отец Сергий мог знать такие тонкости процесса засолки? Святые Отцы пишут, что бес, приставленный к каждому из нас на время земной жизни, круглосуточно, собирает о нас информацию. И когда мы, перемещаясь, пересекаемся с людьми, так же и бесы, сопровождающие нас, встречаются и обмениваются информацией.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Я не хочу сказать, что отцу Сергию эту информацию внушил именно лукавый, это только Бог ведает, но какой был смысл в этой демонстрации? Бог никогда ничего не делает без смысла. И истинные старцы не становятся сами по себе прозорливыми, по мере духовного возрастания. Этот дар проявляется только по необходимости, точечно, по крайней нужде. Какая была нужда в данном случае? Никакой. После описанного выше события, Александр проникся доверием к вышеупомянутому духовнику. Но, "не верь себе, пока в гроб не ляжешь" - пишут Святые Отцы.

Сестринская трапезная. Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Сестринская трапезная. Фото из открытого доступа в сети Интернет.

В следующий наш приезд, я решил исповедоваться. Ничего особенного на Исповеди я не заметил, всё как везде. Никакой напористой манеры внушения своих идей, как это свойственно гуру, духовник обители не проявлял. Я, по своей наивности, выразил мнение о том, что на мой взгляд, девять акафистов круглосуточно, это многовато. На что он спокойно парировал тем фактом, что во время чтения акафиста, Сергию Радонежскому явилась Богородица. Весьма весомый аргумент. Да и зачем я полез со "своим уставом" в монастырь? Да и пятьсот насельниц надо чем-то занять, кроме труда.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Ночью я вышел на улицу и пошёл прогуляться на монастырский погост, благо он находится рядом с храмом, в котором мы ночевали. На многих могильных крестах круглосуточно горели лампады. На лавочках молча сидели паломники, поглощённые мыслями о Вечности.

Освящения в монастыре не было, свет исходил только от двух фонарей, находящихся над входами в храмы. Я поинтересовался, не было ли когда-нибудь хулиганских проявлений со стороны мирян? На что мне ответили, что один раз кто-то проник ночью на территорию с худыми помыслами. Но был встречен виде́нием, от которого в ужасе, с криками, бежал. Потом раскаявшись, объявил о своём неудавшемся намерении похищения монастырской собственности. Больше подобных случаев не было. Бытовало мнение, что обитель хранит Сама Пречистая.

Рассказ очевидца о посещении Среднеуральского монастыря.

После Литургии, духовник, на проповеди, сказал примерно следующее: "Я регулярно слышу о себе мнение приезжающих о том, что я, якобы, старец. Смею разочаровать присутствующих, это не так. По поводу, якобы, прозорливости, её тоже нет. Если мне задают вопрос, я молюсь Богу, и что мне первое приходит на ум, то и отвечаю. Так же, как известно, делал и Серафим Саровский. Я себя, конечно, с ним не сравниваю, просто говорю о принципе действия. Если мои ответы кому-то помогли, то слава Богу! Я здесь ни при чём. Здесь я тоже не по своей воле оказался, а по благословению Владыки. Несу послушание строителя и духовника. Хотя, хотел бы находиться в уединении и дожить жизнь в покаянии. Но, как известно, у монаха нет своей воли. У меня в жизни было несколько клинических смертей. Я был на Том Свете. Но, Господь, возвратил меня обратно. Видимо, для чего-то. Прошу меня простить, если кого обидел, и прошу святых молитв о мне грешном. Богу нашему слава во веки веков! Аминь."

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

В следующий наш приезд я встретил одного знакомого священника - отца Олега Старицына. Мы познакомились в бытность моего пребывания, в качестве послушника, в Крестовоздвиженском мужском монастыре Екатеринбургской епархии, в 1998 году. Он на тот момент был ставленником. А теперь, его, на время, отправили послужить в "Спорительницу". Мы разговорились, и я выразил мнение Челябинских духовников о том, что отец Сергий находится в прелести. Рассказал о том, что в одном храме настоятель перестал причащать тех, кто ездит в "Спорительницу". Отец Олег был весьма удивлён, и просил аргументировать тезис. Аргументов у меня не нашлось. А вот у него нашлось много фактов жертвенной помощи людям со стороны духовника обители. При том, Архиерей с сонмом духовенства, был частым гостем в монастыре, никаких отклонений от канонов Церкви не было зафиксировано.

Митрополит Кирилл (Наконечный), глава Екатеринбургской митрополии. Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Митрополит Кирилл (Наконечный), глава Екатеринбургской митрополии. Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Обычно, если повнимательней понаблюдать за человеком, то становятся видны причины, которыми он руководствуется в своей деятельности. Как правило, это нажива и тщеславие. Эти страсти идут рука об руку, подпитывая друг друга, а точнее, конкурируя в борьбе за душу. Глядя со стороны на деятельность отца Сергия и сестёр обители, напрашивался вывод, что все они живут для блага других.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Однажды мне довелось быть свидетелем ситуации, о которой хочу поведать. Мы с паломниками сидели на лавочках, когда у одной из проходившей мимо монахини зазвонил мобильный телефон. Переговорив с абонентом, она подошла к нам и поинтересовалась, есть ли у кого возможность съездить на своей машине в больницу, забрать болящего пациента? Желающих не нашлось. Тогда она вызвала одну из сестёр, та завела одну из монастырских машин, ей оказался дорогой микроавтобус, и отправилась в больницу. Как мне объяснили присутствующие, автомобили, и не только, охотно поставляли благодетели, видя, куда идут их пожертвования.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Вскоре больного привезли. По виду было ясно, что он не жилец. Как рассказали паломники, в своё время, отец Сергий отправил гонцов в близлежащие больницы с предложением отдавать в монастырь больных, от которых отказались родственники, или тех, у кого не было родных. И пациенты не заставили себя долго ждать.

Частично парализованный монах Иаков, житель обители.
Частично парализованный монах Иаков, житель обители.

В монастыре их селили в комфортабельные кельи, к каждому приставляли круглосуточных сиделок, которые периодически меняли друг друга. Священники ежедневно их причащали, исповедовали по мере необходимости, и соборовали. Если человек отходил ко Господу, его отпевали, погребали по Православному чину, и постоянно поминали. Среди насельниц есть врачи, даже с профессорским званием. Больного лечили, и были случаи, когда больной выздоравливал, даже с четвёртой стадией рака! Благодать творит чудеса. Какую выгоду имели насельники от этих действий? Никакой. Только в плане исполнения слов Спасителя: "... был болен, и вы посетили Меня" (Мф. 25:36).

Рассказ очевидца о посещении Среднеуральского монастыря.

Так же нахождение в "Спорительнице" большого количества детей объяснялось тем, что тот же духовник ездил по вокзалам и собирал беспризорников, а так же сирот, оставшихся по разным причинам без родителей. В монастыре их селили, обучали в полноценной школе. После окончания которой, некоторые выпускники поступали в университеты. А чтобы их ждало, если бы не вышеупомянутый благодетель? Алкоголь, наркотики, тюрьма, погибель. В среднем, количество детей варьировалось в пределах восьмидесяти человек.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Другой случай, рассказанный одним из монахов, проживающим в обители. В один из дней к отцу Сергию приехала женщина и попросила двести тысяч рублей на операцию. Он дал просимое. Вечером подошёл к священникам и объяснил сложившуюся ситуацию. Суть состояла в том, что он отдал ей последние деньги, а утром он должен был заплатить рабочим-строителям зарплату. Просил всех отцов встать на сугубую молитву. И что же? Поутру примчался какой-то предприниматель и пожертвовал двести тысяч рублей! Все прославили Бога.

Митрополиты Викентий (Морарь) и Кирилл (Наконечный) в подземном храме обители. Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Митрополиты Викентий (Морарь) и Кирилл (Наконечный) в подземном храме обители. Фото из открытого доступа в сети Интернет.

В последующий наш приезд, на Исповеди, я задал волнующий меня вопрос. Отец Сергий сказал, что у него нет ответа, и посоветовал съездить к какому-нибудь старцу. Либо к схиархимандриту Власию (Перегонцеву), в Пафнутьев-Боровский монастырь, либо к архимандриту Адриану (Кирсанову), в Псково-Печерский, что я впоследствии и сделал. Это я пишу к тому, что у него тоже были авторитеты, мнение которых было для него значимым.

В этот раз на богослужении присутствовала девушка, находящаяся в инвалидной коляске, она была парализована и скрючена. Её транспортировкой занимались родители. К тому же в этой девушке находился бес, который, периодически, оглашал храм своими криками. Отцу Сергию приходилось в эти моменты брать кропило и окроплять её святой водой. Лукавый на время замолкал, потом опять продолжал своё бесчинство. Глядя на эту картину, мы все напрочь забывали о своих "проблемах", т. к. нести такой крест у нас не хватило бы сил.

Архимандрит Адриан (Кирсанов). Псково-Печерский монастырь.
Архимандрит Адриан (Кирсанов). Псково-Печерский монастырь.

На проповеди духовник обители сказал следующее: "Ко мне приезжают люди и благодарят за помощь. Но какую помощь я могу оказать? Это Бог оказал, Его и надо благодарить, я здесь ни при чём. Пользуясь возможностью, я призываю всех присутствующих к деятельной духовной жизни. Найдите у себя в районе какую-нибудь многодетную семью, или болящего, или нуждающегося и окажите им помощь. Тем самым мы исполним заповедь Христову: "... так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25:40). Это и будет самой лучшей с нашей стороны благодарностью. Что ещё хочу добавить. У нас тут сёстры посчитали, и вышло, что на сегодняшний день обитель может обеспечить себя своими продуктами до следующего урожая, не прибегая к помощи извне. Такова забота Божией Матери о нас, грешных."

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

В переполненный храм протиснулась женщина, отец Сергий прервал монолог и обратился к ней по имени с такими словами: "У Вас отец дома при смерти, возвращайтесь скорее обратно, Вы ему там нужнее!" Женщина поспешила откланяться. От него до неё было не меньше пятидесяти метров, в храме находилось несколько сот человек. Но он её увидел, и она его услышала, хотя, приехала туда в первый раз. У присутствующих сложилось мнение о факте прозорливости, но как было на самом деле, нам неведомо. Однако о пользе происшедшего никто спорить, надеюсь, не станет. Так же я ни разу не слышал в этой обители разговоров о политике с амвона.

Возвращаясь в мир, я начинал ощущать повышенное давление греха извне. Кругом играла "бьющая по мозгам" музыка. Пьяные, наркозависимые, "отморозки" и прочие представители мира сего изрыгали нецензурную брань, которая коробила привыкший за двое суток к тишине слух. Душа скучала, требовала благолепия и тянулась опять в "Спорительницу". Мирный дух, царивший в обители, напитывал затравленную искушениями душу, а по возвращении домой, душа ощущала духовный голод и требовала пищи. Приезжая в очередной раз в Среднеуральск, мы чувствовали, что попадали в единую духовную семью, где тебя примут и не предадут. Состояние редчайшее в наше лукавое время.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Описываемые мной события происходили в период с 2008 по 2010 год. Какой я мог сделать вывод на тот момент? Ничего крамольного, я, своим худым оком, не обнаружил. Патриарх на ектеньях поминался, Президент не ругался. Архиереи посещали обитель. Акафисты и Неусыпаемая Псалтирь круглосуточно читались. Богослужение уставное. Телеканал "Союз" регулярно транслировал новости из "Спорительницы". Насельницы на адептов никаким боком не похожи, никаких идей "с пеной у рта" не навязывали. Показухи, восторга, эйфории, "стеклянных" глаз у них я тоже не заметил. С наводящими ужас "кочетковцами" никакого сравнения. При виде духовника обители никто руки к нему не воздевал, пальцы, как Иоанну Кронштадскому, никто не кусал. Хотя прелесть, как известно, бывает разная, бесы за тысячи лет практики приобрели такой опыт, что нашим падшим умом их стратегию сложно разгадать. Отец Сергий, своей безграничной любовью к ближним, являлся примером для подражания. Приезжавшие, напитываясь этой любовью, возвращаясь домой, несли её в массы посредством помощи нуждающимся.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Чудес за эти два года посещения "Спорительницы" я не обнаружил. Да и не имею в этом необходимости. Главное чудо состоит в том, что Рай вновь открыт для нас Христом, и у всех есть возможность туда вернуться. Хотя, забегая вперёд скажу, что одно явное чудо всё-таки произошло. Этому стала свидетелем актриса Мария Шукшина, но об этом будет сказано в следующей главе.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

В 2010 году Александру диагностировали рак, а в январе 2011, он мирно отошёл ко Господу, в возрасте 53 лет. С тех пор в Среднеуральск я не ездил. Но ежегодно посещал другие монастыри России. Троице-Сергиеву Лавру, Пафнутьев-Боровский монастырь, Дивеевский, Оптину Пустынь, Псково-Печерский, Царственных Страстотерпцев, Снетогорский, Далматовский и т. д. Про Среднеуральский, за эти десять лет, практически ничего не слышал. Но последние события, о которых будет сказано ниже, явились катализатором к написанию этого материала.

ГЛАВА 2.

В 2013 году был выпущен фильм "Обитель веры и любви. 1 часть". Его полностью сняли в "Спорительнице". Меня удивил сюжет где послушница, находящаяся в скиту, давая интервью, упомянула о тысяче Иисусовых молитв, которые она прочитывает за сутки. Насколько я знаю, эта информация конфиденциальна, и касается только молящегося и Того, к Кому обращена. В эту тайну посвящён только духовник, как руководитель. Раскрывая тайну, человек преследует определённую цель, обычно это тщеславие. Первый раз такое услышал, что кто-то открыл аспект своей духовной жизни, обычно это тщательно скрывается. Исключение составляют находящиеся в прелести, они выставляют свою "духовную жизнь" напоказ, желая похвалы мира сего. Но возможно эта девушка рассказала об этом факте по наивности.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

В 2018 году я имел возможность побеседовать с одной бывшей послушницей, которая жила в Среднеуральском женском монастыре, правда, недолго. Зовут её Евгения. Сначала она жила в Троицком женском монастыре Челябинской епархии, но по прошествии трёх лет, не выдержав искушений, была вынуждена покинуть эту обитель. Основные искушения состояли в том, что, по её словам, в монастыре процветала "дедовшина". Насельницы в возрасте, днями напролёт, били баклуши, отдыхали на постелях, а молодые батрачили за себя и за них. При этом "бабушки" от скуки беспрестанно назидали молодых, как и что надо делать. Всё лето молодые выращивали урожай, а по осени, родственницы игуменьи Софии, приезжали на автомобилях и перегружали выращенное в свои закрома, себе на потребу. После таких искушений Евгения решила проехать по монастырям, посмотреть, есть ли в современных обителях справедливость. Так она попала в Среднеуральск. Отец Сергий, выслушав, благословил её пожить, присмотреться.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

По её словам, "Спорительница" ничем не отличается от других монастырей в плане распорядка. Послушание, молитва, труд, как и везде. Хотя, два момента она всё-таки выделила. Во-первых, в "Спорительнице" никто друг на друга не "стучит", как это принято в других обителях. Во-вторых, сестёр регулярно перемещают из кельи в келью. Это делается, как ей сказали для того, чтобы насельницы не привыкали к месту, а чувствовали себя странниками на Земле. И регулярно переезжая, настраивались на поиск Вечного Пристанища. А в остальном, по её словам, абсолютно никаких особенностей в этом монастыре она не обнаружила.

На голову отца Сергия сел голубь. Что бы это значило?
На голову отца Сергия сел голубь. Что бы это значило?

По поводу вышеупомянутого чуда. Я как-то раз увидел видео, где актриса Мария Шукшина рассказывала о своём опыте посещения одного из скитов обители. Он находился глубоко в тайге и добраться до него можно было только на болотоходе.

Болотоход.
Болотоход.

Мария Шукшина рассказала, что когда сёстрам надо передать письмо в соседний скит, который находится в нескольких километрах от первого скита, то помогает им в этом кот, живущий в скиту. Сёстры привязывают в его ошейнику капсулу с письмом и кот отправляется в путешествие. Как он находит соседний скит, неизвестно. Так же и во втором скиту тоже есть такой же хвостатый почтальон. Это ли не чудо!

Видел я и другое видео, где митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) говорит в интервью о том, что монастырь в честь иконы Богородицы "Спорительница хлебов" является, на его взгляд, единственным местом, где Православие раскрылось в своей полноте.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный).  Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный). Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Не так давно, я случайно нарвался на Ютубе на ролик, где отец Сергий говорит с раздражением о Патриархе, о власти в стране. А началось, по его словам, всё с того, что он поехал на Афон, и греческие старцы "открыли" ему глаза на истинный порядок вещей в России. "ВОЗ объявила о том, что пандемии нет!" - вот цитата из его проповеди. Но, насколько известно из СМИ, как раз ВОЗ и объявила о том, что в мире началась пандемия. К слову сказать, Афон уже не раз был источником всевозможных буч и бунтов. Доходило до того, что начальству приходилось загружать ладью бунтующими и вывозить их с острова. На мой взгляд, пусть греческие "старцы" наводят порядок в своей стране, в которой не меньший бардак, чем в России, чем "промывать мозги" доверчивым русским схимникам.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

По большому счёту, отец Сергий не владеет виртуозно даром слова, он в этом плане далеко не Ткачёв, не Смирнов и не Кураев. И слава Богу! Много складно глаголющих, да мало делающих. Но зачем, на камеру, глотая слова, читать по бумажке чужие тексты - откровенную ахинею, выставляя себя на посмешище? Создаётся впечатление, что у него произошло помрачение рассудка. Православие и политика вещи несовместимые, зачем лезть в эту грязь? У власть имущих от этих проповедей совесть не проснётся, а навредить они могут запросто.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

В другом ролике отец Сергий на отчитке беседует с бесом, находящемся в одержимой, и задаёт ему вопросы. Раз двадцать зовёт: "Дух! дух! дух!.." Святые отцы пишут о том, что ни в коем случае нельзя вести с бесами переговоры, они всё равно обманут и навредят душе. Конечно, в описываемом случае, отец Сергий, для нашего назидания, пытался узнать причины, по которым бесу была дана возможность войти в девушку. И оказалось, по словам беса, что причиной послужил смартфон и интернет, в котором, тогда ещё молодая девочка, посещала сомнительные сайты. Вроде бы полезная информация для детей и родителей. Но в современном мире уже от этой напасти - "открытый доступ" нет защиты. В "просвещённой" Англии, к слову сказать, уже с шести лет детей приучают к современным "нравам", демонстрируя тотальный разврат. Что нас ждёт дальше, страшно помыслить.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

В следующем ролике, отец Сергий говорит о том, что антихрист явится в маске Путина. Путину-то уже под семьдесят, выходит, по его словам, скоро уже явится человек греха? Ладно, подождём. В другом видео отец Сергий сыплет проклятиями на власть Церковную и гражданскую. Причина - временное закрытие храмов в связи с пандемией. Обратимся к истории, подобная ситуация была во времена святого праведного Феодора Ушакова. Тоже пандемия, тоже инфекция. И кто закрыл храмы для её купирования? Как раз святой Феодор Ушаков. И ничего, никто от этого не погиб. В эту пандемию, на время, закрывали храмы как раз для того, чтобы враги Церкви не закричали на всех углах в СМИ о том, что Православные являются разносчиками заразы. Неизвестно, как социум отреагировал бы на подобный информационный вброс! Могли и погромы устроить.

Рассказ очевидца о посещении Среднеуральского монастыря.

Не так давно отца Сергия лишили сана и отправили под запрет. Но он сана не сложил, а продолжил служение. Зачем? Ну запретили, и запретили, и святых запрещали, в т. ч. свт. Николая Чудотворца и свт. Иоанна Златоуста. И ничего, снимали облачения и становились в очередь на Причастие с мирянами. Думаю, популярность в народе у него только бы возросла от послушания Церкви. А сейчас он занимается самочинием, раскалывая общество верующих.

Рассказ очевидца о посещении Среднеуральского монастыря.

Слишком большой резонанс вызывает личность сейчас уже просто Николая Романова. Что только не пишут в СМИ, уже не знаешь кого слушать, кому верить. Ему бы написать автобиографичную книгу, точнее, надиктовать, так быстрее будет. А то слишком много вопросов накопилось у обывателей: за что был судим и отбывал длительное наказание? был ли виновен или его подставили, как это нередко бывает. Правда ли, что он был следователем прокуратуры по особо важным делам? Как его, милиционера, бросили в камеру к уголовникам и как он выжил? Что был трижды женат, и почему трижды развёлся? Правда ли, что перенёс шесть операций, если да, то каких? Как стал верующим, было ли это обращением, как у Апостола Павла? И т. п.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Думаю, популярность книги будет не меньше, чем у митрополита Тихона (Шевкунова) с его "Несвятыми святыми". По словам автора, "Несвятые святые" принесла ему доход в миллиард рублей. Для обители эти деньги тоже были бы не лишними. Или собрать пресс-конференцию и ответить на вопросы журналистов. Хотя, по большому счёту, чем загадочнее личность, тем большей популярностью она пользуется в массах. Расскажи он всё, и народу опять будет скучно. Нам не угодишь.

Вот, кстати, ссылка на ролик, в котором приводится много фактов из биографии Николая Романова. В нём есть сюжет, где один бывший житель монастыря свидетельствует о том, что отец Сергий пытался воскресить умершую девочку, но, что-то пошло не так...

В заключение хочется сказать, что создалось впечатление, что о. Сергий (Романов) стал жертвой чьих-то грязных политических игр и махинаций. Что его используют "в тёмную" для достижения определённых целей. Каких - время покажет.

Фото из открытого доступа в сети Интернет.
Фото из открытого доступа в сети Интернет.

Позавчера его взяли под стражу, вот что пишет по этому поводу издательство Коммерсантъ: "В ночь на 29 декабря силовики штурмовали Среднеуральский женский монастырь, которым, несмотря на отлучение от Церкви, продолжает руководить экс-схимонах Сергий (Николай Романов). Приезд силовиков стал итогом почти десятимесячного противостояния Сергия и РПЦ. Ему предъявили обвинение в склонении к суициду несовершеннолетних. Причиной стала проповедь, в ходе которой Сергий рассказывал о самопожертвовании и спрашивал прихожан, готовы ли они отдать жизнь за Россию. Сергий был конвоирован в Москву. Во вторник Басманный суд столицы рассмотрит вопрос о мере пресечения. Свою вину он не признаёт."

Теперь нам остаётся только следить за новостями. Ну а напоследок хочется напомнить слова святителя Иоанна Златоуста о том, что грех раскола не смывается даже мученической кровью.

Рассказ очевидца о посещении Среднеуральского монастыря.

31.12.20 г.