дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Зло не ходит по улицам под бой барабанов… /«Четыреста ударов»(1959)

26 March


Зло не ходит по улицам под бой барабанов — оно живет среди нас в нашем равнодушии к другим,
в нашем себялюбии и лжи, в разрешении себе не противиться «ходу вещей».

«Четыреста ударов» / «Les quatre cents coups»  (реж. Франсуа Трюффо, 1959, Франция). КиноПоиск: 8; IMDb: 8,1.
«Четыреста ударов» / «Les quatre cents coups» (реж. Франсуа Трюффо, 1959, Франция). КиноПоиск: 8; IMDb: 8,1.


Только любовь Бога к нам или, если угодно, Чудо — оставляет человечеству раз за разом шанс сохранить человеческий облик.

Слабость наша, слепота наша, себялюбие наше уже давно должны были вернуть род человеческий в болото «естественности» пожирания ближнего как пищи, как конкурента, да просто, как помехи на горизонте… Но раз за разом Вечность находит себе пристанище в душах даже тех, кто по всем «естественным законам» должен был бы чувствовать полное право думать только о себе, своем брюхе и своей мести…

«Четыреста ударов» — фильм, в котором с гениальным без всяких скидок, а потому с душераздирающим мастерством нам всем показано, как метастазы зла прорастают вокруг самых нежных человеческих существ — вокруг детей — прорастают, разрастаются… но не могут их погубить… возможно, что лишь пока — но не могут.


Зло
. Мы, в своих утешающих нас представлениях, всегда хотим думать, что зло творят злодеи. Что есть такие специальные люди, которые живут и думают — как бы сейчас сделать зло. Мы ищем таких злодеев вокруг себя, нам их показывают в кино, про них сочиняют книжки. Конечно, мы требуем «правдоподобия» — мы требуем, чтобы у злодея был логичный мотив, чтобы свое зло он делал, получая выгоду, или, на худой конец, чтобы нас убедили, что злодей — жертва своих маниакальных наклонностей — своего злодейского внутреннего устройства — и потому он «вполне логично» и совершает свои злодейства. Еще нас может убедить расклад, при котором злодей — жертва обстоятельств, а потому мы даже можем его немного пожалеть…

При всем разнообразии неизменным остается одно — нам очень хочется верить в то, что зло живет в злодеях, полу-злодеях, слегка-злодеях, которые сами вполне могут быть жертвами природы/обстоятельств, но которые живут своей злой жизнью и портят мир вокруг…


Реальностью же является то, что нет никакой
метки на человеке, который буквально в следующий миг совершит зло.
Человек живет своей обычной жизнью, он подчиняется каким-то правилам, он выполняет какие-то обязанности, он потакает каким-то своим слабостям, он стремится к каким-то своим целям…
Но вот ход его жизни подводит его к
развилке, где на одной чаше весов оказывается «всего лишь» комфортный (а может и не комфортный, но вполне привычный) ход его жизни или, даже, «всего лишь» необходимость совершить усилие для обдумывания/контроля своих предстоящих слов или действий, а на другой — поступок/бездействие, который будет иметь последствия в жизни другого… И этот человек (вполне, как правило, приятный и для своих знакомых, и для своих домочадцев) спокойно действует/бездействует так, что жизнь этого другого превращается в ад…


Например — учитель в какой-то момент оказывается озабочен вдруг показавшейся ему страшно важной вещью — чистотой кусочка побелки в опостылевшем ему классе и одним махом уничтожает робкий росток интереса к словесности своего ученика… А чуть погодя добивает его последнее усилие подчиниться правилам школьной жизни своей ленью сверить текст книги с сочинением мальчика…

Или — мать, «уставшая» от трудного быта (а на самом деле, не любящая тех, ради кого «всё это», а потому не понимающая — зачем она для них что-то делает), живущая себялюбивыми мечтаниями молодости, болтающая нескончаемо внутри себя и во-вне, вдруг «проговаривается» о когда-то сделанном ёю «хорошем деле» из-за которого «теперь страдает» — выборе родить, а не сделать аборт… — но вот «незадача», она не потрудилась заметить, что эти её излияния услышал её сын, которому теперь всю его жизнь придется жить с осознанием, что его мать хотела его убить

Или — скучающий коллега отчима, желающий всего лишь получить одобрение от начальства, вдруг отказывается видеть, что мальчик вносил, а не выносил машинку в офис и одним телефонным звонком превращает мальчика в сироту…

Или — ведь был еще шанс — единственный относящийся к герою с нежностью взрослый — его отчим — вдруг решает, что лучше проучить мальчика «как положено» и тем оказывается самым большим садистом в этой нехитрой истории…

А так — до всех этих развилок, через которые и приходит в наш мир зловсе люди как люди — живут, смеются, возятся со своими проблемами, позволяют себе маленькие удовольствия, страдают как все.


. . .


Человек не может не ошибаться и прожить свою жизнь так, чтобы не причинить другим людям страдание.
Но титул «злой человек» все же существует? Существует.
Просто есть те, кто «чуть» больше открывает дверку для зла / те, кто в своих маленьких жизнях
раз за разом выбрасывает в окружающий мир отраву…
Делают они это тихо —
легко находя себе оправдание в «законах мира» — и спокойно после этого спят — равнодушные ко всем, кроме себя-любимых. Это и есть злодеи — люди как люди…
Могут ли они быть/стать другими — надеюсь, что да… Если же нет — остается лишь надеяться на Чудо, что они не будут слишком часто пересекаться с другими людьми в дни, когда решаются судьбы…


P.S.
Фильм бы не был великим, если бы разворачивал перед нами только чёрную сторону. Нет. Он, на самом деле (и это
Чудо), — остается гимном свободы — свободы стать и быть человеком — свободы человека не поддаваться злу…

.
.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.


.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Текст на КиноПоиске. Весь цикл КиноКакПовод — в жж 4elovek-zritel.

Чтобы видеть новые публикации в ленте Яндекса
подписывайтесь на дзен-канал КиноКакПовод…

Ваша оценка текста и ваше мнение в комментариях очень важны для развития канала. Спасибо!

#добро #свобода #дети #воспитание #семья