Отзовики: польза или вред?

21 February
Иллюстрация автора
Иллюстрация автора

Буквально пару часов назад моя электропочта прокукарекала о новом письме. Оказалось, кто-то оставил отзыв на мою маленькую, скромненькую компанию на Flamp (некогда платформа, подведомственная 2Гис, как сейчас обстоят дела - не знаю). Отзыв аж на 1 звезду из пяти(меньше ведь нельзя), текст не содержит никакой конкретики, если вкратце: цены - конь, сотрудник - хамло. Не буду вас убеждать, что это неправда, мой спич не об этом.
А о том, насколько просто сейчас испортить репутацию любой компании. Посредством как-раз таки отзовиков. Ведь большинство людей пролистывает положительные отзывы, а вот почитать негативчик - милое дело! Такие баталии иногда встречаются, мамамияхолищит! Особенно, когда сильно ранимые владельцы бизнеса пытаются отстоять свое честное имя (как и я когда-то). Один плюс - в этих холиварных диалогах зачастую и становится понятно, кто здесь пишет - объективно недовольный клиент или хитропопая потребл...дь. Которая очень хочет чего-нибудь забесплатно ни за что.
Но это лишь одна сторона. Есть и другая.
Конкурентные войны с появлением отзовиков вышли на новый уровень. Ведь конкурент, как никто, знает подробности товара или услуги; может легко описать какие-то его особенности. И вот читатель уже думает, айайай, как же бедняге не повезло, что за ужасная контора, не пойду туда НЕ НАГОЙ/НИ НАГОЙ/НЕ НОГОЙ (цитирую авторов отзывов).
Конечно, отзовики дают право хозяевам бизнеса удалять компрометирующие отзывы. Например, если клиент не может подтвердить документально покупку товара или оказание услуги. Либо не может ответить на уточняющие вопросы. Но что мешает на вопрос - "Когда вы у нас были?" ляпнуть в ответ первую пришедшую на ум дату? Или заявить о том, что чек не был выдан? Даже если после этого представитель компании пишет, что такого клиента с таким заказом в этот день не было, осадочек-то остаётся.
Сейчас у моей компании рейтинг на Флампе 3,2. Причём все отзывы-единички написаны пользователями с одним отзывом (и, конечно, обо мне). А вот позитивные - людьми с достойным количеством отзывов, позволяющим не считать их фейками. Поначалу я, конечно, сильно переживала. Да и сегодня, что скрывать, стало немного не по себе. Но сейчас гораздо легче отпустить эту ситуацию и не участвовать в грязных играх. Я прекрасно понимаю, кто мне ставит палки в колёса. И считаю, что такое поведение этих людей - показатель того, что дела у них идут не очень хорошо. Мне же не приходит в голову писать такую чушь про них) У их компании рейтинг 5, причём (как и в моем случае) от человека с единственным отзывом, который не поленился написать об этой чудо-конторе и на Фламп, и на 2Гис). Вот везёт же людям с клиентами, щьорт побьери!
Ну и напоследок - очень часто отзывы начинаются так: "Очень жаль, что не почитала отзывы и пошла туда-то...". Но не менее часто: "Жаль, что доверился отзывам и обратился к тем-то". В общем, отзовики не делают нашу жизнь легче. ОБ-СА-ЛЮТ-НО (снова цитирую авторов). Доверяйте рекомендациям близких людей, родных, друзей. Короче, общайтесь больше, товарищи! И делайте выводы сами.