21 subscriber

Роман Бердов - спичечных дел мастер

Недавно в газете "Голос череповца" вышла статья о моей скромной персоне. Автор статьи Иван Крылов. Вот эта статья:

Оригинал статьи в газете Голос Череповца. Автор статьи Иван Крылов.
Оригинал статьи в газете Голос Череповца. Автор статьи Иван Крылов.
Оригинал статьи в газете Голос Череповца. Автор статьи Иван Крылов.

Статья получилась весьма урезанная, оно и понятно, весь материал ни как не мог войти в рамки одной газетной статьи. Однако мне бы хотелось донести до вас полный, рабочий вариант статьи без каких либо правок. Мне кажется это будет интересно.

А вот оригинал данного текста без правок:

1) Как давно вы занимаетесь моделированием из спичек/сколько лет?

Ну, наверно лет с десяти, точнее сейчас уже не вспомню. Середина восьмидесятых, золотое детство без компьютеров и интернета! Тогда многое что-то мастерили. Лично у меня любимым журналом был “Юный техник”. Каждый новый номер зачитывался до дыр. Многие идеи оттуда находили применение в жизни. Именно в ту далёкую пору я и познакомился с моделированием из спичек.

2) Вспомните, как появилось желание приобщиться к этому делу. Может быть, кто-из родственников, друзей заинтересовал. Или это была книга/передача по телевизору?

В школьные годы мать постоянно отправляла меня на все летние каникулы к бабушке в деревню. Посёлок Тихменево, под Рыбинском. Там же жили и моя тётя с дядей. Дядя очень любил что-то мастерить. Всё время плёл корзины на заказ. Заказов всегда было много, так что не успевал делать. В один из приездов я обнаружил у них дома большой храм из спичек. Примерно такой:

Роман Бердов - спичечных дел мастер

Работа меня очень заинтересовала. В тот же вечер я упросил дядю научить меня основам работы со спичками. Именно от него я почерпнул азы. Однако многого он не знал, но мне тогда и этого хватало! Со временем полученных знаний мне стало не хватать. Хотелось большего разнообразия технологий и форм. Интернета тогда ещё не было. Печатной литературы на тему спичек тоже не существовало, впрочем, таковой не существует и сейчас. Пришлось взять в руки фантазию, смекалку и начать экспериментировать. Многое приходилось придумывать и изобретать самому. Это и восьмигранное плетение, и плетение в пол спички и много ещё чего.

3) Для вас это остается хобби, или стало больше, чем увлечение, превратилось в неотъемлемую часть жизни?

Раньше было просто хобби, но сегодня уже превратилось в некую трудовую повинность. Виной тому ютуб канал и шоу “Спичкин дом, секреты моделирования из спичек”. Выпуски выходят раз в неделю и мне нужно успевать их делать! Это довольно непросто, на постройку уходит очень много времени, а ведь ещё всё надо смонтировать, сделать превью для ролика. Но сложнее всего искать всё новые и новые темы для выпусков. Кажется, что всё уже рассказал, но выпуски делать надо. И тогда вновь начинаешь изобретать велосипед, шерстить интернет в поисках новых идей. Очень хочется уже просто отдохнуть от спичек, но никак не получается.

4) Если не секрет, связано ли ваше образование или профессия с так или иначе с работой по дереву/моделированию?

Я по образованию столяр – паркетчик. Паркет не клал никогда, а вот в столярной мастерской работал. Так же работал плотником на стройке. Резчиком в стекольной мастерской. Позже ушёл в рекламу – широкоформатная печать, уф печать. Сейчас занимаюсь только ютубом.

5) Вспомните вашу первую модель, которые вы сделали/предприняли попытки сконструировать еще без опыта. Что это было? Как долго ее мастерили? Все ли прошло удачно?

Моя первая работа была очень проста и прожила не долго. Дело в том, что я тогда не знал, что работы, выполненные без помощи клея ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно лакировать, иначе со временем она расшатается и развалится. Так и случилось. Это была маленькая церквушка на три купола, мастерил я её около недели.

6) Расскажите, существует ли какая-то градация моделей, система видов, типов. Условно: требующая большого количества времени на создание - «экспресс — модель», простые — сложные, или с использованием клея — без использования клея?

К сожалению, не существует ничего! Моделирование из спичек, это просто не паханное поле и это главная проблема, с которой пришлось столкнуться, когда я начал делать свой сайт, а вместе с ним и своё шоу в ютубе. Пришлось придумывать классификацию самому. Градация проста – азы, технологии рассчитанные на начинающих мастеров, сложная техника, рассчитанная на опытных мастеров, мастер классы позволяющие показать самые сложные и интересные технологии, а так же моделирование из спичек при помощи клея. Кстати и сам термин “Моделирование из спичек” был придуман тогда же. Надо было как-то обозвать всю эту движуху, а “Домики из спичек” как-то уж совсем не презентабельно звучало. И тогда сам собой придумался термин “Моделирование из спичек”. Позже этот термин подхватили, практически все спичечные мастера!

7) Правильно ли я понимаю, что вы используете обычные спички, не охотничьи, не покрытые каким-то специальным лаком и т. д.?

Да, я использую самые обычные хозяйственные спички. Так же можно использовать каминные спички, но они отнюдь не дешёвые и по тому я с ними не работаю.

8) Расскажите про набор инструментов, которыми вы пользуетесь, что необходимо для создания моделей из спичек. Если клей — то какой-то специальный? Может быть, пользуетесь набором со специальными мини-инструментами, применяете лупы, увеличительные стекла? Есть ли специальный верстак, отдельное рабочее пространство, выделенное конкретно под это занятие?

Как говорил один мой знакомый, делать надо головой, слегка помогая руками! Набор инструментов весьма прост. Это пинцет для выщипывания бровей, это острый крепкий нож с острым носиком, это монетка 10 руб. (я использую старую монету 3 копейки СССР) и, конечно много упорства и терпения. Собственно, больше ни чего и не требуется! В случае работы с клеем используется клей ПВА столярный. Именно столярный! Некоторые пытаются склеивать канцелярским, а потом жалуются, что у них ничего не получается, поэтому я теперь в каждом выпуске стараюсь говорить, что нужен именно столярный ПВА. Что касается рабочего пространства, хорошо, если оно есть, но можно обойтись и без него, ведь весь инструментарий легко убирается в небольшой пакетик!

Набор необходимых инструментов.
Набор необходимых инструментов.
Набор необходимых инструментов.

9) Можете описать процесс работы. С момента появления идеи до конечного этапа?

Ну, конечно, идею сначала нужно выносить. Нужно детально представить какой будет будущая модель, как будут соединятся те или иные узлы. Если это модель реально существовавшего корабля или существующего храма, то тут уже ищем архивы, чертежи, по максимуму собираем всю доступную техническую и историческую информацию. А дальше, как говорил Федерико Феллини, фильм готов, осталось его только снять! Когда все технические тонкости проработаны заранее, работа идёт легко и непринуждённо и можно занять голову чем-то другим. Я, например, очень люблю во время работы слушать аудио книги. Читать всё равно времени нет.

10)Есть ли такое? Возникает ли ощущение завершенности, когда помещаете на конструкцию «ту самую последнюю заветную спичку». Или это процесс, который требует постоянного возврата к модели? Доработок, усовершенствований?

Раньше, когда это было только хобби, действительно периодически возникало желание доработать ту или иную модель, сейчас же такой возможности просто нет. Нужно снимать контент для канала и нет времени возвращаться к старому.

11)Сколько времени приблизительно уходит на одну модель? Можно ли сказать, что пока работаете «часы пролетают незаметно» или наоборот, иногда приходится себя заставлять?

Ну это уже напрямую зависит от сложности модели. На некоторые модели уходят лишь несколько часов, другие же требуют несколько месяцев. Всегда очень сложно переступить через собственную лень и просто начать, дальше же процесс захватывает вас целиком и время действительно летит незаметно. Иногда даже жалеешь, что в сутках всего лишь двадцать четыре часа.

12)Как вы работаете? У вас есть конкретный график, которого вы придерживаетесь. Например — посвящать не менее часа в день на моделирование. Или это свободный процесс?

Это свободный процесс. Работаю, когда есть возможность, монтирую в основном ночью.

12)Что важно в этом деле с точки зрения человеческих качеств?Терпение/самообладание/усидчивость — наиболее важны?

Ну, самое главное это желание и заинтересованность, без этого никак, а дальше терпение и усидчивость. А вообще это уже сугубо личные особенности характера человека. Ещё в школе меня многие просили научить, я учил, да только терпения осилить весь процесс не хватило никому. Лишь мой друг, с которым мы дружим и по сей день, научился-таки делать простой домик из спичек. И то, только по тому, что я взял его на слабо. Но дальше домика он не пошёл. Этим и объясняется тот факт, что спичечных мастеров в мире так мало!

13)Модели требуют особого хранения? Где вы их храните? Как ухаживаете? Важно ли соблюдать температурный режим, очищать от пыли?

Каких-то особых условий хранения модели не требуют. Естественно их лучше держать подальше от прямых солнечных лучей и нагревательных приборов. Пыль с них убирать периодически тоже нужно. Уборку пыли лучше производить при помощи широкой художественной кисти и пылесоса.

14)Конструирование какой модели из вашего опыта запомнилось вам большего всего? Возможно, долго что-то не получалось? Или оказалось очень энергоемким, требовало много затрат по времени?

Больше всего мне запомнилась работа над галеоном “Гордость Цынтры”.

Просто это был мой первый опыт в работе такого плана. Пришлось собирать очень много технической информации, придумывать много хитрых инженерных решений. Кроме того, это был мой первый длинный серийный контент (одиннадцать выпусков!). Сам же корабль был взят из серии книг Анджея Сапковского “Сага о Ведьмаке”, а если быть точнее, то это восьмая книга серии “Сезон бурь”

15)Модель или серия моделей, созданная вами, которая наиболее дорога вашему сердцу. Что-то — чем вы очень гордитесь. То, что, возможно, другим со стороны кажется не очень сложным, но вам по-особенному дорого?

Ну это, конечно же, серии о кораблях “Гордость Цынтры” и “Катриона”. Уж больно много души и времени в них было вложено!

Так же это серия о средневековых осадных орудиях (Требушет, Таран, Осадная башня). Люблю средневековье и всё, что с ним связано!

16)Помогает ли данное хобби расслабиться психологически? Устают ли глаза/другие части тела?

Нет, глаза не устают, наоборот, творческий процесс умиротворяет и даёт возможность отвлечься от повседневных рутинных проблем. Творчество наполняет жизнь каким-то особенным смыслом. Особенно глубоко это осознаёшь, когда читаешь комментарии примерно следующего содержания: “Месяц назад попал в аварию, был повреждён позвоночник, в результате частичный паралич и инвалидная коляска. В начале думал руки на себя наложу, но потом случайно наткнулся в интернете на ваше шоу, увлёкся и получил стимул жить дальше.” Таких комментариев немного, но они есть и в такие моменты понимаешь, что всё не зря. То, что я делаю действительно кому-то нужно!

17)Был ли за время вашего опыта проект, когда все рушилось из-за неправильных расчетов или одной неправильно поставленной спичке?

Было много экспериментов, в ходе которых получалось далеко не всё, но неудачных больших проектов по счастью не было. Да и не могло быть, ведь все технические тонкости и риски просчитываются заранее!

18)У вас много моделей на тему старинного зодчества, средневековых сооружений и орудий. Любовь к таким вещам у вас с детства? Может быть, вдохновляют фильмы или поездки в места с богатой историей на создание подобных моделей?

С детства люблю средневековье и вообще историю. Обожаю исторические фильмы. Очень люблю фентези, Толкиена, Сапковского. После просмотра очередного исторического фильма тут же лезу в интернет, где поимённо прорабатываю каждого персонажа и как правило тут же нахожу целую кучу исторических не соответствий! Для меня главное докопаться до сути. Очень люблю лекции Клима Жукова.

19)У вас множество моделей на тему средневековых орудий, церквей, архитектурных ансамблей, примеры старинного зодчества. Нужно ли как-то по-особенному готовится к созданию таких моделей. Ищите ли вы чертежи, инструкции? Воссоздаете ли макеты сначала в компьютерных программах?

Ну, прототипы в 3Dmaks не рисую, но информация в таких случаях собирается по максимуму. Особая удача, если удаётся найти чертежи! Если же их нет, многое приходится домысливать самому.

20)Среди ваших моделей есть бытовые (светильник), примеры орудий, церкви... А что вам лично нравиться мастерить больше всего. Что по-настоящему захватывает?

Больше всего мне нравится детальная историческая реконструкция. Замки, осадные орудия. Но тут опять же палка о двух концах. Если детализировать слишком подробно, то зритель, скорей всего не решится взяться за такую “сложную” работу, по этому модели приходится максимально упрощать. К тому же сроки не всегда позволяют инвестировать время в такие большие масштабные работы.

22) Участвовали ли вы в конкурсах на моделирование из спичек, если такие, проводились/проводятся. Заняли ли какое-то место?

К сожалению, таковых нет, а то я бы поучаствовал. Несколько лет назад я сам проводил конкурс по моделированию в рамках проекта “Спичкин дом”. Очень сложно было собрать призовой фонд, да и просто раскачать людей, так что больше в роли организатора я вряд ли выступлю.

23) Как вы считаете, может ли этим хобби заняться любой человек? Или все-таки нет?

Увы нет. Для этого нужен особый склад ума. Есть люди, которые за рутинной монотонной работой отдыхают. Таковых мало. Подавляющему же большинству данное увлечение покажется очень тягомотным и скучным.

24) Насколько такое хобби можно назвать доступным? Можно ли назвать данное занятие затратным? Или наоборот, для начала купить несколько коробков спичек и посмотреть обучающие видео в интернете может позволить себе каждый?

Данное увлечение абсолютно не затратное и очень малобюджетное. Только если спички сильно не подорожают. Единственное, будьте готовы к тому, что в магазине на вас будут смотреть как на инопланетянина, когда вы будете закупать спички для нового большого проекта. Ведь не будешь же всем и каждому объяснять для чего вам необходимо такое количество спичек. Но к этому привыкаешь.

25) У вас есть тематический ютуб-канал, на котором больше 15 тысяч подписчиков. Там вы обучаете людей, как построить разные спичечные сооружения. На некоторых видео больше миллиона просмотров. Как вы считаете, востребовано ли моделирование из спичек сейчас в целом в мире, в России, у нас в городе? Был ли пик заинтересованности, или это сложно предсказать?

К сожалению, в силу некоторых обстоятельств, спичечных мастеров в мире очень и очень немного. Как мы уже говорили, для этого нужны особые черты характера, которые есть далеко не у всех. В нашем городе есть ещё несколько мастеров, но я с ними не знаком. В России же в этом плане вообще мало что происходит. В Волгограде Сергей Червин иногда устраивает выставки своих замечательных работ.

На Украине же в этом плане несколько лучше. Там проходят и выставки, и мастер классы. Например, замечательные выставки барельефных картин Иосифа Осташинского.

На сколько это востребовано в мире, сложно сказать, я за этим особо не слежу. Что же касается пика популярности данного увлечения, то он был в восьмидесятые. Сейчас же всё на много скромнее. Сейчас люди сидят в интернете, играют в онлайн игры. Руками никто ни чего делать уже не хочет.

26) Следите ли вы за зарубежными коллегами? Смотрите видео? Читаете зарубежные статьи? Много ли информации на нашем интернет-пространстве по этой теме?

За зарубежными мастерами особо не слежу, но знаю, что информации крайне мало и у нас, и за рубежом. Постоянно вижу, как рождаются и быстро умирают ютуб каналы, посвящённые спичкам. Люди просто не осознают на сколько это сложно успевать делать по выпуску в неделю. Ведь это не просто текст на камеру начитать, как в Плюс сто пятьсот, сначала контент нужно придумать, затем поэтапно с разъяснениями собрать на камеру, смонтировать. Это очень большая работа, требующая полного самоотречения и изрядной доли фанатизма! Это осознаётся только в процессе. В результате люди очень быстро забрасывают свои ютуб каналы… Так что конкуренции у меня по-прежнему практически нет.

Роман Бердов - спичечных дел мастер

Мой основной канал:

https://www.youtube.com/user/Berdinni

Мой второй канал: Https://www.youtube.com/channel/UCElpRZyj410Uzq83t5RGdhA

Группа Спичкин дом "Вконтакте": http://vkontakte.ru/club29523420

Мои сайты:

http://romanberdov.ru

http://spichkindom.ru