16,3K подписчиков

Что такое грех и зачем много молитв?

1,2K прочитали

«Расскажите, пожалуйста, о молитвах. Зачем их так много, зачем так много слов? Все эти молитвы кем-то сказаны, это же чей-то разговор с Господом. Вот ты такой-то грех совершил — прочитай 15 таких молитв, другой — 100500 таких-то, и вот тогда будет хорошо. А можно же искренне, от сердца молиться. Но неужели "Господи, помилуй" или "Господи, благослови", от себя сказанные, будут не сильнее?»

Ну, а «Господи, помилуй», «Господи, благослови» — это тоже чьи-то молитвы. Разве мы это придумали? Это тоже кто-то сказал. А мы это повторяем. Конечно, искренняя молитва, от сердца сказанная, вполне может быть и доходчивее, и сильнее, и лучше, чем словеса молитв, когда человек их просто повторяет как «тра-та-та-та» много-много раз.

Конечно, лучше два слова от сердца сказать, чем тысячи слов механически. Но это не значит, что мы должны отложить церковные книги, в которых содержатся эти молитвы, и молиться просто от души. Одно другого не исключает. Молитесь от сердца, когда у Вас есть что Богу сказать. А когда у Вас пустота, берите молитву и читайте чужие слова. Но ведь чужие слова — это же не просто слова. Это произведение! Человек вкладывал в эти слова свою душу, свои чувства, находил какие-то параллели. Он вел внутреннюю работу.

Молитва — это же как поэзия. Мы можем любоваться природой и говорить чьими-то стихами, потому что это прекрасно сказано. И это отражает наши чувства лучше, чем если мы скажем своими словами, которые не всегда найдешь в своей душе.

Так и молитвы. Это тоже произведение духа человеческого. Причем очень многие молитвы — это высокие образцы. Почему бы нам не приобщаться к этим высоким образцам? Это именно искусство человеческого духа в разговоре с Богом. Причем, это многое нам откроет в нашей духовной жизни. Потому что когда мы говорим словами молитвы, то мы прикасаемся к духовному опыту того человека, который ее составил. Если у нас в молитвенном правиле есть молитвы, составленные Василием Великим, Иоанном Златоустом, Ефремом Сириным, Романом Сладкопевцем, то мы приобщаемся к их духовному опыту. Разве это плохо? Разве это нас не обогатит? Обогатит. Так что даже чисто технически это удобно и полезно, но это не отменяет молитв, когда хочется Богу сказать своими словами.

Когда у меня бывает желание сказать Богу что-то своими словами, я начинаю говорить, но вдруг понимаю, что я говорю вовсе не своими словами, а складываю кусочки из молитв, псалмов или еще откуда-то. Оно слетает с языка, потому что отражает то, что я и хотел сказать. Получается такое скольжение по молитвам: набираешь из них каких-то фраз и говоришь Богу. А потом переходишь все равно на какой-нибудь псалом или молитву.

«Грех ведь — это не просто какое-то действие? Это совокупность мотивов и отношения к нему или всё же бюрократия: совершил это и это из списка — значит, грех?»

Что касается слов «грех — не просто действие...». На самом деле, грех — это не просто действие, совокупность мотивов и отношение к нему, это гораздо большее. Это рана на душе. Это повреждение своей души, которое мы сами себе делаем. Вот что такое грех! Конечно, сюда же входит и инструментарий (то, с помощью чего мы это повреждение себе делаем, чем мы руководствовались, как мы к этому относимся). Но грех — это то повреждение души, которое мы себе причиняем, а Вы назвали только инструментарий — действия, мотивы и отношение.

Это подобно тому, как человек простыл, подхватил грипп, болезнь проявляется в ломоте, недомогании, температуре, потливости, кашле — это все признаки болезни. Но если мы будем бороться с признаками, а с самой болезнью не будем, то толку будет мало. Так и грех. Это именно болезнь.

Фото roswitha Senia с сайта Pixabay 
Фото roswitha Senia с сайта Pixabay